Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 9 | 9 | 9 | 9 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.
1.1. | ознакомление студентов с основными этапами становления и развития рекреационной географии, изучение закономерностей территориальной организации рекреационных систем различного класса, природных и культурно-исторических ресурсов мировых туристских центров, России в целом и Алтайского региона. Основные задачи: 1. Освоение студентами основных понятий и категорий курса. 2. Изучение особенностей территориально-рекреационных систем, составных подсистем – группы отдыхающих, природного и культурно-исторического комплекса, технических сооружений, обслуживающего персонала и органа управления. 3. 3. Изучение объектов и субъектов рекреации в различных социокультурных образованиях, пространственных закономерностей и особенностей поведения людей в процессе рекреационной деятельности (преимущественно квартального и годового циклов). |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01 |
ПК-4 | способностью применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму, объектах природного и культурного наследия, анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения, виды рекреационной и туристской деятельности, особенности развития туристской инфраструктуры, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - об актуальных теоретических вопросах дисциплины; - базовые и теоретические понятия и методы рекреационной географии, об объектах природного и культурного наследия, туристско-рекреационные потребности, виды рекреационной деятельности, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять базовые и теоретические понятия и методы рекреационной географии, знания об объектах природного и культурного наследия, туристско-рекреационных потребностях, видах рекреационной деятельности, своеобразии территориальных рекреационных систем России и мира, Алтая. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - использования базовых и теоретических понятий и методов рекреационной географии, об объектах природного и культурного наследия, туристско-рекреационных потребностях, видах рекреационной деятельности, своеобразия территориальных рекреационных систем России и мира, Алтая. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Рекреационная география как наука | ||||||
1.1. | Рекреационная география как наука | Лекции | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Рекреационная география как наука | Практические | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Составление терминологического словаря. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Понятие о рекреации. Рекреация и отдых. | ||||||
2.1. | Рекреация как социокультурный феномен современности. Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации. | Лекции | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Понятие о рекреации. Рекреация и отдых. | Практические | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Отдых и рекреация: общее и особенное. | Сам. работа | 4 | 1 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Основные понятия и термины, характеризующие рекреацию. | ||||||
3.1. | Время свободное и рекреационное. Рекреационная деятельность и рекреационный потенциал. Виды рекреационной деятельности. Рекреационый потенциал. Условия и факторы рекреационной деятельности. | Лекции | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Рекреационное время и пространство. | Практические | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Составление схем по основным понятиям, рассмотренным в теме, терминологический словарь | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Природные и культурно-истоические рекреационные ресурсы. Объекты Всемирного наследия в туризме. | ||||||
4.1. | Природные рекреационные ресурсы (понятие и классификации). Культурно-исторические рекреационные ресурсы: сущность, классификация. Всемирное природное и культурное наследие. | Лекции | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Природные и культурно-исторические рекреационные ресурсы. Объекты Всемирного наследия в России и Алтайском регионе. | Практические | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 5. Учение о территориальных рекрационных системах. | ||||||
5.1. | Рекреационные и территориальные рекреационные системы и подсистемы. Основные подсистемы ТРС. | Лекции | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 6. Рекреационное природопользование | ||||||
6.1. | Рекреационное природопользование и охрана природы. Рекреационные нагрузки на природные комплексы и методика их определения. Стадии рекреационной дигрессии. | Лекции | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 7. Рекреационная деятельность: особенности и принципы организации. | ||||||
7.1. | Рекреационные потребности. Факторы формирования рекреационных потребностей. Функции рекреационной деятельности. Четыре типа рекреационных занятий. Элементарные рекреационные занятия как компоненты рекреационной деятельности. | Лекции | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
7.2. | Терминологический словарь (цикл рекреационных занятий, классификация рекреационной деятельности, элементарные рекреационные занятия). | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 8. Рекреационное районообразование и районирование | ||||||
8.1. | Рекреационное районообразование и районирование, районообразующие признаки. Определение рекреационного района и его характерные черты.Понятие о туристическом регионе. Региональный туризм. | Лекции | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
8.2. | Рекреационное и туристское районирование. | Практические | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
8.3. | Туристские районы: иерархия и типология. Районы узкой и широкой специализации | Практические | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 9. Рекреационное и туристское районирование России | ||||||
9.1. | Рекреационное районирование России. Схема В.С. Преображенского (1973, 1980), И.В. Зорина, ученых РМАТ (1994, 1996). Четыре рекреационных зоны на территории России. | Лекции | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
9.2. | Центр России и Европейский Север. | Практические | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 10. Туристское районирование Алтайского края | ||||||
10.1. | Туристское районирование Алтайского края и Республики Алтай. | Лекции | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
10.2. | Перспективы развития туризма на Алтае. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина». | Практические | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
10.3. | Электронные презентации по районам. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. ФОС по дисциплине в разделе Приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. ФОС по дисциплине в разделе Приложения |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. ФОС по дисциплине в разделе Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова | Рекреационная география: учебно-методический комплекс | М.: Флинта, 2005 | |
Л1.2 | Н.Ф. Харламова | Рекреационная география: учебное пособие | Барнаул: АлтГУ, 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | авт.-сост. В.Е. Арефьев, А.Г. Редькин | Теория и методология рекреационной географии: учебное пособие для магистров и аспирантов | Барнаул: АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | авт.-сост. В.Е. Арефьев, А.Г. Редькин | Теория и методология рекреационной географии: учебное пособие для аспирантов и магистрантов | Барнаул: АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/74 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.russiatourism.ru/ - официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ | |||
Э2 | http://www.altairegion22.ru/ - официальный сайт администрации Алтайского края | |||
Э3 | Курс в Moodle «Рекреационная география» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Microsoft Office 2010 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к практическим занятиям Планы занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к практическому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД . Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД . Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |