МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рекреационная география

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 9
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 9 9 9 9
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Харламова Н.Ф.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Рекреационная география

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с основными этапами становления и развития рекреационной географии, изучение закономерностей территориальной организации рекреационных систем различного класса, природных и культурно-исторических ресурсов мировых туристских центров, России в целом и Алтайского региона.
Основные задачи:
1. Освоение студентами основных понятий и категорий курса.
2. Изучение особенностей территориально-рекреационных систем, составных подсистем – группы отдыхающих, природного и культурно-исторического комплекса, технических сооружений, обслуживающего персонала и органа управления.
3. 3. Изучение объектов и субъектов рекреации в различных социокультурных образованиях, пространственных закономерностей и особенностей поведения людей в процессе рекреационной деятельности (преимущественно квартального и годового циклов).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму, объектах природного и культурного наследия, анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения, виды рекреационной и туристской деятельности, особенности развития туристской инфраструктуры, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об актуальных теоретических вопросах дисциплины;
- базовые и теоретические понятия и методы рекреационной географии, об объектах природного и культурного наследия, туристско-рекреационные потребности, виды рекреационной деятельности, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира.
3.2.Уметь:
3.2.1. - применять базовые и теоретические понятия и методы рекреационной географии, знания об объектах природного и культурного наследия, туристско-рекреационных потребностях, видах рекреационной деятельности, своеобразии территориальных рекреационных систем России и мира, Алтая.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования базовых и теоретических понятий и методов рекреационной географии, об объектах природного и культурного наследия, туристско-рекреационных потребностях, видах рекреационной деятельности, своеобразия территориальных рекреационных систем России и мира, Алтая.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Рекреационная география как наука
1.1. Рекреационная география как наука Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Рекреационная география как наука Практические 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Составление терминологического словаря. Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Понятие о рекреации. Рекреация и отдых.
2.1. Рекреация как социокультурный феномен современности. Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации. Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Понятие о рекреации. Рекреация и отдых. Практические 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Отдых и рекреация: общее и особенное. Сам. работа 4 1 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Основные понятия и термины, характеризующие рекреацию.
3.1. Время свободное и рекреационное. Рекреационная деятельность и рекреационный потенциал. Виды рекреационной деятельности. Рекреационый потенциал. Условия и факторы рекреационной деятельности. Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Рекреационное время и пространство. Практические 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Составление схем по основным понятиям, рассмотренным в теме, терминологический словарь Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Природные и культурно-истоические рекреационные ресурсы. Объекты Всемирного наследия в туризме.
4.1. Природные рекреационные ресурсы (понятие и классификации). Культурно-исторические рекреационные ресурсы: сущность, классификация. Всемирное природное и культурное наследие. Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.2. Природные и культурно-исторические рекреационные ресурсы. Объекты Всемирного наследия в России и Алтайском регионе. Практические 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Учение о территориальных рекрационных системах.
5.1. Рекреационные и территориальные рекреационные системы и подсистемы. Основные подсистемы ТРС. Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Рекреационное природопользование
6.1. Рекреационное природопользование и охрана природы. Рекреационные нагрузки на природные комплексы и методика их определения. Стадии рекреационной дигрессии. Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Рекреационная деятельность: особенности и принципы организации.
7.1. Рекреационные потребности. Факторы формирования рекреационных потребностей. Функции рекреационной деятельности. Четыре типа рекреационных занятий. Элементарные рекреационные занятия как компоненты рекреационной деятельности. Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
7.2. Терминологический словарь (цикл рекреационных занятий, классификация рекреационной деятельности, элементарные рекреационные занятия). Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 8. Рекреационное районообразование и районирование
8.1. Рекреационное районообразование и районирование, районообразующие признаки. Определение рекреационного района и его характерные черты.Понятие о туристическом регионе. Региональный туризм. Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
8.2. Рекреационное и туристское районирование. Практические 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
8.3. Туристские районы: иерархия и типология. Районы узкой и широкой специализации Практические 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 9. Рекреационное и туристское районирование России
9.1. Рекреационное районирование России. Схема В.С. Преображенского (1973, 1980), И.В. Зорина, ученых РМАТ (1994, 1996). Четыре рекреационных зоны на территории России. Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
9.2. Центр России и Европейский Север. Практические 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 10. Туристское районирование Алтайского края
10.1. Туристское районирование Алтайского края и Республики Алтай. Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
10.2. Перспективы развития туризма на Алтае. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина». Практические 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
10.3. Электронные презентации по районам. Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС по дисциплине в разделе Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине в разделе Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине в разделе Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова Рекреационная география: учебно-методический комплекс М.: Флинта, 2005
Л1.2 Н.Ф. Харламова Рекреационная география: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. В.Е. Арефьев, А.Г. Редькин Теория и методология рекреационной географии: учебное пособие для магистров и аспирантов Барнаул: АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 авт.-сост. В.Е. Арефьев, А.Г. Редькин Теория и методология рекреационной географии: учебное пособие для аспирантов и магистрантов Барнаул: АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/74
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.russiatourism.ru/ - официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ
Э2 http://www.altairegion22.ru/ - официальный сайт администрации Алтайского края
Э3 Курс в Moodle «Рекреационная география» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к практическим занятиям

Планы занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к практическому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.