Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z37_04_01_ПС-1- 2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 56 | 56 | 56 | 56 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | - Знание и понимание форм сексуальных расстройств - Знание о норме и патологии сексуального влечения - Знание о различных методологиях изучения и классификации сексуальныз расстройств - Знание способов психологического вмешательства при сексуальных расстройствах - Знание о неблагоприятных факторах, обусловливающих развитие сексуальных расстройств |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-5 | готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам |
СПК -1 | Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
СПК - 2 | Способность осуществлять психологическую помощь работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) средствами психологического консультирования и психологического тренинга. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - иметь представления о классификации сексуальных расстройств - знать о причинах развития сексуальных рассройств - иметь представление о мужских и женских сексуальных расстройствах - знать о психологических способах работы с сексуальными дисфункциями |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - уметь реализовать психологический анализ поведения при сексуальном расстройстве - уметь применить знания о факторах развития сексуальных расстройств в контексте психологического вмешательства - уметь применить знания о сексуальных дисфункциях в психологическом вмешательстве - уметь сопоставить факторы различной природы в возникновении и развитии сексуальных расстройств |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - владеть методами диагностики сексуальных расстройств - владеть способами оценки поведения при сексуальном расстройстве - владеть способами написания отчета по результатам вмешательства при сексуальных расстройствах - владеть методами психологической оценки и диагностики в работе с сексуальными расстройствами |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Сексуальные расстройства: подходы, классификации | ||||||
1.1. | Понятие сексуального расстройства | Лекции | 3 | 2 | СПК - 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Этиология сексуальных расстройств | Лекции | 3 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Сексуальная функция как личностная ценность человека | Сам. работа | 3 | 2 | СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Причины сексуальных расстройств | Сам. работа | 3 | 2 | СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Понятие и подходы к изучению сексуальных перверсий | Сам. работа | 3 | 2 | СПК - 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Сексуальные расстройства у мужчин | ||||||
2.1. | Сексуальное расстройство отсутствия или потери полового влечения | Практические | 3 | 2 | СПК - 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Сексуальное расстройство нарушения эрекции | Сам. работа | 3 | 4 | СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Мужская диспареуния. Причины, методы и цели психологического вмешательства | Сам. работа | 3 | 2 | СПК - 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Нарушения оргазма: оргазмическая ангедония, психогенное анэякуляторное расстройство, затруднённая эякуляция | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Расстройство преждевременной эякуляции | Сам. работа | 3 | 2 | СПК - 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи | Практические | 3 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Психологические подходы к пониманию перверсий в мужской сексопатологии | Сам. работа | 3 | 3 | СПК - 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Сексуальные расстройства у женщин | ||||||
3.1. | Половая холодность (фригидность). Факторы возникновения, методы психологического вмешательства | Практические | 3 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Функциональный болевой (алгический) синдром. Факторы возникновения, методы психологического вмешательства | Сам. работа | 3 | 2 | СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Вагинизм. Факторы возникновения, методы психологического вмешательства | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Нимфомания. Факторы возникновения, методы психологического вмешательства | Сам. работа | 3 | 2 | СПК - 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Мастурбация и онанизм у женщин | Сам. работа | 3 | 3 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.6. | Психологические подходы к пониманию перверсий в женской сексопатологии | Сам. работа | 3 | 3 | СПК - 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.7. | Парафилии: категории | Сам. работа | 3 | 3 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.8. | Педофилия, культурно-исторический контекст | Сам. работа | 3 | 1 | СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.9. | Фроттаж, Эксгибиционизм, Вуайеризм | Практические | 3 | 2 | СПК - 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.10. | Трансвестизм, трансгендеризм | Сам. работа | 3 | 1 | СПК - 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.11. | Садизм, Мазохизм: патология или альтернативная форма сексуальности | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.12. | Рассмотрение категорий парафилий | Сам. работа | 3 | 3 | СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.13. | Культурно-исторический анализ педофилии как перверсии сексуального влечения | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.14. | Рассмотрение фроттажа, вуайеризма, эксгибицонизма | Сам. работа | 3 | 3 | СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.15. | Изучение трансвестизма и трансгендеризма | Сам. работа | 3 | 3 | СПК - 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.16. | Методы психологического вмешательства при сексуальных расстройствах | Сам. работа | 3 | 3 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.17. | Семья и проблемы сексуальной жизни | Сам. работа | 3 | 3 | СПК - 2, СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.18. | Зачет | Зачет | 3 | 4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Исторические аспекты формирования гендерных представлений. 2. Гендерные представления в разных культурах. 3. Стратификация полов в разных культурах 4. Предмет, задачи и методы гендерной психологии 5. Дать определение половому диморфизму. 6. Дать определение понятиям пол и гендер. 7. Какие механизмы и факторы участвуют в формировании пола и гендера. 8. Раскрыть современную проблему разнообразия гендерных ролей и дискурсов в обществе. 9. Объясните хромосомный уровень формирования пола. 10. Раскройте роль социального научения в формировании гендерной идентичности. 11. Какие аномальные варианты пренатальной половой дифференциации вам известны. 12. В чем смысл интеракциональной модели формирования гендерной идентичности? 13. Какие морфологические различия между мужчинами и женщинами вам известны? 14. Что вам известно о "мужских" и "женских" болезнях? 15. Почему трансуксуализм считается расстройством, а трансгендеризм альтернативой сексуальности? 16. Что вам известно о половых и гендерных стереотипах в современном обществе? 17. О каких психологических, эмоциональных, когнитивных, мотивационных различиях между мужчинами и женщинами вам известно? 18. Почему в вопросах индивидуальной и профессиональной дезадаптации необходимо учитывать гендерный аспект? 19. Объясните смысл эволюцинных различий полового поведения мужчин и женщин. 20. Существуют ли различия в том, как мужчины и женщины переносят личностное одиночество? 21. Что вам известно о различиях между мужчинами и женщинами в вопросе создания семьи? 22. Возможно ли маскулинность, феминность, андрогинность рассматривать как варианты индивидуально-личностной адаптации? |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. История гендерной психологии. 2. Различия гендерной стратификации в культурах европейских стран. 3. Половой диморфизм. 4. Маскулинность, феминность, андрогинность как стратегии адаптации. 5. Этапы формирования пола. 6. Пол и гендер: варианты несовпадения. 7. Мужчины и женщины: сенсорные, эмоциональные, мотивационные, поведенческие различия. 8. Гендерные аспекты одиночества. 9. Гендерная философия создания семейно-брачных отношений. 10. Гендерные особенности кризисов в семье. Типичные кризисы. 11. Мужчины и женщины морфологические особенности некоторых зон головного мозга. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ключко О.И. - отв. ред. | ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Сорокоумова Е. А., Талакова Е. А. | ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Я-КОНЦЕПЦИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ключко О. И. | Гендерный подход в социальном познании и образовании: Научные монографии | Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань» ЭБС «Университетская библиотека online» ЭБС издательства «Юрайт» ЭБС АлтГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме. Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выпол-нении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий. Темы для выполнения обязательной работы студента: 1. Дать определение понятию сексуального расстройства 2. Сформулировать основные причины сексуальных расстройств. 3. Сформулировать психологические причины развития сексуальных расстройств 4. Определить существующие классификации и подходы к изучению сексуальных расстройств. 5. Определить причины и картину расстройства нарушения эрекции у мужчин. 6. Определить причины и картину диспареунии у мужчин. 7. Определить причины и картину оргазмической ангедонии у мужчин. 8. Сформулировать причины и картину психогенного анэякуляторного расстройства у мужчин. 9. Определить причны и формы затруднённой эякуляции у мужчин. 10. Объяснить синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи. 11. Дать определение понятию сексуальная перверсия. Назвать типы сексуальных перверсий. 12. Сформулировать причины и картину половой холодности (фригидности) у женщин. 13. Определить причины функционального болевого (алгического) синдрома. 14. Сформулировать факторы возникновения, методы психологического вмешательства при алгическом синдроме у женщин. 15. ОБъяснить основную симптоматику вагинизма у женщин. 16. Сформулировать факторы возникновения вагинизма у женщин. 17. Составить картину нимфомании. 18. Сформулировать возможные психологические факторы нимфомании. Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по курсу, составлять развернутый конспект рассматриваемых тем. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомен-дуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей ка-чественной подготовке по конкретному разделу дисциплины. Перечисленные ниже проблематики тем контролируемой самостоятельной работы студента направлены на углубленное изучение и закреп-ление знаний студента в области аномалий личности, на формирование навыков анализа диагностики личностных расстройств. Темы контролируемой самостоятельной работы студента: 1. Семья и проблемы сексуальной жизни. 2. Понятие сексуальной травмы. 3. Норма и сексуальное влечение. 4. Психологическое вмешательство при сексуальных расстройствах. 5. Сексуальные перверсии. Классификации, этиология. 6. Сексуальное влечение как компонент личности. Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по предмету. На практических занятиях по предмету «Психологическое консультирование по вопросам сексуальной идентичности» рассматриваются концепции и представления о норме и патологии сексуального поведения, вопросы психологической диагностики и психологического вмешательства при сексуальных расстройствах. Практическая работа студентов на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений и навыков понимания особенностей сексуальных расстройств, анализа подходов к рассмотрению психической нормы и патологии. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект предложенных текстов по рассматриваемой проблематике, выделять важные и второстепенные признаки исследуемых явлений. На практических занятиях, посвященных рассмотрению концепций сексуальных расстройств, студентам необходимо выслушивать доклады одногруппников, формулировать и задавать вопросы по проблемным аспектам теории, предлагать варианты их методологических решений. На практических занятиях, посвященных анализу патологического сексуального поведения студентам предлагается провести анализ отдельных симптомов и признаков сексуального поведения. К каждому практическому занятию студенты получают возможность сделать доклад по предложенным темам. На самом занятии они должны слушать и анализировать доклады сокурсников для участия в последующем обсуждении проблемы. |