МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое консультирование по вопросам сексуальной идентичности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-23- 2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 56
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 56 56 56 56
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Юсупов Павел Рафаэльевич

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психологическое консультирование по вопросам сексуальной идентичности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- Знание и понимание форм сексуальных расстройств
- Знание о норме и патологии сексуального влечения
- Знание о различных методологиях изучения и классификации сексуальныз расстройств
- Знание способов психологического вмешательства при сексуальных расстройствах
- Знание о неблагоприятных факторах, обусловливающих развитие сексуальных расстройств

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
СПК - 2 Способность осуществлять психологическую помощь работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) средствами психологического консультирования и психологического тренинга.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- иметь представления о классификации сексуальных расстройств
- знать о причинах развития сексуальных рассройств
- иметь представление о мужских и женских сексуальных расстройствах
- знать о психологических способах работы с сексуальными дисфункциями
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь реализовать психологический анализ поведения при сексуальном расстройстве
- уметь применить знания о факторах развития сексуальных расстройств в контексте психологического вмешательства
- уметь применить знания о сексуальных дисфункциях в психологическом вмешательстве
- уметь сопоставить факторы различной природы в возникновении и развитии сексуальных расстройств
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть методами диагностики сексуальных расстройств
- владеть способами оценки поведения при сексуальном расстройстве
- владеть способами написания отчета по результатам вмешательства при сексуальных расстройствах
- владеть методами психологической оценки и диагностики в работе с сексуальными расстройствами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сексуальные расстройства: подходы, классификации
1.1. Понятие сексуального расстройства Лекции 3 2 СПК - 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Этиология сексуальных расстройств Лекции 3 2 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Сексуальная функция как личностная ценность человека Сам. работа 3 2 СПК -1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Причины сексуальных расстройств Сам. работа 3 2 СПК -1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Понятие и подходы к изучению сексуальных перверсий Сам. работа 3 2 СПК - 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Сексуальные расстройства у мужчин
2.1. Сексуальное расстройство отсутствия или потери полового влечения Практические 3 2 СПК - 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Сексуальное расстройство нарушения эрекции Сам. работа 3 4 СПК -1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Мужская диспареуния. Причины, методы и цели психологического вмешательства Сам. работа 3 2 СПК - 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Нарушения оргазма: оргазмическая ангедония, психогенное анэякуляторное расстройство, затруднённая эякуляция Сам. работа 3 4 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Расстройство преждевременной эякуляции Сам. работа 3 2 СПК - 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи Практические 3 2 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Психологические подходы к пониманию перверсий в мужской сексопатологии Сам. работа 3 3 СПК - 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Сексуальные расстройства у женщин
3.1. Половая холодность (фригидность). Факторы возникновения, методы психологического вмешательства Практические 3 2 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Функциональный болевой (алгический) синдром. Факторы возникновения, методы психологического вмешательства Сам. работа 3 2 СПК -1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Вагинизм. Факторы возникновения, методы психологического вмешательства Сам. работа 3 2 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Нимфомания. Факторы возникновения, методы психологического вмешательства Сам. работа 3 2 СПК - 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Мастурбация и онанизм у женщин Сам. работа 3 3 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Психологические подходы к пониманию перверсий в женской сексопатологии Сам. работа 3 3 СПК - 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Парафилии: категории Сам. работа 3 3 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Педофилия, культурно-исторический контекст Сам. работа 3 1 СПК -1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Фроттаж, Эксгибиционизм, Вуайеризм Практические 3 2 СПК - 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.10. Трансвестизм, трансгендеризм Сам. работа 3 1 СПК - 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.11. Садизм, Мазохизм: патология или альтернативная форма сексуальности Сам. работа 3 1 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.12. Рассмотрение категорий парафилий Сам. работа 3 3 СПК -1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.13. Культурно-исторический анализ педофилии как перверсии сексуального влечения Сам. работа 3 2 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.14. Рассмотрение фроттажа, вуайеризма, эксгибицонизма Сам. работа 3 3 СПК -1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.15. Изучение трансвестизма и трансгендеризма Сам. работа 3 3 СПК - 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.16. Методы психологического вмешательства при сексуальных расстройствах Сам. работа 3 3 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.17. Семья и проблемы сексуальной жизни Сам. работа 3 3 СПК - 2, СПК -1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.18. Зачет Зачет 3 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Исторические аспекты формирования гендерных представлений.
2. Гендерные представления в разных культурах.
3. Стратификация полов в разных культурах
4. Предмет, задачи и методы гендерной психологии
5. Дать определение половому диморфизму.
6. Дать определение понятиям пол и гендер.
7. Какие механизмы и факторы участвуют в формировании пола и гендера.
8. Раскрыть современную проблему разнообразия гендерных ролей и дискурсов в обществе.
9. Объясните хромосомный уровень формирования пола.
10. Раскройте роль социального научения в формировании гендерной идентичности.
11. Какие аномальные варианты пренатальной половой дифференциации вам известны.
12. В чем смысл интеракциональной модели формирования гендерной идентичности?
13. Какие морфологические различия между мужчинами и женщинами вам известны?
14. Что вам известно о "мужских" и "женских" болезнях?
15. Почему трансуксуализм считается расстройством, а трансгендеризм альтернативой сексуальности?
16. Что вам известно о половых и гендерных стереотипах в современном обществе?
17. О каких психологических, эмоциональных, когнитивных, мотивационных различиях между мужчинами и женщинами вам известно?
18. Почему в вопросах индивидуальной и профессиональной дезадаптации необходимо учитывать гендерный аспект?
19. Объясните смысл эволюцинных различий полового поведения мужчин и женщин.
20. Существуют ли различия в том, как мужчины и женщины переносят личностное одиночество?
21. Что вам известно о различиях между мужчинами и женщинами в вопросе создания семьи?
22. Возможно ли маскулинность, феминность, андрогинность рассматривать как варианты индивидуально-личностной адаптации?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. История гендерной психологии.
2. Различия гендерной стратификации в культурах европейских стран.
3. Половой диморфизм.
4. Маскулинность, феминность, андрогинность как стратегии адаптации.
5. Этапы формирования пола.
6. Пол и гендер: варианты несовпадения.
7. Мужчины и женщины: сенсорные, эмоциональные, мотивационные, поведенческие различия.
8. Гендерные аспекты одиночества.
9. Гендерная философия создания семейно-брачных отношений.
10. Гендерные особенности кризисов в семье. Типичные кризисы.
11. Мужчины и женщины морфологические особенности некоторых зон головного мозга.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ключко О.И. - отв. ред. ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Сорокоумова Е. А., Талакова Е. А. ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Я-КОНЦЕПЦИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ключко О. И. Гендерный подход в социальном познании и образовании: Научные монографии Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.


Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выпол-нении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий.
Темы для выполнения обязательной работы студента:
1. Дать определение понятию сексуального расстройства
2. Сформулировать основные причины сексуальных расстройств.
3. Сформулировать психологические причины развития сексуальных расстройств
4. Определить существующие классификации и подходы к изучению сексуальных расстройств.
5. Определить причины и картину расстройства нарушения эрекции у мужчин.
6. Определить причины и картину диспареунии у мужчин.
7. Определить причины и картину оргазмической ангедонии у мужчин.
8. Сформулировать причины и картину психогенного анэякуляторного расстройства у мужчин.
9. Определить причны и формы затруднённой эякуляции у мужчин.
10. Объяснить синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи.
11. Дать определение понятию сексуальная перверсия. Назвать типы сексуальных перверсий.
12. Сформулировать причины и картину половой холодности (фригидности) у женщин.
13. Определить причины функционального болевого (алгического) синдрома.
14. Сформулировать факторы возникновения, методы психологического вмешательства при алгическом синдроме у женщин.
15. ОБъяснить основную симптоматику вагинизма у женщин.
16. Сформулировать факторы возникновения вагинизма у женщин.
17. Составить картину нимфомании.
18. Сформулировать возможные психологические факторы нимфомании.

Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по курсу, составлять развернутый конспект рассматриваемых тем.
Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомен-дуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей ка-чественной подготовке по конкретному разделу дисциплины.
Перечисленные ниже проблематики тем контролируемой самостоятельной работы студента направлены на углубленное изучение и закреп-ление знаний студента в области аномалий личности, на формирование навыков анализа диагностики личностных расстройств.
Темы контролируемой самостоятельной работы студента:
1. Семья и проблемы сексуальной жизни.
2. Понятие сексуальной травмы.
3. Норма и сексуальное влечение.
4. Психологическое вмешательство при сексуальных расстройствах.
5. Сексуальные перверсии. Классификации, этиология.
6. Сексуальное влечение как компонент личности.


Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по предмету.


На практических занятиях по предмету «Психологическое консультирование по вопросам сексуальной идентичности» рассматриваются концепции и представления о норме и патологии сексуального поведения, вопросы психологической диагностики и психологического вмешательства при сексуальных расстройствах. Практическая работа студентов на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений и навыков понимания особенностей сексуальных расстройств, анализа подходов к рассмотрению психической нормы и патологии. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект предложенных текстов по рассматриваемой проблематике, выделять важные и второстепенные признаки исследуемых явлений.
На практических занятиях, посвященных рассмотрению концепций сексуальных расстройств, студентам необходимо выслушивать доклады одногруппников, формулировать и задавать вопросы по проблемным аспектам теории, предлагать варианты их методологических решений.
На практических занятиях, посвященных анализу патологического сексуального поведения студентам предлагается провести анализ отдельных симптомов и признаков сексуального поведения.
К каждому практическому занятию студенты получают возможность сделать доклад по предложенным темам. На самом занятии они должны слушать и анализировать доклады сокурсников для участия в последующем обсуждении проблемы.