МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Анатомия и физиология человека

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-6-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Анатомия и физиология человека

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2014-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать студентам фундаментальные и прикладные аспекты анатомии физиологии человека, обеспечивающие студентам освоение смежных дисциплин в подготовке биолога и использование анатомических и физиологических знаний и навыков в педагогической деятельности.
сформировать представление о принципах системной организации, дифференциации, интеграции органов и систем организма человека;
знать строение и функции основных систем органов человека;
научить анализировать строение органов и систем с точки зрения выполняемой функции;
понимать морфофункциональные связи в строении тела человека, единство организма, его структуры с внешней средой.
принципы восприятия, передачи и переработки информации в организме; регуляцию жизненных функций и системыобеспечения гомеостаза; формирование иммунитета; молекулярные механизмы физиологических процессов; ферменты, гормоны, биологически активные вещества; основы высшей нервной деятельности (ВНД); особенности ВНД и психофизиологические осбенности человека; методы анализа морфо-физиологических особенностей человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-9 способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности строения и функционирования организма человека, их отдельных систем, органов тканей и клеток.
теоретические основы и базовые представления физиологических наук о структурной и функциональной организации биологических объектов и гомеостатической регуляции.
методы физиологических исследований
3.2.Уметь:
3.2.1.демонстрировать на анатомических препаратах, муляжах и планшетах строение органов и систем.
объяснять особенности строения органов и систем с точки зрения выполняемой функции;
оценить функциональное состояние конкретного испытуемого, работать с приборами, интерпретировать результаты физиологического исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представления об основных принципах строения и функционировапния органов, систем органов и организма человека в целом
владеть основными физиологическими методами анализа и оценки состояния организма человека.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Положение человека в системе животного мира. Эмбриональное развитие человека.Общая физиология. Строение и функции основных систем органов человека
1.1. Предмет изучения анатомии и физиологии. Анатомия и физиология как науки, изучающие строение и функции основных систем органов и человека на организменном, органном, тканевом и клеточном уровнях. Общие принципы регуляции жизненных функций и системы обеспечения гомеостаза. Лекции 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Анатомия и физиология опорно двигательного аппарата.
2.1. Особенности строения пассивной и активной части опорно-двигательного аппарата. Физиология возбудимых тканей, электрофизиология мышечных сокращений. Лекции 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Регистрация электромиограммы Динамометрия. Исследование максимального мышечного усилия и силовой выносливости мышц кисти. Практические 1 3 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Функциональная миология Сам. работа 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Анатомия и физиология нервной системы
3.1. Общий план строения нервной системы человека. Общие принципы нервной регуляции жизненных функций. Общая физиология нервной системы. Распространение и передача возбуждения в нервной системе. Нервные сети и основные законы их функционирования. Рефлексы и рефлекторные дуги. Лекции 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Исследование безусловных рефлексов человека Рефлексы ствола головного мозга Модулирующее влияние различных отделов цнс на коленный рефлекс Оценка вегетативного тонуса организма по сумме интегративных показателей различных функциональных систем. Практические 1 3 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Частная анатомия и физиология нервной системы: Вегетативная нервная система. Лимбическая система Строение и функции коры больших полушарий Сам. работа 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Анатомия и физиология эндокринной системы.
4.1. Особенности строения и функционирования желез внутренней секреции. Гормоны. Биологически активные вещества. Значение и место эндокринной регуляции в общей системе интеграционных механизмов. Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма. Симаптоадреналовая система, гормональная регуляция водно-солевого гомеостаза. Лекции 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Железы внутренней секреции, их гормоны Сам. работа 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Кровь и формирование иммунитета животных и человека.
5.1. Кровь, ее функции, состав, количество и физико-химические свойства. Плазма крови. Функции белков плазмы крови. Форменные элементы крови. Защитная функция крови. Формирование иммунитета человека. Молекулярно-клеточные основы разделения крови на группы, клиническое значение групп крови и резус-фактора. Практические 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Определение содердания форменных элементов и гемоглобина Определение групп крови Определение скорости свертывания крови. Практические 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Роль гемостаза в поддержании целостности организма. Противосвертывающая система крови. Органы кроветворения. Кроветворение и его регуляция. Особенности строения лимфатических сосудов. Строение тимуса, лимфатических узлов, селезенки. Лимфа, ее состав, функции образование. Сам. работа 1 3 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Анатомия и физиология системы кровообращения кровообращения
6.1. Строение сердца. Свойства сердечной мышцы. Механическая работа сердца. Тоны сердца. Электрокардиограмма. Строение сосудов и функциональные типы сосудов. Основные законы гемодинамики. Давление в артериальном русле. Артериальный пульс. Капиллярный кровоток. Кровообращение в венах. Регуляция кровообращения: местные механизмы регуляции кровообращения, нейрогуморальная регуляция системного кровообращения. Практические 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Электрокардиография Функциональные пробы для изучения состояния сердца с использованием электрокардиограммы Тоны сердца Измерение артериального пульса и его классификация Измерение кровяного давления в артериях человека Сам. работа 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Регуляция работы сердца: внутриклеточная, межклеточная, экстракардиальная нервная регуляция, гуморальная регуляция, гипоталамическая регуляция, корковая регуляция, рефлекторная регуляция. Практические 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Анатомия и физиология дыхательной смистемы.Дыхание и обмен веществ
7.1. Дыхание и обмен веществ Лекции 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Определение «нормальных» параметров респираторной функции. формулы и номограммы Определение тренированности дыхательной мускулатуры Влияние наполнения легких на продолжительность задержки дыхания Спирометрия. определение ЖЕЛ и составляющих ее объемов Практические 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Строения легких. Практические 1 1 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Строение и функции выделительной системы.
8.1. Строение почки. Нервная регуляция деятельности почки. Лекции 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.2. Инкреторная, метаболическая функция почки. Практические 1 1 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 9. Пищеварительная система.
9.1. Структурно-функциональная организация пищеварительной системы. Секреторная функция. Моторная функция. Физиологические механизмы голода, аппетита, жажды.Физиология питания. Лекции 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
9.2. Переваривание крахмала ферментами слюны человека. Влияние желчи на жиры. Переваривание белков. Физиолого-гигиенические основы питания. Составление пищевого рациона. Практические 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
9.3. Ферменты переваривания пищевых веществ. Мембранное пищеварение и всасывание. Сущность обмена веществ. Теплообмен и регуляция температуры тела. Обмен белков. Обмен жиров. Обмен углеводов. Минеральные соли и вода. Витамины. Принципы составления пищевых рационов. Рациональное питание. Концепция адекватного питания. Сам. работа 1 3 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 10. Анатомия и физиология сенсорных систем
10.1. Общая принципы строения и физиология сенсорных систем. Механизмы сенсорного преобразования и проведения сигналов. Соматосенсорная система. Гравитационная сенсорная система. Слуховая сенсорная система. Физические характеристики звуковых сигналов. Зрительная сенсорная система. Организация фоторецепторов. Практические 1 2 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
10.2. Определение остроты зрения. Обнаружение слепого пятна (опыт Мариотта). Формирование изображения на сетчатке. Стереоскопическое зрение. Цветовое зрение. Определение остроты слуха по В.И. Воячеку (шепотная речь). Бинауральный слух. Исследование костной и воздушной проводимости звука. Определение порогов различения. Исследование вкусового анализатора. Определение чувствительности обонятельного анализатора (ольфактометрия). Взаимодействие вкусового и обонятельного анализаторов. Эстезиометрия кожи. Температурная рецепция. Сам. работа 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
10.3. Проприоцептивная сенсорная система. Хеморецепторные сенсорные системы. Основные принципы восприятия, передачи и переработки информации в организме. Сам. работа 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 11. Физиология высшей нервной деятельности
11.1. Выработка и угасание условного рефлекса. Определение функциональной межполушарной асимметрии. Связь реактивности с личностными чертами. Определение объема кратковременной памяти. Функциональная структура поведенческого акта. Детекция лжи. Сам. работа 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
11.2. Физиологические основы психической деятельности человека. Условные рефлексы. Доминанта. Память. Вниимание. Мышление. Речь. Сам. работа 1 4 ОК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет и задачи анатомии и физиологии человека.
2. История развития взглядов на биоэлектрические явления.
3. Критерии оценки функционального состояния возбудимой ткани (определение понятий возбудимость, порог возбуждения, функциональная лабильность).
4. Основные физиологические состояния мембран, ионные механизмы обеспечивающие их поддержание (ПП, ПД).
5. Структура ионселективных каналов и влияние степени их активации на процессы возбуждения в клетке.
6. Механизм раздражения клетки, волокна электрическим током.
7. Механизмы проведения возбуждения.
8. Функции и свойства поперечнополосатых мышц.
9. Молекулярно-клеточный механизм мышечного сокращения
10. Зависимость свойств поперечнополосатых мышц от удлинения.
11. Утомление мышц.
12. Функции и свойства гладких мышц
13. Нервная система и ее компоненты.
14. Проведение возбуждения между клетками. Физиология синапсов. Строение, классификация и функциональные свойства синапсов.
15. Особенности передачи возбуждения в синапсах ЦНС. Возбуждающие и тормозные синапсы и их медиаторные механизмы, ВПСП и ТПСП.
16. Основные принципы и особенности распространения возбуждения в ЦНС (дивергенция, конвергенция, реверберация, окклюзия, облегчение и др.).
17. Рефлекс, структура рефлекторной дуги.
18. Структура и функции спинного мозга.
19. Структура и функции заднего мозга.
20. Структура и функции среднего мозга.
21. Мозжечок
22. Структура и функции промежуточного мозга.
23. Функции коры больших полушарий.
24. Электроэнцефалография.
25. Сравнительная структурно-функциональная характеристика симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, синергизм и относительный антагонизм их влияний.
26. Эндокринная система: строение, функции, нарушения развития, их профилактика.
27. Щитовидная железа, строение, функции, нарушения развития, их профилактика. Паращитовидные железы.
28. Поджелудочная железа, строение, функции, нарушения развития, их профилактика.
29. Надпочечники, строение, функции, нарушения развития.
30. Половые железы, строение, функции, специфическое и неспецифическое действие половых гормонов на органы-мишени, нарушения развития половых желез.
31. Гипофиз, строение, функции, нарушения развития, их профилактика.
32. Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма.
33. Кровь, ее функции состав, количество и физико-химические свойства.
34. Молекулярно-клеточные основы разделения крови на группы, клиническое значение групп крови и резус-фактора.
35. Роль гемостаза в поддержании целостности организма. Противосвертывающая система крови.
36. Функции белков плазмы крови.
37. Кроветворение и его регуляция.
38. Защитная функция крови.
39. Лимфа, ее состав, функции образование.
40. Общие принципы строения сердца.
41. Свойства сердечной мышцы.
42. Механическая работа сердца.
43. Электрокардиограмма.
44. Нервная регуляция деятельности сердца.
45. Гуморальная регуляция деятельности сердца.
46. Строение сосудов и функциональные типы сосудов.
47. Основные законы гемодинамики.
48. Давление в артериальном русле.
49. Артериальный пульс.
50. Капиллярный кровоток.
51. Кровообращение в венах.
52. Нервная регуляция системного кровообращения.
53. Гуморальная регуляция системного кровообращения.
54. Местная регуляция системного кровообращения.
55. Дыхательные движения, функции дыхательных мышц.
56. Легочная вентиляция, легочные объемы.
57. Механика дыхания.
58. Механизм газообмена между легкими и тканями.
59. Перенос кислорода кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина.
60. Перенос углекислого газа кровью.
61. Структура дыхательного центра. Значение различных отделов дыхательного центра в регуляции дыхания.
62. Регуляция ды¬хания.
63. Значение пищеварения. Общий план строения пищеварительной системы.
64. Пищеварение в ротовой полости.
65. Пищеварение в желудке.
66. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.
67. Всасывание и моторная функция кишечника.
68. Обмен веществ, основные показатели (основной обмен, валовый обмен, рабочая прибавка).
69. Параметры обменных процессов в организме. Интенсивность энергетического обмена (правило Рубнера).
70. Теплообмен и регуляция температуры тела.
71. Обмен белков.
72. Обмен жиров.
73. Обмен углеводов.
74. Минеральные соли и вода.
75. Витамины.
76. Принципы составления пищевых рационов.
77. Физиология почки.
78. Регуляция деятельности почек.
79. Сенсорная система, ее структура, свойства и функции.
80. Зрительный анализатор, восприятие зрительной информации.
81. Слух человека.
82. Периферические и центральные механизмы чувства равновесия.
83. Соматосенсорная система.
84. Физиология вкуса и обоняния.
85. Связь между стимулом и поведением: условный рефлекс.
86. Торможение условных рефлексов.
87. Системы головного мозга и память.
88. Основные функции коры больших полушарий. Анализ и синтез.
89. Типы ВНД. Физиологические показатели различных типов.
90. Механизмы формирования целенаправленной деятельности человека.
91. Кость как орган, развитие кости в онтогенезе его варианты. Классификация костей.
92. Соединения костей и их варианты: синартрозы, диартрозы. Классификация суставов и их характеристика.
93. Скелет туловища: позвоночный столб, его отделы; отличительные признаки позвонков относящихся к разным отделам позвоночного столба.
94. Грудная клетка. Грудные ребра. Соединение ребер.
95. Скелет головы. Кости черепа. Череп в целом.
96. Соединения костей черепа – швы и синхондрозы, их возрастные изменения.
97. Скелет верхних конечностей: пояса верхней конечности и свободной верхней конечности.
98. Скелет нижней конечности: пояс нижней конечности, скелет свободной нижней конечности.
99. Общая миология. Развитие мышц в онтогенезе, общая характеристика мышц. Классификация мышц: по форме, по направлению волокон, по положению.
100. Основные понятия биомеханики мышц. Сила и скорость сокращения мышц, их связь с особенностями строения мышц. Отношение мышц к суставам. Мышцы – первичные двигатели, антагонисты и синергисты.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Дыхательная система: функциональное значение, отделы. Развитие органов дыхания в онтогенезе
Мочеполовая система. Развитие в фило- и онтогенезе. Функция. Органы мочеполовой системы.
Симпатическая часть вегетативной нервной системы ее центры и функции. Центральный и периферический отделы симпатической нервной системы.
Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы, ее центры и функции. Центральный и периферический отделы парасимпатической нервной системы.
Проводящие пути нервной системы. Афферентные и эфферентные пути. Их характеристика.
Понятие о пирамидной и экстрапирамидной системах.
Связь между стимулом и поведением: условный рефлекс.
Торможение условных рефлексов.
Системы головного мозга и память.
Основные функции коры больших полушарий. Анализ и синтез.
Типы ВНД. Физиологические показатели различных типов.
Механизмы формирования целенаправленной деятельности человека.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Предмет анатомии и физиологии человека.
2. История развития взглядов на биоэлектрические явления.
3. Критерии оценки функционального состояния возбудимой ткани (определение понятий возбудимость, порог возбуждения, функциональная лабильность).
4. Основные физиологические состояния мембран, ионные механизмы обеспечивающие их поддержание (ПП, ПД).
5. Структура ионселективных каналов и влияние степени их активации на процессы возбуждения в клетке.
6. Механизм раздражения клетки, волокна электрическим током.
7. Механизмы проведения возбуждения.
8. Функции и свойства поперечнополосатых мышц.
9. Молекулярно-клеточный механизм мышечного сокращения
10. Зависимость свойств поперечнополосатых мышц от удлинения.
11. Утомление мышц.
12. Функции и свойства гладких мышц
13. Нервная система и ее компоненты.
14. Проведение возбуждения между клетками. Физиология синапсов. Строение, классификация и функциональные свойства синапсов.
15. Особенности передачи возбуждения в синапсах ЦНС. Возбуждающие и тормозные синапсы и их медиаторные механизмы, ВПСП и ТПСП.
16. Основные принципы и особенности распространения возбуждения в ЦНС (дивергенция, конвергенция, реверберация, окклюзия, облегчение и др.).
17. Рефлекс, структура рефлекторной дуги.
18. Структура и функции спинного мозга.
19. Структура и функции заднего мозга.
20. Структура и функции среднего мозга.
21. Мозжечок
22. Структура и функции промежуточного мозга.
23. Функции коры больших полушарий.
24. Электроэнцефалография.
25. Сравнительная структурно-функциональная характеристика симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, синергизм и относительный антагонизм их влияний.
26. Эндокринная система: строение, функции, нарушения развития, их профилактика.
27. Щитовидная железа, строение, функции, нарушения развития, их профилактика. Паращитовидные железы.
28. Поджелудочная железа, строение, функции, нарушения развития, их профилактика.
29. Надпочечники, строение, функции, нарушения развития.
30. Половые железы, строение, функции, специфическое и неспецифическое действие половых гормонов на органы—мишени, нарушения развития половых желез.
31. Гипофиз, строение, функции, нарушения развития, их профилактика.
32. Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма.
33. Кровь, ее функции состав, количество и физико-химические свойства.
34. Молекулярно-клеточные основы разделения крови на группы, клиническое значение групп крови и резус-фактора.
35. Роль гемостаза в поддержании целостности организма. Противосвертывающая система крови.
36. Функции белков плазмы крови.
37. Кроветворение и его регуляция.
38. Защитная функция крови.
39. Лимфа, ее состав, функции образование.
40. Общие принципы строения сердца.
41. Свойства сердечной мышцы.
42. Механическая работа сердца.
43. Электрокардиограмма.
44. Нервная регуляция деятельности сердца.
45. Гуморальная регуляция деятельности сердца.
46. Строение сосудов и функциональные типы сосудов.
47. Основные законы гемодинамики.
48. Давление в артериальном русле.
49. Артериальный пульс.
50. Капиллярный кровоток.
51. Кровообращение в венах.
52. Нервная регуляция системного кровообращения.
53. Гуморальная регуляция системного кровообращения.
54. Местная регуляция системного кровообращения.
55. Дыхательные движения, функции дыхательных мышц.
56. Легочная вентиляция, легочные объемы.
57. Механика дыхания.
58. Механизм газообмена между легкими и тканями.
59. Перенос кислорода кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина.
60. Перенос углекислого газа кровью.
61. Структура дыхательного центра. Значение различных отделов дыхательного центра в регуляции дыхания.
62. Регуляция ды¬хания.
63. Значение пищеварения. Общий план строения пищеварительной системы.
64. Пищеварение в ротовой полости.
65. Пищеварение в желудке.
66. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.
67. Всасывание и моторная функция кишечника.
68. Обмен веществ, основные показатели (основной обмен, валовый обмен, рабочая прибавка).
69. Параметры обменных процессов в организме. Интенсивность энергетического обмена (правило Рубнера).
70. Теплообмен и регуляция температуры тела.
71. Обмен белков.
72. Обмен жиров.
73. Обмен углеводов.
74. Минеральные соли и вода.
75. Витамины.
76. Принципы составления пищевых рационов.
77. Физиология почки.
78. Регуляция деятельности почек.
79. Сенсорная система, ее структура, свойства и функции.
80. Зрительный анализатор, восприятие зрительной информации.
81. Слух человека.
82. Периферические и центральные механизмы чувства равновесия.
83. Соматосенсорная система.
84. Физиология вкуса и обоняния.
85. Связь между стимулом и поведением: условный рефлекс.
86. Торможение условных рефлексов.
87. Системы головного мозга и память.
88. Основные функции коры больших полушарий. Анализ и синтез.
89. Типы ВНД. Физиологические показатели различных типов.
90. Механизмы формирования целенаправленной деятельности человека.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Красноперова Н. А. Возрастная анатомия и физиология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МПГУ, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Любимова З. В., Никитина А. А. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.1 ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО РЕГУЛЯТОРНЫЕ И ИНТЕГРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И. АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНОВ ЧУВСТВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека» является формирование понимание закономерностей строения и функционирования организма человека; умение выделить знания о функциях, которые лежат в основе механизмов, закономерностей взаимодействия организма с окружающей средой.

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.