МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Базовые теории и методы психотерапевтической помощи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат наук, доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
кандидат наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Базовые теории и методы психотерапевтической помощи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности(приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Труевцев Д.В.,канд.психол.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Труевцев Д.В.,канд.психол.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – ознакомление студентов с ведущими концепциями и методами психотерапии.
Задачи:
1.Изучение основных понятий, категорий, принципов, моделей человека в фундаментальных направлениях психотерапии.
2.Сравнительный анализ представлений об источниках возникновения психологических проблем, стратегий оказания помощи в их решении, методах практической работы в различных психотерапевтических подходах.
3.Углубление знаний студентов о специфике психотерапевтического процесса в рамках психоаналитического, бихевиорального, когнитивно-бихевиорального, гуманистического, экзистенциального направлений.
4.Организация условий для активного присвоения знаний студентами по курсу с помощью элементов обучающего тренинга базовым психотерапевтическим умениям.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий
ПСК-2 оказание психологического сопровождения и психологической помощи различным категориям людей, попавшим в трудную жизненную ситуацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- цели, задачи, принципы, приемы оказания психотерапевтической помощи в индивидуальном и групповом контексте с точки зрения различных психотерапевтических направлений.
- понятия психотерапии, ведущие современные направления оказания психотерапевтической помощи.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять на практике знания о целях, задачах, принципах, приемах оказания психотерапевтической помощи с точки зрения различных психотерапевтических направлений.
- использовать систему психотерапевтических категорий и знания о методах психотерапевтического воздействия в различных областях профессиональной практики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью предоставлять информацию о целях и задачах психотерапевтической работы.
- общими принципами организации и осуществления психотерапевтического воздействия в профессиональной практике.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психотерапия как направление практической работы психолога
1.1. Понятие «психотерапия» в контексте психологического знания. Лекции 4 1 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.2. Понятие «психотерапия» в контексте психологического знания Практические 4 1 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.3. Понятие «психотерапия» в контексте психологического знания Сам. работа 4 2 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.4. Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта. Лекции 4 1 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.5. Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта Практические 4 1 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.6. Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта Сам. работа 4 2 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Психоанализ как метод психотерапии
2.1. Психоанализ как особое направление в психотерапии. Теория объектных отношений Лекции 4 1 ПСК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.2. Классический психоанализ Практические 4 2 ПСК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.3. Классический психоанализ Сам. работа 4 4 ПСК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.4. Современный психоанализ Лекции 4 1 ПСК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.5. Современный психоанализ Практические 4 1 ПСК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.6. Современный психоанализ Сам. работа 4 4 ПСК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Бихевиоральная психотерапия
3.1. Бихевиоральное направление в психологии и психотерапии. Лекции 4 1 ПСК-2 Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.2. Бихевиоральная психотерапия Практические 4 1 ПСК-2 Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.3. Бихевиоральная психотерапия Сам. работа 4 2 ПСК-2 Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Когнитивно-бихевиоральное и когнитивное направление в психотерапии
4.1. Когнитивное и когнитивно-бихевиоральное направление в психотерапии Лекции 4 1 ПК-9, ПСК-2 Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.2. Когнитивно-бихевиоральное направление в терапевтической работе Практические 4 1 ПК-9, ПСК-2 Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.3. Когнитивно-бихевиоральное направление в терапевтической работе Сам. работа 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.4. Феномен выученной беспомощности. Самоэффективность. Терапия реальностью. Лекции 4 1 ПК-9, ПСК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 5. Гуманистическая психотерапия
5.1. Гуманистический подход в психотерапии Лекции 4 1 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.2. Гуманистическое направление в психотерапии Практические 4 1 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.3. Гуманистическое направление в психотерапии Сам. работа 4 2 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.4. Теория и практика клиент-центрированной психотерапии Лекции 4 1 ПК-9, ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.5. Теория и практика клиент-центрированной психотерапии Практические 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.6. Теория и практика клиент-центрированной психотерапии Сам. работа 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.7. Гештальттерапия Лекции 4 1 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.8. Гештальттерапия Практические 4 2 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.9. Гештальттерапия Сам. работа 4 2 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.10. Транзактный анализ как психотерапевтическое направление Лекции 4 1 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.11. Транзактный анализ как психотерапевтическое направление Практические 4 2 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.12. Транзактный анализ как психотерапевтическое направление Сам. работа 4 2 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 6. Экзистенциальный подход в психотерапии
6.1. Теория и методология экзистенциальной психотерапии Лекции 4 1 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
6.2. Экзистенциальные проблемы личности Практические 4 2 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
6.3. Экзистенциальные проблемы личности Сам. работа 4 4 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 7. Телесно-ориентированная психотерапия.
7.1. Общее представление о телесно-ориентированной психотерапии Лекции 4 1 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
7.2. Основные системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехнки Практические 4 2 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
7.3. Основные системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехнки Сам. работа 4 4 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
7.4. Категоризация проблематики и диагностика в психотерапевтической работе с телом. Практические 4 1 ПК-9, ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
7.5. Метафорический подход к классификации личностных проблем Практические 4 1 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
7.6. Метафорический подход к классификации личностных проблем Сам. работа 4 2 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
7.7. Терапевтические подходы в современной телесно-ориентированной психотерапии Лекции 4 1 ПК-9, ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
7.8. Основные процедуры телесно-ориентированной психотерапии Практические 4 2 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
7.9. Основные процедуры телесно-ориентированной психотерапии Сам. работа 4 2 ПСК-2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина ; под ред. Е. П. Кораблиной ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Якиманская И. С., Биктина Н. Н. Психологическое консультирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Оренбургский государственный университет, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Решетников М.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ 2-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 ред. Д. Циантис ; пер. В.И. Белопольский Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками: Москва : Когито-Центр, 2006 biblioclub.ru
Л2.3 Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта: Научные монографии Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л2.4 Филиппова Е.В. - Отв. ред. ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Ромек В.Г. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Windows 7 Professional;
2.Office 2010 Professional
3.7-Zip
4.AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы зачета.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к зачету.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.