Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 36 | 32 | 36 | 32 |
Итого | 72 | 68 | 72 | 68 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Труевцев Д.В.,канд.психол.н., доцент
1.1. | Цель курса – ознакомление студентов с ведущими концепциями и методами психотерапии. Задачи: 1.Изучение основных понятий, категорий, принципов, моделей человека в фундаментальных направлениях психотерапии. 2.Сравнительный анализ представлений об источниках возникновения психологических проблем, стратегий оказания помощи в их решении, методах практической работы в различных психотерапевтических подходах. 3.Углубление знаний студентов о специфике психотерапевтического процесса в рамках психоаналитического, бихевиорального, когнитивно-бихевиорального, гуманистического, экзистенциального направлений. 4.Организация условий для активного присвоения знаний студентами по курсу с помощью элементов обучающего тренинга базовым психотерапевтическим умениям. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-9 | способностью прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий |
ПСК-2 | оказание психологического сопровождения и психологической помощи различным категориям людей, попавшим в трудную жизненную ситуацию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - цели, задачи, принципы, приемы оказания психотерапевтической помощи в индивидуальном и групповом контексте с точки зрения различных психотерапевтических направлений. - понятия психотерапии, ведущие современные направления оказания психотерапевтической помощи. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять на практике знания о целях, задачах, принципах, приемах оказания психотерапевтической помощи с точки зрения различных психотерапевтических направлений. - использовать систему психотерапевтических категорий и знания о методах психотерапевтического воздействия в различных областях профессиональной практики. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - способностью предоставлять информацию о целях и задачах психотерапевтической работы. - общими принципами организации и осуществления психотерапевтического воздействия в профессиональной практике. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психотерапия как направление практической работы психолога | ||||||
1.1. | Понятие «психотерапия» в контексте психологического знания. | Лекции | 4 | 1 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
1.2. | Понятие «психотерапия» в контексте психологического знания | Практические | 4 | 1 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
1.3. | Понятие «психотерапия» в контексте психологического знания | Сам. работа | 4 | 2 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
1.4. | Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта. | Лекции | 4 | 1 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
1.5. | Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта | Практические | 4 | 1 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
1.6. | Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта | Сам. работа | 4 | 2 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 2. Психоанализ как метод психотерапии | ||||||
2.1. | Психоанализ как особое направление в психотерапии. Теория объектных отношений | Лекции | 4 | 1 | ПСК-2 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
2.2. | Классический психоанализ | Практические | 4 | 2 | ПСК-2 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
2.3. | Классический психоанализ | Сам. работа | 4 | 4 | ПСК-2 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
2.4. | Современный психоанализ | Лекции | 4 | 1 | ПСК-2 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
2.5. | Современный психоанализ | Практические | 4 | 1 | ПСК-2 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
2.6. | Современный психоанализ | Сам. работа | 4 | 2 | ПСК-2 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 3. Бихевиоральная психотерапия | ||||||
3.1. | Бихевиоральное направление в психологии и психотерапии. | Лекции | 4 | 1 | ПСК-2 | Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
3.2. | Бихевиоральная психотерапия | Практические | 4 | 1 | ПСК-2 | Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
3.3. | Бихевиоральная психотерапия | Сам. работа | 4 | 2 | ПСК-2 | Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 4. Когнитивно-бихевиоральное и когнитивное направление в психотерапии | ||||||
4.1. | Когнитивное и когнитивно-бихевиоральное направление в психотерапии | Лекции | 4 | 1 | ПК-9, ПСК-2 | Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
4.2. | Когнитивно-бихевиоральное направление в терапевтической работе | Практические | 4 | 1 | ПК-9, ПСК-2 | Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
4.3. | Когнитивно-бихевиоральное направление в терапевтической работе | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-9, ПСК-2 | Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
4.4. | Феномен выученной беспомощности. Самоэффективность. Терапия реальностью. | Лекции | 4 | 1 | ПК-9, ПСК-2 | Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 5. Гуманистическая психотерапия | ||||||
5.1. | Гуманистический подход в психотерапии | Лекции | 4 | 1 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
5.2. | Гуманистическое направление в психотерапии | Практические | 4 | 1 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
5.3. | Гуманистическое направление в психотерапии | Сам. работа | 4 | 2 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
5.4. | Теория и практика клиент-центрированной психотерапии | Лекции | 4 | 1 | ПК-9, ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
5.5. | Теория и практика клиент-центрированной психотерапии | Практические | 4 | 2 | ПК-9, ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
5.6. | Теория и практика клиент-центрированной психотерапии | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-9, ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
5.7. | Гештальттерапия | Лекции | 4 | 1 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
5.8. | Гештальттерапия | Практические | 4 | 2 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
5.9. | Гештальттерапия | Сам. работа | 4 | 2 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
5.10. | Транзактный анализ как психотерапевтическое направление | Лекции | 4 | 1 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
5.11. | Транзактный анализ как психотерапевтическое направление | Практические | 4 | 2 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
5.12. | Транзактный анализ как психотерапевтическое направление | Сам. работа | 4 | 2 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 6. Экзистенциальный подход в психотерапии | ||||||
6.1. | Теория и методология экзистенциальной психотерапии | Лекции | 4 | 1 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
6.2. | Экзистенциальные проблемы личности | Практические | 4 | 2 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
6.3. | Экзистенциальные проблемы личности | Сам. работа | 4 | 4 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 7. Телесно-ориентированная психотерапия. | ||||||
7.1. | Общее представление о телесно-ориентированной психотерапии | Лекции | 4 | 1 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
7.2. | Основные системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехнки | Практические | 4 | 2 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
7.3. | Основные системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехнки | Сам. работа | 4 | 2 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
7.4. | Категоризация проблематики и диагностика в психотерапевтической работе с телом. | Практические | 4 | 1 | ПК-9, ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
7.5. | Метафорический подход к классификации личностных проблем | Практические | 4 | 1 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
7.6. | Метафорический подход к классификации личностных проблем | Сам. работа | 4 | 2 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
7.7. | Терапевтические подходы в современной телесно-ориентированной психотерапии | Лекции | 4 | 1 | ПК-9, ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
7.8. | Основные процедуры телесно-ориентированной психотерапии | Практические | 4 | 2 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
7.9. | Основные процедуры телесно-ориентированной психотерапии | Сам. работа | 4 | 2 | ПСК-2 | Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина ; под ред. Е. П. Кораблиной | ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Якиманская И. С., Биктина Н. Н. | Психологическое консультирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Оренбургский государственный университет, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Решетников М.М. | ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ 2-е изд. Практическое пособие: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | ред. Д. Циантис ; пер. В.И. Белопольский | Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками: | Москва : Когито-Центр, 2006 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Фанталова Е. Б. | Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта: Научные монографии | Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Филиппова Е.В. - Отв. ред. | ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.5 | Ромек В.Г. | ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | университетская библиотека on-line | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э3 | курс в Moodle «Базовые теории и методы психотерапевтической помощи» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1.Windows 7 Professional; 2.Office 2010 Professional 3.7-Zip 4.AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы зачета. Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к зачету. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |