Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. специальность Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-6-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 |
Практические | 34 | 34 | 34 | 34 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | Цель дисциплины: овладение глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками в области физиологических основ старения, в вопросах этиологии и патогенеза развития гериатрических заболеваний, клинических проявлений, современных диагностических методов исследования, дифференциальной диагностики, профилактики и лечения основных заболеваний у пациентов пожилого и старческого возраста. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ПК-2 | готовностью выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс «Клиническая психология в геронтологии и гериатрии» | ||||||
1.1. | Цели и задачи курса «Клиническая психология в геронтлогии и гериатрии».Место курса «Клиническая психология в геронтологии и гериатрии» среди других дисциплин. Цель и задачи курса. Характеристика ведущих категорий курса. | Лекции | 7 | 6 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Предмет и социальные аспекты геронтологии. История развития геронтологии, как науки, ее предмет и междисциплинарный характер. Многомерность и многонаправленность процесса старения. Место старости в возрастных периодизациях. Модели понимания сущности старения. Нормальное и патологическое старение. Отношение к старости в различных культурах. Социально -психологические проблемы пожилых людей в современной России. Восприятие старости в общественном и индивидуальном сознании. Стереотипы восприятия старения и старости. Практика оказания социальной помощи пожилым и старым людям в РФ и за рубежом. Виды и формы социально-психологической помощи в старости | Лекции | 7 | 6 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Многомерный подход к понятию возраста человека. Хронологический, биологический, психологический и социальный возраст. Геронтогенез как этап в различных периодизациях. Возрастные кризисы в старости, определение понятия. Климакс, как возрастной психофизиологический кризис. Выход на пенсию, как кризисный период. Последний возрастной кризис («узелковый период»). | Лекции | 7 | 6 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Внутренний мир человека в период геронтогенеза. Восприятие прохождения времени. Отношение к собственному старению. Проблема одиночества. Отношение к смерти. Стадии приспособления к умиранию. Озабоченностьсмерти и страх смерти. Алтернативные пути умирания. Гарвардские критерии смерти мозга. Смерть человека как философская проблема. Механизмы личностной защиты в пожилом возрасте. Удовлетворенность жизнью в старости. Счастливая старость. Образ жизни в процессе старения | Лекции | 7 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Самостоятельная работа | Сам. работа | 7 | 22 | ПК-2 | Л1.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Основные проблемы гериатрии. Патология психических процессов в период геронтогенеза. | ||||||
2.1. | Демографическое старение человеческой популяции.Средняя продолжительность жизни. Демографическая ситуация в России и в мире. Темпы старения и биологический возраст. Естественное и преждевременное старение. Биологические теории старения. Молекулярные, клеточные нейрогуморальные механизмы старения. | Практические | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Физиология пожилого человека. Признаки физиологического старения. Познавательная сфера в процессе старения. Ощущение, восприятие, зрение, слух, вкус, обоняние, осязание у пожилых. Память, внима-ние, речь, воображение, интеллект в период геронтогенеза. Изменение эмоционально-волевой сферы в пожилом и стар-ческом возрасте. Типы личности в старости. Заострение черт характера у пожилых лиц. | Практические | 7 | 4 | ПК-2 | Л1.2 |
2.3. | Основные проблемы гериатрии Современный пожилой больной. Соматические заболевания в пожилом возрасте. Сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания в пожилом и старческом возрасте. Заболевания желудочно-кишечного тракта, болезни мочеполовой системы в старости. Эндокринные заболевания в пожилом и старческом возрасте. Болезни кожи и опорно-двигательного аппарата в старости. Болезни органов чувств у пожилых людей. Неврологические расстройства в геронтогенезе. Структура заболеваемости в гериатрии. Нозологии гериатрической практики. Онкологическая направленность медицинского сопровождения пожилых лиц. | Практические | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Основы геронтопсихиатрии. Психические расстройства в позднем возрасте. Инволюционные психозы. Пресинильные, сенильные, сосудистые психозы. Эмоционально-волевые расстройства в период геронтогенеза. Пограничные нервно-психические расстройства в пожилом и старческом возрасте. Влияние хронической алкогольной интоксикации на организм пожилого человека. | Практические | 7 | 4 | ПК-2 | Л1.2 |
2.5. | Патопсихологическая диагностика в гериатрии. Патопсихологическое исследование пресенильных деменций. Болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, хорея Гентингтона. | Практические | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
2.6. | Самотоятельная работа | Сам. работа | 7 | 22 | ПК-2 | |
2.7. | Диагностика инволюционных процессов памяти, внимания, мышления, личностной сферы в период геронтогенеза | Практические | 7 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Практическая деятельность клинического психолога в области геронтологии | ||||||
3.1. | Психологическое сопровождение лиц пожилого возраста. Практическая деятельность клинического психолога в геронтологии и гериатрии. | Практические | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.2 |
3.2. | Особенности психологического консультирования пожилых и старых людей. Возможности психокоррекционной и психотерапевтической помощи в старости. | Практические | 7 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Психологическая поддержка гериатрического пациента. Основы психогигиены и психопрофилактики в старости. Принципы работы с пожилыми пациентами, имеющими хроническое заболевание, онкологическое заболевание, «инвалидизирующее» заболевание. | Практические | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.2 |
3.4. | Самостоятельная работа | Сам. работа | 7 | 22 | ПК-2 | |
3.5. | Профилактика старения. Современные подходы к проблеме антистарения. Возможности медицины.Физиологические аспекты коррекции старения. | Практические | 7 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
3.6. | Психологические методы коррекции старения. Феномен долгожительства. Выбор стратегии профилактической работы в период геронтогенеза | Практические | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
3.7. | Оздоровительные практики в пожилом и старческом возрасте. Духовная практика в жизни пожилого человека. Восточные практики оздоровления. Цигун, йога.Аюрведическая практика поддержания здоровья. Христианские традиции сохранения здоровья. | Практические | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.2 |
3.8. | Самостоятельная работа | Сам. работа | 7 | 22 | ПК-2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1.История развития геронтологии, как науки, ее предмет и междисциплинарный характер. 2.Место старости в возрастных периодизациях. Нормальное и патологическое старение. 3.Социально-психологические проблемы пожилых людей в современной России. 4.Практика оказания социальной помощи пожилым и старым людям в РФ и за рубежом. 5.Понятие, виды и характеристика возрастных кризисов в старости. 6.Биологические теории старения. 7.Признаки физиологического старения. 8.Познавательная сфера в процессе старения. 9.Изменение эмоционально-волевой сферы в пожилом и старческом возрасте. 10.Соматические заболевания в пожилом возрасте, их краткая характеристика. 11.Структура заболеваемости в гериатрии. Нозологии гериатрической практики. 12.Психические расстройства в позднем возрасте. 13.Влияние хронической алкогольной интоксикации на организм пожилого человека. 14.Патопсихологическое исследование пресенильных деменций. 15.Практическая деятельность клинического психолога в геронтологии и гериатрии. 16.Основы психогигиены и психопрофилактики в старости. 17.Феномен долгожительства. 18.Духовная практика в жизни пожилого человека. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1.Проблема эйджизма: социальный, психологический, клинический аспекты. 2.Современные подходы к вопросу продолжительности жизни. 3.Гендерные аспекты продолжительности жизни. 4.Проблема одиночества пожилых лиц. 5.Демографическая проблема в России и за рубежом. 6.Отношение к собственному старению. 7.Отношение к смерти в период геронтогенеза. 8.Болезнь Альцгеймера. 9.Болезнь Пика. 10.Хорея Гентингтона. 11.Прогерия, как вариант патологического старения. 12.Оздоровительные практики Востока в пожилом и старческом возрасте |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Венгер А.Л., Морозова Е.И. | КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. | КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань»: | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань» ЭБС «Университетская библиотека online» ЭБС издательства «Юрайт» ЭБС АлтГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
Процедура экзамена. Экзамен проводится по билетам. Каждый билет содержит один теоретический вопрос и одно практическое задание (кейс). На подготовку дается 30 минут. Процедура оценивания. Оценки за теоретический вопрос и практическое задание суммируются. Если итоговый балл равен 0-2, студент получает отметку «неудовлетворительно» и имеет право пересдать экзамен в установленном порядке. Отметка «удовлетворительно» ставится при сумме баллов3-4. Отметка «хорошо» соответствует 5-6 баллам. При сумме баллов, равной 7-8 ставится отметка «отлично». |