МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гериатрия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-6-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцен, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Гериатрия

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2014-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:
овладение глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками в области физиологических основ старения, в вопросах этиологии и патогенеза развития гериатрических заболеваний,
клинических проявлений, современных диагностических методов исследования, дифференциальной диагностики, профилактики и лечения основных заболеваний у пациентов пожилого и старческого возраста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 готовностью выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс «Клиническая психология в геронтологии и гериатрии»
1.1. Цели и задачи курса «Клиническая психология в геронтлогии и гериатрии».Место курса «Клиническая психология в геронтологии и гериатрии» среди других дисциплин. Цель и задачи курса. Характеристика ведущих категорий курса. Лекции 7 6 ПК-2 Л1.2, Л1.1
1.2. Предмет и социальные аспекты геронтологии. История развития геронтологии, как науки, ее предмет и междисциплинарный характер. Многомерность и многонаправленность процесса старения. Место старости в возрастных периодизациях. Модели понимания сущности старения. Нормальное и патологическое старение. Отношение к старости в различных культурах. Социально -психологические проблемы пожилых людей в современной России. Восприятие старости в общественном и индивидуальном сознании. Стереотипы восприятия старения и старости. Практика оказания социальной помощи пожилым и старым людям в РФ и за рубежом. Виды и формы социально-психологической помощи в старости Лекции 7 6 ПК-2 Л1.2, Л1.1
1.3. Многомерный подход к понятию возраста человека. Хронологический, биологический, психологический и социальный возраст. Геронтогенез как этап в различных периодизациях. Возрастные кризисы в старости, определение понятия. Климакс, как возрастной психофизиологический кризис. Выход на пенсию, как кризисный период. Последний возрастной кризис («узелковый период»). Лекции 7 6 ПК-2 Л1.2, Л1.1
1.4. Внутренний мир человека в период геронтогенеза. Восприятие прохождения времени. Отношение к собственному старению. Проблема одиночества. Отношение к смерти. Стадии приспособления к умиранию. Озабоченностьсмерти и страх смерти. Алтернативные пути умирания. Гарвардские критерии смерти мозга. Смерть человека как философская проблема. Механизмы личностной защиты в пожилом возрасте. Удовлетворенность жизнью в старости. Счастливая старость. Образ жизни в процессе старения Лекции 7 4 ПК-2 Л1.2, Л1.1
1.5. Самостоятельная работа Сам. работа 7 22 ПК-2 Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Основные проблемы гериатрии. Патология психических процессов в период геронтогенеза.
2.1. Демографическое старение человеческой популяции.Средняя продолжительность жизни. Демографическая ситуация в России и в мире. Темпы старения и биологический возраст. Естественное и преждевременное старение. Биологические теории старения. Молекулярные, клеточные нейрогуморальные механизмы старения. Практические 7 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1
2.2. Физиология пожилого человека. Признаки физиологического старения. Познавательная сфера в процессе старения. Ощущение, восприятие, зрение, слух, вкус, обоняние, осязание у пожилых. Память, внима-ние, речь, воображение, интеллект в период геронтогенеза. Изменение эмоционально-волевой сферы в пожилом и стар-ческом возрасте. Типы личности в старости. Заострение черт характера у пожилых лиц. Практические 7 4 ПК-2 Л1.2
2.3. Основные проблемы гериатрии Современный пожилой больной. Соматические заболевания в пожилом возрасте. Сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания в пожилом и старческом возрасте. Заболевания желудочно-кишечного тракта, болезни мочеполовой системы в старости. Эндокринные заболевания в пожилом и старческом возрасте. Болезни кожи и опорно-двигательного аппарата в старости. Болезни органов чувств у пожилых людей. Неврологические расстройства в геронтогенезе. Структура заболеваемости в гериатрии. Нозологии гериатрической практики. Онкологическая направленность медицинского сопровождения пожилых лиц. Практические 7 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1
2.4. Основы геронтопсихиатрии. Психические расстройства в позднем возрасте. Инволюционные психозы. Пресинильные, сенильные, сосудистые психозы. Эмоционально-волевые расстройства в период геронтогенеза. Пограничные нервно-психические расстройства в пожилом и старческом возрасте. Влияние хронической алкогольной интоксикации на организм пожилого человека. Практические 7 4 ПК-2 Л1.2
2.5. Патопсихологическая диагностика в гериатрии. Патопсихологическое исследование пресенильных деменций. Болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, хорея Гентингтона. Практические 7 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1
2.6. Самотоятельная работа Сам. работа 7 22 ПК-2
2.7. Диагностика инволюционных процессов памяти, внимания, мышления, личностной сферы в период геронтогенеза Практические 7 4 ПК-2 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Практическая деятельность клинического психолога в области геронтологии
3.1. Психологическое сопровождение лиц пожилого возраста. Практическая деятельность клинического психолога в геронтологии и гериатрии. Практические 7 2 ПК-2 Л1.2
3.2. Особенности психологического консультирования пожилых и старых людей. Возможности психокоррекционной и психотерапевтической помощи в старости. Практические 7 4 ПК-2 Л1.2, Л1.1
3.3. Психологическая поддержка гериатрического пациента. Основы психогигиены и психопрофилактики в старости. Принципы работы с пожилыми пациентами, имеющими хроническое заболевание, онкологическое заболевание, «инвалидизирующее» заболевание. Практические 7 2 ПК-2 Л1.2
3.4. Самостоятельная работа Сам. работа 7 22 ПК-2
3.5. Профилактика старения. Современные подходы к проблеме антистарения. Возможности медицины.Физиологические аспекты коррекции старения. Практические 7 4 ПК-2 Л1.2, Л1.1
3.6. Психологические методы коррекции старения. Феномен долгожительства. Выбор стратегии профилактической работы в период геронтогенеза Практические 7 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1
3.7. Оздоровительные практики в пожилом и старческом возрасте. Духовная практика в жизни пожилого человека. Восточные практики оздоровления. Цигун, йога.Аюрведическая практика поддержания здоровья. Христианские традиции сохранения здоровья. Практические 7 2 ПК-2 Л1.2
3.8. Самостоятельная работа Сам. работа 7 22 ПК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.История развития геронтологии, как науки, ее предмет и междисциплинарный характер.
2.Место старости в возрастных периодизациях. Нормальное и патологическое старение.
3.Социально-психологические проблемы пожилых людей в современной России.
4.Практика оказания социальной помощи пожилым и старым людям в РФ и за рубежом.
5.Понятие, виды и характеристика возрастных кризисов в старости.
6.Биологические теории старения.
7.Признаки физиологического старения.
8.Познавательная сфера в процессе старения.
9.Изменение эмоционально-волевой сферы в пожилом и старческом возрасте.
10.Соматические заболевания в пожилом возрасте, их краткая характеристика.
11.Структура заболеваемости в гериатрии. Нозологии гериатрической практики.
12.Психические расстройства в позднем возрасте.
13.Влияние хронической алкогольной интоксикации на организм пожилого человека.
14.Патопсихологическое исследование пресенильных деменций.
15.Практическая деятельность клинического психолога в геронтологии и гериатрии.
16.Основы психогигиены и психопрофилактики в старости.
17.Феномен долгожительства.
18.Духовная практика в жизни пожилого человека.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Проблема эйджизма: социальный, психологический, клинический аспекты.
2.Современные подходы к вопросу продолжительности жизни.
3.Гендерные аспекты продолжительности жизни.
4.Проблема одиночества пожилых лиц.
5.Демографическая проблема в России и за рубежом.
6.Отношение к собственному старению.
7.Отношение к смерти в период геронтогенеза.
8.Болезнь Альцгеймера.
9.Болезнь Пика.
10.Хорея Гентингтона.
11.Прогерия, как вариант патологического старения.
12.Оздоровительные практики Востока в пожилом и старческом возрасте
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань»: e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процедура экзамена. Экзамен проводится по билетам. Каждый билет содержит один теоретический вопрос и одно практическое задание (кейс). На
подготовку дается 30 минут.
Процедура оценивания.
Оценки за теоретический вопрос и практическое задание суммируются. Если итоговый балл равен 0-2, студент получает отметку «неудовлетворительно» и имеет право пересдать экзамен в установленном порядке. Отметка «удовлетворительно» ставится при сумме баллов3-4. Отметка «хорошо» соответствует 5-6 баллам. При сумме баллов, равной 7-8 ставится отметка «отлично».