Закреплена за кафедрой | Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Физиология и нутрициология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Физ_нутр-1- 2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 9 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Аничкин Е.С., д.ю.н., профессор
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "Правовое регулирование охраны окружающей среды" профессиональная подготовка по вопросам правового регулирования общественных отношений в области правоведения и правовых основ природы и природопользования, обеспечение высокого уровня знаний права на основе действующего законодательства, практики его применения с учетом общетеоретических положений и новейших течений в юридической науке. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-5 | готовностью использовать знание нормативных документов, регламентирующих организацию проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-5: основные положения российского законодательства в области охраны окружающей среды. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-5:использовать нормативно-правовые знания в различных сферах жизнедеятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-5:навыками поиска и анализа правовых документов в области охраны окружающей среды. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие положения об основах экологического права. | ||||||
1.1. | Основы экологического права | Лекции | 4 | 4 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Предмет и система экологического права | Практические | 4 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Источники экологического права. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Основы права собственности на природные ресурсы. | ||||||
2.1. | Право собственности на природные ресурсы | Лекции | 4 | 4 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Понятие, формы и виды права собственности на природные ресурсы. | Практические | 4 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы. | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Механизмы охраны окружающей среды. | ||||||
3.1. | Организационный механизм охраны окружающей природной среды | Лекции | 4 | 4 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Понятие, особенности и функции государственного экологического управления. | Практические | 4 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Система органов государственного экологического управления. | Сам. работа | 4 | 18 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Экономические механизмы охраны окружающей природной среды. | Лекции | 4 | 4 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Понятие экономического механизма охраны окружающей среды, его основные элементы. | Практические | 4 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды. | Сам. работа | 4 | 18 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
3.7. | Ответственность за экологические правонарушения. | Лекции | 4 | 4 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
3.8. | Понятие, сущность, формы и функции ответственности за экологические правонарушения.Понятие и состав экологического правонарушения. | Практические | 4 | 4 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
3.9. | Общие положения об административной ответственности за экологические правонарушения Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения Правовые формы возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. | Сам. работа | 4 | 18 | ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Конституционные основы охраны окружающей среды в Российской Федерации. 2. Правовое обеспечение экологической безопасности человека. 3. Принципы экологического права. 4. Источники экологического права. 5. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие 6. Понятие экологического права как отрасли права 7. Этапы становления и развития экологического права 8. Экономический механизм охраны окружающей среды. 9. Экологическое законодательство: современное состояние и тенденции развития. 10. Соотношение экологического, природноресурсового, гражданского и других отраслей законодательства. 11. Развитие природоохранительного, природноресурсового и экологического законода-тельства России (историко-правовой аспект). 12. Природа как объект экологических правоотношений. 13. Право собственности на природные ресурсы. 14. Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы 15. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресур-сы 16. Содержание права собственности на природные ресурсы 17. Защита права собственности на природные ресурсы 18. Государственное экологическое управление. 19. Система и функции специально уполномоченных государственных органов РФ в об-ласти охраны окружающей среды. 20. Государственный экологический мониторинг. 21. Государственные кадастры природных ресурсов. 22. Экологическое нормирование. 23. Экологический контроль в РФ. 24. Государственный экологический надзор. 25. Экологическая экспертиза. 26. Оценка воздействия на окружающую среду. 27. Экологические права и обязанности граждан и их объединений. 28. Правовое регулирование доступа к экологически значимой информации. 29. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. 30. Правовое регулирование доступа к экологически значимой информации. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | С.А. Боголюбов | Экологическое право: Учебник | Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/4C098E3A-183E-4A4C-938F-7429B273B787 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Медведев В. И., Алдашева А. А. | СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Верховный Суд РФ www.supcourt.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Изучение дисциплины «Правовое регулирование охраны окружающей среды» базируется на основе полученных знаний по предшествующим курсам и предполагает глубокое изучение теоретических и практических вопросов по теории государства и права, основам конституционного права, административного права, гражданского права, трудового права и уголовного права. Предполагается на основе знаний, полученных в ходе лекций и при других формах аудиторного обучения, глубокое изучение актуальных проблем правоведения на основе действующего законодательства и практики его применения. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке, норм права, регулирующих пенсионные отношения, а также социального обеспечения. Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний. Темы практических занятий соответствуют программе курса и методически ею обусловлены. Выносимые на практические занятия вопросы, задачи, тесты представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом.Применяются технические средства обучения как Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2835, где содержатся лекционные материалы, практические задания, письменные работы, наглядные пособия, дополнительная литература. Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится анализу правоприменительной практики, решению казусов, разработке правовых документов. Обучающиеся должны приобрести необходимые прикладные знания, практические навыки работы с актами, содержащими положения в области права социального обеспечения, научиться применять нормы права к конкретной жизненной ситуации, доказательно решать задачи. Подготовка и участие в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. При подготовке к таким занятиям следует проработать нормативные правовые акты и рекомендованную литературу, используя информационную справочную систему: СПС КонсультантПлюс, электронные базы данных, библиотечных систем, интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов. После изучения теоретических вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.Тестовые задания решаются либо на семинарских занятиях. Таким образом, организационные формы обучения включают в себя: • контактную работу с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий; • самостоятельную работу по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера. Согласно учебному плану изучение дисциплины завершается зачетом. Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено. |