МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовые основы охраны природы и природопользования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Коваленко К.Е.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Правовые основы охраны природы и природопользования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аничкин Е.С., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Аничкин Е.С., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Правовые основы охраны природы и природопользования" профессиональная подготовка по вопросам правового регулирования общественных отношений в области охраны окружающей среды, обеспечение высокого уровня знаний права на основе действующего законодательства, практики его применения с учетом общетеоретических положений и новейших течений в юридической науке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности
ОПК-13 готовностью использовать правовые нормы исследовательских работ и авторского права, а также законодательства Российской Федерации в области охраны природы и природопользования
ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-4:основные положения российского законодательства
ОПК-13:основные методы комплексных исследований в области охраны природы и природопользования
ПК-2:принципы составления научно-технических отчетов, аналитических карт и пояснительных записок, документации по результатам полевых и лабораторных ботанических исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-4:применять теоретические положения на практике, анализировать соответствующие нормы права
ОПК-13: применять теоретические положения на практике, анализировать соответствующие нормы права в области охраны природы и природопользования
ПК-2:составлять научно-технические отчеты, аналитические карты и пояснительные записки, пользоваться соответствующим программным обеспечением для подготовки документации по результатам полевых и лабораторных ботанических исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-4: навыками поиска официально опубликованных документов и иных источников информации, необходимых для разрешения гражданских дел
ОПК-13: навыками применения и толкования действующего законодательства в области охраны природы и природопользования
ПК-2:приемами составления научно-технических отчетов, методикой оформления результатов полевых и лабораторных ботанических исследований, приемами критического анализа получаемой информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие положения об основах экологического права.
1.1. Основы экологического права Лекции 6 2 ОК-4, ОПК-13, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Предмет и система экологического права Практические 6 2 ОК-4, ОПК-13, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Источники экологического права. Сам. работа 6 8 ОК-4, ОПК-13, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Основы права собственности на природные ресурсы.
2.1. Право собственности на природные ресурсы Лекции 6 2 ОК-4, ОПК-13, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Понятие, формы и виды права собственности на природные ресурсы. Практические 6 2 ОК-4, ОПК-13, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы. Сам. работа 6 6 ОК-4, ОПК-13, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Механизмы охраны окружающей среды.
3.1. Организационный механизм охраны окружающей природной среды Лекции 6 2 ОК-4, ОПК-13, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Понятие, особенности и функции государственного экологического управления. Практические 6 2 ОК-4, ОПК-13, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Система органов государственного экологического управления. Сам. работа 6 8 ОК-4, ОПК-13, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды. Лекции 6 2 ОК-4, ОПК-13, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.5. Понятие экономического механизма охраны окружающей среды, его основные элементы. Практические 6 2 ОК-4, ОПК-13, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.6. Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды. Сам. работа 6 10 ОК-4, ОПК-13, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.7. Ответственность за экологические правонарушения. Лекции 6 4 ОК-4, ОПК-13, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.8. Понятие, сущность, формы и функции ответственности за экологические правонарушения.Понятие и состав экологического правонарушения. Практические 6 8 ОК-4, ОПК-13, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.9. Общие положения об административной ответственности за экологические правонарушения Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения Правовые формы возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. Сам. работа 6 12 ОК-4, ОПК-13, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боголюбов С.А. - отв. ред. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хлуденева Н.И., Пономарев М.В., Кичигин Н.В. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Братковская Л.Б. - отв. ред. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИИ 24-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Верховный Суд РФ www.supcourt.ru 47
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины «Правовые основы охраны природы и природопользования» базируется на основе полученных знаний по предшествующим курсам и предполагает глубокое изучение теоретических и практических вопросов по основам конституционного права, административного права, гражданского права, экологического права и уголовного права. Предполагается на основе знаний, полученных в ходе лекций и при других формах аудиторного обучения, глубокое изучение актуальных проблем правоведения на основе действующего законодательства и практики его применения.
После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке, норм права, регулирующих экологические правоотношения. Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Темы практических занятий соответствуют программе курса и методически ею обусловлены. Выносимые на практические занятия вопросы, задачи, тесты представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом.Применяются технические средства обучения как Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2835, где содержатся лекционные материалы, практические задания, письменные работы, наглядные пособия, дополнительная литература.
Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится анализу правоприменительной практики, решению казусов, разработке правовых документов. Обучающиеся должны приобрести необходимые прикладные знания, практические навыки работы с актами, содержащими положения в области права социального обеспечения, научиться применять нормы права к конкретной жизненной ситуации, доказательно решать задачи.
Подготовка и участие в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. При подготовке к таким занятиям следует проработать нормативные правовые акты и рекомендованную литературу, используя информационную справочную систему: СПС КонсультантПлюс, электронные базы данных, библиотечных систем, интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов. После изучения теоретических вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.Тестовые задания решаются либо на семинарских занятиях.
Таким образом, организационные формы обучения включают в себя:
• контактную работу с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• самостоятельную работу по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Согласно учебному плану изучение дисциплины завершается зачетом. Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.