Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.02. География |
Профиль | Геоинформационные технологии в изучении и управлении природными и техногенными системами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_02_ГиТ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.
1.1. | формирование базовых знаний о современных прикладных аспектах гидроклиматологии (экологические, биометеорологические, гляциоклиматические, рекреационные и др.). |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-6 | способностью использовать методы оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистические методы сравнения полученных данных и определения закономерностей |
ПК-4 | способностью использовать современные методы обработки и интерпретации общей и отраслевой географической информации при проведении научных и прикладных исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о современных достижениях российского и международного уровня в изучении состяния и изменений климата и водных ресурсов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – знать основные базовые понятия в области метеорологии, климатологии и гидрологии; – уметь проводить наблюдения, обработку и анализ гидрометеорологических и климатических величин; – уметь использовать базовые знания в профессиональной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | работы с информацией из различных источников, в том числе в компьютерных сетях, в сети Интернет для создания базы данных, ее обработки и анализа в целях решения разнообразных научно-исследовательских и практических задач; обсуждения актуальных проблем гидроклиматологии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. | ||||||
1.1. | Прикладная климатология в системе наук о Земле. Климат и погода. Методы обработки метеорологических и климатических данных. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Введение поправок на смену сроков наблюдений, замену приборов и др. | Практические | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Прикладная климатология в системе наук о Земле. | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Статистические характеристики метеорологии и климатологии. | ||||||
2.1. | Числовые характеристики распределения. Расчеты и построение эмпирических кривых распределения. | Практические | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Среднее, мода и медиана, вероятностные характеристики, обеспеченность. | Практические | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Статистические характеристики метеорологии и климатологии. | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Климат как экологический фактор окружающей среды. | ||||||
3.1. | Климат как экологический фактор окружающей среды. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Основные принципы функционирования экосистем: непрерывный кругооборот биогенных веществ; постоянство и избыточность энергии; правило экологической пирамиды. | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Классификация факторов. Биотический и абиотический факторы. Экологические факторы. | Практические | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Жизнеобеспечивающая роль света, температуры и влажности. | ||||||
4.1. | Природные ритмы, светопериодизм. Приспособление организмов к климатическим сезонам | Практические | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Жизнеобеспечивающая роль света, температуры и влажности. | Сам. работа | 2 | 3 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 5. Человек и климат. | ||||||
5.1. | Адаптация. Адаптивные типы климата. | Практические | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Адаптивно-климатические типы расселения. Современное расселение с учетом климата. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 6. Метеотропность. | ||||||
6.1. | Адаптация и акклиматизация. Меры акклиматизации. Фазы акклиматизации: «встряски», «высокой реактивности», «выравнивания». | Практические | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
6.2. | Примеры акклиматизации в экстремальных климатах. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 7. Метеотропные эффекты отдельных метеорологических величин. | ||||||
7.1. | Давление воздуха. Горная болезнь. Гипоксия и гипокапния. | Практические | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
7.2. | Температура воздуха. Тепловой удар. Холодовой дискомфорт. Особенности воздействия ультрафиолетовой радиации. Оценка эритемного действия. Зонирование УФР. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 8. Оценка возможного воздействия солнечной активности. | ||||||
8.1. | Солнечная активность: понятие и показатели. Ряд чисел Вольфа. | Практические | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
8.2. | Солнечная активность: понятие и показатели. Ряд чисел Вольфа. Геомагнитные поля, магнитосферные бури. Долговременные связи с климатическими процессами и компонентами природной среды (оледенение, озера, засухи и пр.). | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 9. Метеопатопусковые признаки погоды. | ||||||
9.1. | Метеотропные заболевания и метеотропные реакции организма. Индексы патогенности погоды | Практические | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
9.2. | 1) частные клинические индексы В. Бокши и Б. Богутского; 2) индекс изменчивости погоды «момента» В.И. Русанова. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 10. Биоклиматические индексы. | ||||||
10.1. | Эффективная температура. Эквивалентно-эффективная температура. Формулы А. Миссенарда, Б.А. Айзенштата. | Практические | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
10.2. | Индекс суровости климата В.И. Осокина, Оценка теплоизоляции одежды. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 11. Климат как рекреационный ресурс. | ||||||
11.1. | Комфортность и дискомфортность погоды. Классификации климата для целей отдыха и туризма: 1) Д.М. Деминой, И.С. Кандрора и Е.М. Ратнер; 2) Н. А. Даниловой; 3) В.И. Русанова; 4) С.В. Харламова. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 12. Климат и жилище. | ||||||
12.1. | Нормативная оценка климата жилища в России. Метеорологическое воздействие на жилище. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 13. Климат и сельское хозяйство. | ||||||
13.1. | Агроклиматическое районирование СССР.Теплоообеспеченность растений. Суммы биоклиматических температур. Оценка теплового состояния периода вегетации. Влагообеспеченность растений. Показатели ГТК Г.Т. Селянинова, Д.И. Шашко и др. | Практические | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
13.2. | Пыльные бури. Условия перезимовки растений. Оценка биоклиматического потенциала. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 14. Климат и ледники. | ||||||
14.1. | Глобальное потепление и оледенение Алтая. | Практические | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
14.2. | Климатические факторы оледенения. Положительная и отрицательная разность оледенения. Принцип соответствия. Коэффициент соответствия. Гляциоклиматические показатели. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 15. Современные изменения климата и их последствия для окружающей среды. | ||||||
15.1. | Современные изменения климата и их последствия для окружающей среды. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
15.2. | Оценка возможных последствий для отдельных компонентов природной среды (ледники, озера, реки и пр.), биоразнообразия и границ природных зон. | Практические | 2 | 4 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
15.3. | Сущность глобального потепления. Региональные оценки изменений климата и климатической изменчивости. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-6, ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См.ФОС в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См.ФОС в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.ФОС в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н.Н. Гировка | Рекреационные ресурсы: учебное пособие | Н.Новгород: ННГАСУ, 2012 | biblioclub.ru |
Л1.2 | И.М. Потравный, Н.Н. Лукьянчиков | Экономика и организация природопользования: учебник | М.: Юнити-Дана, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Д.Ю. Капитонов | Ресурсоведение: учебное пособие | Воронеж: ВГЛА, 2011 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142398 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://climate2008.igce.ru/v2008/htm/index00.htm - «Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории РФ», Росгидромет, 2008 г. | |||
Э2 | http://elibrary.ru/defaultx.asp - Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU | |||
Э3 | http://www.meteo.ru/climate/sp_clim.php - Специализированные массивы для климатических исследований | |||
Э4 | Курс в Moodle «Современные технологии оценки гидро-климатических ресурсов» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Microsoft Office 2010 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД . Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД . Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |