МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные технологии оценки гидро-климатических ресурсов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильГеоинформационные технологии в изучении и управлении природными и техногенными системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_ГиТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Харламова Н.Ф.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Современные технологии оценки гидро-климатических ресурсов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000 - География (квалификация магистр). Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. № 201

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование базовых знаний о современных прикладных аспектах гидроклиматологии (экологические, биометеорологические, гляциоклиматические, рекреационные и др.).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью использовать методы оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистические методы сравнения полученных данных и определения закономерностей
ПК-4 способностью использовать современные методы обработки и интерпретации общей и отраслевой географической информации при проведении научных и прикладных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о современных достижениях российского и международного уровня в изучении состяния и изменений климата и водных ресурсов.
3.2.Уметь:
3.2.1.– знать основные базовые понятия в области метеорологии, климатологии и гидрологии;
– уметь проводить наблюдения, обработку и анализ гидрометеорологических и климатических величин;
– уметь использовать базовые знания в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с информацией из различных источников, в том числе в компьютерных сетях, в сети Интернет для создания базы данных, ее обработки и анализа в целях решения разнообразных научно-исследовательских и практических задач; обсуждения актуальных проблем гидроклиматологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Прикладная климатология в системе наук о Земле. Климат и погода. Методы обработки метеорологических и климатических данных. Лекции 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Введение поправок на смену сроков наблюдений, замену приборов и др. Практические 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Прикладная климатология в системе наук о Земле. Сам. работа 2 6 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Статистические характеристики метеорологии и климатологии.
2.1. Числовые характеристики распределения. Расчеты и построение эмпирических кривых распределения. Практические 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Среднее, мода и медиана, вероятностные характеристики, обеспеченность. Практические 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Статистические характеристики метеорологии и климатологии. Сам. работа 2 6 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Климат как экологический фактор окружающей среды.
3.1. Климат как экологический фактор окружающей среды. Лекции 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Основные принципы функционирования экосистем: непрерывный кругооборот биогенных веществ; постоянство и избыточность энергии; правило экологической пирамиды. Сам. работа 2 6 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Классификация факторов. Биотический и абиотический факторы. Экологические факторы. Практические 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Жизнеобеспечивающая роль света, температуры и влажности.
4.1. Природные ритмы, светопериодизм. Приспособление организмов к климатическим сезонам Практические 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Жизнеобеспечивающая роль света, температуры и влажности. Сам. работа 2 3 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Человек и климат.
5.1. Адаптация. Адаптивные типы климата. Практические 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Адаптивно-климатические типы расселения. Современное расселение с учетом климата. Сам. работа 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Метеотропность.
6.1. Адаптация и акклиматизация. Меры акклиматизации. Фазы акклиматизации: «встряски», «высокой реактивности», «выравнивания». Практические 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Примеры акклиматизации в экстремальных климатах. Сам. работа 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Метеотропные эффекты отдельных метеорологических величин.
7.1. Давление воздуха. Горная болезнь. Гипоксия и гипокапния. Практические 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Температура воздуха. Тепловой удар. Холодовой дискомфорт. Особенности воздействия ультрафиолетовой радиации. Оценка эритемного действия. Зонирование УФР. Сам. работа 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Оценка возможного воздействия солнечной активности.
8.1. Солнечная активность: понятие и показатели. Ряд чисел Вольфа. Практические 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Солнечная активность: понятие и показатели. Ряд чисел Вольфа. Геомагнитные поля, магнитосферные бури. Долговременные связи с климатическими процессами и компонентами природной среды (оледенение, озера, засухи и пр.). Сам. работа 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Метеопатопусковые признаки погоды.
9.1. Метеотропные заболевания и метеотропные реакции организма. Индексы патогенности погоды Практические 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.2. 1) частные клинические индексы В. Бокши и Б. Богутского; 2) индекс изменчивости погоды «момента» В.И. Русанова. Сам. работа 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Биоклиматические индексы.
10.1. Эффективная температура. Эквивалентно-эффективная температура. Формулы А. Миссенарда, Б.А. Айзенштата. Практические 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
10.2. Индекс суровости климата В.И. Осокина, Оценка теплоизоляции одежды. Сам. работа 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Климат как рекреационный ресурс.
11.1. Комфортность и дискомфортность погоды. Классификации климата для целей отдыха и туризма: 1) Д.М. Деминой, И.С. Кандрора и Е.М. Ратнер; 2) Н. А. Даниловой; 3) В.И. Русанова; 4) С.В. Харламова. Сам. работа 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 12. Климат и жилище.
12.1. Нормативная оценка климата жилища в России. Метеорологическое воздействие на жилище. Сам. работа 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 13. Климат и сельское хозяйство.
13.1. Агроклиматическое районирование СССР.Теплоообеспеченность растений. Суммы биоклиматических температур. Оценка теплового состояния периода вегетации. Влагообеспеченность растений. Показатели ГТК Г.Т. Селянинова, Д.И. Шашко и др. Практические 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
13.2. Пыльные бури. Условия перезимовки растений. Оценка биоклиматического потенциала. Сам. работа 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 14. Климат и ледники.
14.1. Глобальное потепление и оледенение Алтая. Практические 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
14.2. Климатические факторы оледенения. Положительная и отрицательная разность оледенения. Принцип соответствия. Коэффициент соответствия. Гляциоклиматические показатели. Сам. работа 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 15. Современные изменения климата и их последствия для окружающей среды.
15.1. Современные изменения климата и их последствия для окружающей среды. Лекции 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
15.2. Оценка возможных последствий для отдельных компонентов природной среды (ледники, озера, реки и пр.), биоразнообразия и границ природных зон. Практические 2 4 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
15.3. Сущность глобального потепления. Региональные оценки изменений климата и климатической изменчивости. Сам. работа 2 4 ОПК-6, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.ФОС в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.ФОС в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.ФОС в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Н. Гировка Рекреационные ресурсы: учебное пособие Н.Новгород: ННГАСУ, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 И.М. Потравный, Н.Н. Лукьянчиков Экономика и организация природопользования: учебник М.: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Д.Ю. Капитонов Ресурсоведение: учебное пособие Воронеж: ВГЛА, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142398
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://climate2008.igce.ru/v2008/htm/index00.htm - «Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории РФ», Росгидромет, 2008 г.
Э2 http://elibrary.ru/defaultx.asp - Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
Э3 http://www.meteo.ru/climate/sp_clim.php - Специализированные массивы для климатических исследований
Э4 Курс в Moodle «Современные технологии оценки гидро-климатических ресурсов» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.