МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гуманитарные аспекты информационной безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки10.03.01. Информационная безопасность
ПрофильБезопасность автоматизированных систем (в сфере профессиональной деятельности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план10_03_01_ИБ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.преп., Борцова Я.И.

Рецензент(ы):
к.ф-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Гуманитарные аспекты информационной безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 10.03.01 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1515)

составлена на основании учебного плана:
10.03.01 Информационная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 05.06.2019 г. № 10-2018/19
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 05.06.2019 г. № 10-2018/19
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – дать студентам основные сведения об этике новых отношений, учитывающих массовую компьютеризацию всех сторон жизни и деятельности личности, общества и государства, о социально-правовых проблемах информатизации и обеспечения информационной безопасности, о современных научных направлениях, связанных с решением этих проблем.
Задачами дисциплины являются:
Формирование требований и проектирование системы управления ИБ
Эффективное управление ИБ
Сформировать у студентов практические навыки анализа и оценки гуманитарных аспектов информации, ее политического, правового, экономического и социального содержания с позиции общенациональной безопасности нашей страны.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-14 способностью организовывать работу малого коллектива исполнителей в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о предметной области комплекса этических проблем в сфере информационных технологий, качественных и количественных методах описания жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере
задачи своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач
о качественных и количественных методах описания жизненно важных интересов личности
основные положения этики в сфере информационных технологий
перечень обязательной документации информационной безопасности и способы контроля ее эффективности
методы идентификации несоответствий и приемы их корректировки и предупреждения
задачи своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических дисциплин при решении социальных и профессиональных задач
использовать модели задач профессиональной деятельности
основные определения и термины в области гуманитарных проблем информационной безопасности
контролировать и документально отражать эффективность информационной безопасности
вести обязательную документацию по информационной безопасности
использовать модели задач профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.культурой мышления, способностью к обобщению, анализу и восприятию информации
навыками системного подхода к оценке уровня профессиональной квалификации для ее эффективного повышения
способностью применять основные методы, средства, технологии, алгоритмы решения задач в профессиональной деятельности
основными средствами и методами обеспечения информационной безопасности в гуманитарной сфере
техниками совершенствования информационной безопасности на основе контроля ее эффективности
основными приемами разработки, ведения и совершенствования необходимой документации
способностью применять основные методы, средства, технологии, алгоритмы решения задач в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Место и роль проблем информационной безопасности в становлении современного информационного общества
1.1. Понятие и составляющие информационной безопасности Лекции 5 1 ПК-14 Л2.1, Л1.1
1.2. Нормативные документы в области информационной безопасности Лекции 5 1 ПК-14 Л2.1, Л1.1
1.3. Нормативные документы в области информационной безопасности Практические 5 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1
1.4. Структура и задачи органов, обеспечивающих информационную безопасность Лекции 5 1 ПК-14 Л2.1, Л1.1
1.5. Структура и задачи органов, обеспечивающих информационную безопасность Практические 5 6 ПК-14 Л2.1, Л1.1
1.6. Гуманитарная сущность информационной безопасности Практические 5 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1
1.7. Место и роль проблем информационной безопасности в становлении современного информационного общества Сам. работа 5 6 ПК-14 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Проблемы обеспечения баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере
2.1. Проблемы обеспечения баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере Практические 5 2 ПК-14 Л2.1, Л1.1
2.2. Проблемы обеспечения баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере Сам. работа 5 6 ПК-14 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Ценностная ориентация личности, ее информационное обоснование и информационная безопасность
3.1. Ценностная ориентация личности, ее информационное обоснование и информационная безопасность Практические 5 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1
3.2. Ценностная ориентация личности, ее информационное обоснование и информационная безопасность Сам. работа 5 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Обеспечение информационно-психологической безопасности личности и общества
4.1. Обеспечение информационно-психологической безопасности личности и общества Лекции 5 1 ПК-14 Л2.1, Л1.1
4.2. Обеспечение информационно-психологической безопасности личности и общества Сам. работа 5 6 ПК-14 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Основы компьютерной этики
5.1. Основы компьютерной этики Практические 5 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1
5.2. Основы компьютерной этики Сам. работа 5 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Этика бизнеса в сфере информационных технологий
6.1. Этика бизнеса в сфере информационных технологий Лекции 5 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1
6.2. Этика бизнеса в сфере информационных технологий Сам. работа 5 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Компьютерные правонарушения
7.1. Компьютерные правонарушения Лекции 5 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1
7.2. Компьютерные правонарушения Сам. работа 5 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Интеллектуальная собственность
8.1. Интеллектуальная собственность Практические 5 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1
8.2. Интеллектуальная собственность Сам. работа 5 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Неприкосновенность частной жизни
9.1. Неприкосновенность частной жизни Лекции 5 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1
9.2. Неприкосновенность частной жизни Сам. работа 5 6 ПК-14 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Риски использования информационных технологий
10.1. Риски использования информационных технологий Практические 5 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1
10.2. Риски использования информационных технологий Сам. работа 5 2 ПК-14 Л2.1, Л1.1
Раздел 11. Проблемы свободы слова
11.1. Проблемы свободы слова Лекции 5 2 ПК-14 Л2.1, Л1.1
11.2. Проблемы свободы слова Сам. работа 5 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1
Раздел 12. Информационное пространство и проблема целостности российского государства
12.1. Информационное пространство и проблема целостности российского государства Практические 5 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1
12.2. Информационное пространство и проблема целостности российского государства Сам. работа 5 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Характеристики информационной реальности, процесс ее институционализации как фактор общественного прогресса.
2. Гуманитарные аспекты информатизации.
3. Специфика информационных отношений в производительной, познавательной, научной, коммуникационной сферах.
4. Информационная технология как фактор преобразования производительной деятельности. Особенность научно-технической революции.
5. Современная научно-техническая революция.
6. Модель информационного общества - отражение новых онтологических закономерностей, обусловленных внедрением информационных технологий.
7. Информационные общественные отношения как характеризующие современный этап развития общества.
8. Социальная ответственность власти на пути к информационному обществу.
9. Актуальные проблемы информатизации современного общества.
10. Информационное неравенство как гуманитарная проблема.
11. Информационная культура личности в информационном обществе.
12. Исследование проблем обеспечения баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
13. Прогнозирование социально-психологических последствий внедрения и широкого использования современных информационных технологий.
14. Создание и развитие системы обеспечения информационно-психологической безопасности от противоправных информационных воздействий на сферы индивидуального, группового и массового сознания.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Внуков А.А. Защита информации: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кардашова И. Б. ОСНОВЫ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: Учебник для вузов М.: Издательство Юрайт, 2019 // ЭБС "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ». www.microinform.ru
Э2 Курс в Moodle "Гуманитарные аспекты информационной безопасности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции.
- бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины;
- обратить особое внимание на сущность и графическое сопровождение основных рассматриваемых теоретических положений.
- руководствоваться графиком самостоятельной работы;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- подготовку к зачету необходимо проводить по теоретическим вопросам
- при подготовке к зачету параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе
- руководствоваться графиком самостоятельной работы;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- подготовку к зачету необходимо проводить по теоретическим вопросам
- при подготовке к зачету параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию.