Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. специальность Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-6-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 46 | 46 | 46 | 46 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой доц., к.пс.н., Д.В. Труевцев
1.1. | формирование представления о закономерностях и возрастных этапах развития личностной идентичности; рассмотрение основных концепций личностной идентичности; приобретение знаний о значимости проблематики идентичности в свете современных тенденций в общественной жизни, науке, искусстве, философии; овладение основными способами анализа развития личностной идентичности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-7 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Перечислить факторы, определяющие специфику идентичности субъекта на каждом этапе исторического развития общества; Описать элементы конструирования образа мира, парадигм мышления и структуры личностной идентичности конкретной исторической эпохи; Назвать основные этапы и закономерности развития личностной идентичности; Объяснить значимость проблематики идентичности на современном этапе развития общества; Назвать основные компоненты целостной интегрированной личностной идентичности, благодаря которым субъект потенциально может стать полноценным членом общества Объяснить механизм полноценного развития личностной идентичности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Сравнить принципы формирования личностной идентичности на разном этапе исторического развития общества; Интерпретировать поведение индивида в контексте персонально сформированных личностных целей, мотивов и приоритетов развития; Использовать концептуальные знания для оценки состояния сформированности личностной идентичности субъекта; Распознать характеристики и проявления негативных линий развития личностной идентичности; Распознавать логику ненормативного развития параметров личностной идентичности и поведения субъекта; Демонстрировать различия составляющих личностной идентичности в контексте разных ее типов (гендерная, профессиональная, этническая и др.). |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Систематизировать представления об историческом развитии парадигм мышления и научной картины мира в системе «человек-общество-наука»; Оценить уровень интегрированности идентичности субъекта и ее соответствие современному запросу развития общества; Оценить степень сформированности и развития личностной идентичности субъекта; Предложить варианты оценки психологических нарушений при отклонениях в развитии личностной идентичности; Составить программу психологической коррекции личностной идентичности на ближайший период жизни; Произвести психологическую оценку параметров сформированности личностной идентичности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Тенденции в науке, философии и психологии, актуализировавшие проблематику личностной идентичности | ||||||
1.1. | Тенденции в науке, культуре и философии, ответственные за рост значимости проблематики личностной идентичности | Лекции | 3 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Концепции личностной идентичности | ||||||
2.1. | Проблема идентичности. | Лекции | 3 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Модели личности в психологии (начало ХХ века) | Лекции | 3 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Концепция личностной идентичности Э.Эриксона | Лекции | 3 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Анализ соотношения физического Я-образа и самооценки (Е.Т.Соколова) | Лекции | 3 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Ознакомление с антипсихиатрическим подходом к оценке самосознания (Р. Лэнг, Т.Шибутани) | Сам. работа | 3 | 5 | ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Анализ подхода "приклеивания ярлыков" к оценке самосознания (Дж.Купер) | Сам. работа | 3 | 3 | ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Изучение образа физического «Я» у подростков, страдающих ожирением (статья) | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.8. | Анализ проблемы становления подростковой идентичности | Практические | 3 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.9. | Факторы негативной трансформации идентичности (эксперименты Ф.Зимбардо, М. Селигмана, С. Милгрэма) | Сам. работа | 3 | 5 | ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.10. | Рассмотрение концепции ложного «Я» как способа небытия (случай Элин Вест) | Сам. работа | 3 | 7 | ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.11. | Анализ стадий жизненного цикла (Э. Эриксон) | Сам. работа | 3 | 5 | ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Психология идентичности как самостоятельное направление исследований и теоретических разработок в структуре психологической науки | ||||||
3.1. | Неклассические модели личности (идентичности) | Практические | 3 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Конструирование субъекта и дискурс | Практические | 3 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Рассмотрение современных технологий и социализации: понятие культурной патологии | Практические | 3 | 4 | ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Анализ конструктивистской парадигмы в психологии (В.Ф. Петренко) | Сам. работа | 3 | 7 | ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Рассмотрение теории личностных конструктов (Дж. Келли) | Практические | 3 | 6 | ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.6. | Изучение психосемантики как метода исследования индивидуального сознания | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.7. | Рассмотрение концепции состояния самосознания личности (В.В.Столин) | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Назовите основные источники актуальности проблематики идентичности в мировой культуре и науке. Почему интерес к вопросу идентичности не теряет своей актуальности в настоящее время. 2. Прокомментируйтие такую потребность человека в любой культуре буть кем-то или чем-то в жизни, имсеть непротиворечивые ценности и ориентиры. 3. Какие подходы к возрастному развитию личности вам известны? 4. Как можно кратко охарактеризовать и обозначит подход Э.Эриксона к изучению идентичности. 5. В чем заклюбчаются основные моменты критики традиционных моделей "Я" (Квейл, Шоттер, Поттер). 6. Концепция символического интеракционизма. Основные идеи, представители. 7. Теория зеркального "Я" Ч.Кули. 8. Концепци формирования личностной идентичности Э.Эриксона. 9. Эпигенетический принцип развития в концепции Э.Эриксона. 10. Понятие психосоциального моратория. 11. Раскройте смысл понятия негативной идентичности, диффузной идентичности. 12. Кризис идентичности и психопатлогическая симптоматика: диссоциативная фуга, диссоциативная амнезия, расстройство множественной идентичности, пограничное личностное расстройство. 13.Охарактеризуйте стадии развития личностной идентичности в соответствии с концепцией Э.Эриксона. 14. Опишите все новообразования (приобритения) и риски пятой стадии личностной индивидуальности в соответствии с концепцией Э.Эриксона. 15. Возможно ли развитие личности без возрастных кризисов. Аргументируйте свой ответ. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Проблематика идентичности в классическом психоанализе. 2. Проблема самосознания в отечественной психологии. 3. Современные концепции идентичности. 4. Личностная идентичность в концепции Э.Эриксона. 5. Проблематика идентичности в современном психоанализе и теориях объектных отношений. 6. Биопсихосоциальная модель идентичности в концепции Е.Т. Соколовой. 7. Особенности исследования гендерной идентичности. 8. Проблемы изучения этнической идентичности. 9. Выявление компонентов личностной идентичности в замкнутой социальной группе (секта, движение, закрытые сообщества). 10. Сопоставление и анализ понятий: диффузная идентичность, негативная идентичность, целостная идентичность. 11. Проблематика идентичности в экзистенциализме и гуманистической психологии. 12. Кризис идентичности и стадии жизненной адаптации. 13. Психопатология и феноменология расстройства идентичности. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шаповаленко И. В. | ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Зыков Е.В., Базаева Г.В., Хухлаева О.В. - под ред. | ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Жигунова Г. В. | Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью: Научные монографии | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань» ЭБС «Университетская библиотека online» ЭБС издательства «Юрайт» ЭБС АлтГУ |
Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме. Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обес-печивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выпол-нении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий. Темы для выполнения обязательной работы студента: 1. Проблематика идентичности в классическом психоанализе. 2. Проблема самосознания в отечественной психологии. 3. Современные концепции идентичности. 4. Личностная идентичность в концепции Э.Эриксона. 5. Проблематика идентичности в современном психоанализе и теориях объектных отношений. 6. Биопсихосоциальная модель идентичности в концепции Е.Т. Соколовой. 7. Особенности исследования гендерной идентичности. 8. Проблемы изучения этнической идентичности. 9. Выявление компонентов личностной идентичности в замкнутой социальной группе (секта, движение, закрытые сообщества). 10. Сопоставление и анализ понятий: диффузная идентичность, негативная идентичность, целостная идентичность. 11. Проблематика идентичности в экзистенциализме и гуманистической психологии. 12. Кризис идентичности и стадии жизненной адаптации. 13. Психопатология и феноменология расстройства идентичности. |