МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовые аспекты безопасности жизнедеятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки20.04.01. Техносферная безопасность
ПрофильКомплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_04_01_ТБ-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ю.н., профессор, Аничкин Е.С.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Правовые аспекты безопасности жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №172)

составлена на основании учебного плана:
20.04.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аничкин Е.С., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Аничкин Е.С., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Правовые аспекты безопасности жизнедеятельности" являются профессиональная подготовка по вопросам правового регулирования отношений в области безопасности жизнидеятельности, обеспечение высокого уровня знаний на основе действующего законодательства, практики его применения с учетом общетеоретических положений и новейших течений в юридической науке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью к анализу и синтезу, критическому мышлению, обобщению, принятию и аргументированному отстаиванию решений
ПК-20 способностью проводить экспертизу безопасности и экологичности технических проектов, производств, промышленных предприятий и территориально-производственных комплексов
ПК-25 способностью осуществлять мероприятия по надзору и контролю на объекте экономики, территории в соответствии с действующей нормативно-правовой
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-5: историю развития конкретной научной проблемы, ее роли и места в изучаемом научном направлении «Техносферной безопасности»
ПК-20: теорию экспертизы безопасности и экологичности технических проектов, производств, промышленных предприятий и территориально-производственных
комплексов
ПК-25: особенности надзора и контроля на объекте экономики, территории в соответствии с действующей нормативно-правовой базой
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-5: формулировать и разрешать задачи, возникающие в ходе написания магистерской диссертации
ПК-20: применять на практике теорию экспертизы безопасности и экологичности технических проектов, производств, промышленных предприятий и территориально-производственных комплексов
ПК-25:осуществлять мероприятия по надзору и контролю на объекте экономики, терри-тории в соответствии с действующей нормативно-правовой базой
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-5: методами сбора и анализа информации в той или иной научной сфере, связанной с магистерской диссертацией
ПК-20:теорией экспертизы безопасности и экологичности технических проектов, производств, промышленных предприятий и территориально-производственных
комплексов
ПК-25:способностью осуществлять мероприятия по надзору и контролю на объекте экономики, территории в соответствии с действующей нормативно-правовой базой

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Общие положения об основах безопасности.
1.1. Основные положения о безопасности Лекции 1 2 ОК-5, ПК-20, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Правовое регулирование безопасности Сам. работа 1 16 ОК-5, ПК-20, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Правовое регулирование безопасности Практические 1 10 ОК-5, ПК-20, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2.Механизмы охраны окружающей среды.
2.1. Организационный механизм охраны окружающей природной среды Лекции 1 2 ОК-5, ПК-20, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Понятие, особенности и функции государственного экологического управления. Сам. работа 1 20 ОК-5, ПК-20, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3.Экономические механизмы охраны окружающей природной среды.
3.1. Понятие экономического механизма охраны окружающей среды, его основные элементы. Сам. работа 1 18 ОК-5, ПК-20, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды. Практические 1 8 ОК-5, ПК-20, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4.Юридическая ответственность.
4.1. Общие положения о юридической ответственности за нарушение правил безопасности жизнидеятельности Лекции 1 4 ОК-5, ПК-20, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Понятие, сущность, формы и функции ответственности за экологические правонарушения.Понятие и состав экологического правонарушения.Нарушение правил охраны труда Практические 1 10 ОК-5, ПК-20, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Общие положения об административной ответственности за экологические правонарушения Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения Правовые формы возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. Сам. работа 1 18 ОК-5, ПК-20, ПК-25 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Природа как объект экологического права
2. Взаимодействие общества и природы и его формы
3. Сущность взаимодействия общества и природы
4. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие
5. Понятие экологического права как отрасли права
6. Этапы становления и развития экологического права
7. Предмет и метод экологического права
8. Система экологического права как отрасли права, отрасли законодательства, как учебной дисциплины и науки
9. Экологические функции государства, экологические функции права
10. Основные принципы экологического права
11. Источники экологического права
12. Понятие источников экологического права, их особенности и система
13. Конституция и иные законы как источники экологического права
14. Указы Президента и иные подзаконные акты как источники экологического права
15. Региональное экологическое законодательство и его соотношение с федеральным законодательством. Меры по обеспечению единого правового пространства в России
16. Процессуальные нормы в экологическом праве
17. Понятие, формы и виды права собственности на природные ресурсы
18. Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы
19. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ре-сурсы
20. Содержание права собственности на природные ресурсы
21. Защита права собственности на природные ресурсы
22. Государственное экологическое управление.
23. Система и функции специально уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей среды.
24. Государственный экологический мониторинг.
25. Государственные кадастры природных ресурсов.
26. Экологическое нормирование.
27. Экологический контроль в РФ.
28. Государственный экологический надзор.
29. Экологическая экспертиза.
30. Оценка воздействия на окружающую среду.
31. Экологические права и обязанности граждан и их объединений.
32. Правовое регулирование доступа к экологически значимой информации.
33. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
34. Административная ответственность за экологические правонарушения.
35. Уголовная ответственность за экологические правонарушения.







5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Агапов А. Б. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. 7-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3CF11185-B99C-481F-9488-66EDF84CE850
Л1.2 АлтГУ Правоведение [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каракеян В.И., Никулина И.М. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Верховный Суд РФ www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows
Microsoft office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины «Правовые аспекты безопасности жизнедеятельности» базируется на основе полученных знаний по предшествующим курсам и предполагает глубокое изучение теоретических и практических вопросов по основам безопасности в отралях административного права, экологического права, гражданского права, трудового права и уголовного права. Предполагается на основе знаний, полученных в ходе лекций и при других формах аудиторного обучения, глубокое изучение актуальных проблем правоведения на основе действующего законодательства и практики его применения.
После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке, норм права, регулирующих вопросы экологической безопасности. Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Темы практических занятий соответствуют программе курса и методически ею обусловлены. Выносимые на практические занятия вопросы, задачи, тесты представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом.
Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится анализу правоприменительной практики, решению казусов, разработке правовых документов. Обучающиеся должны приобрести необходимые прикладные знания, практические навыки работы с актами, содержащими положения в области права социального обеспечения, научиться применять нормы права к конкретной жизненной ситуации, доказательно решать задачи.
Подготовка и участие в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. При подготовке к таким занятиям следует проработать нормативные правовые акты и рекомендованную литературу, используя информационную справочную систему: СПС КонсультантПлюс, электронные базы данных, библиотечных систем, интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов. После изучения теоретических вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.Тестовые задания решаются либо на семинарских занятиях.
Таким образом, организационные формы обучения включают в себя:
• контактную работу с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• самостоятельную работу по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Согласно учебному плану изучение дисциплины завершается зачетом. Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.