МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Базовые теории и методы психотерапевтической помощи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат наук, доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
кандидат наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Базовые теории и методы психотерапевтической помощи

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014г. N 946

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – ознакомление студентов с ведущими концепциями и методами психотерапии.
Задачи:
1.Изучение основных понятий, категорий, принципов, моделей человека в фундаментальных направлениях психотерапии.
2.Сравнительный анализ представлений об источниках возникновения психологических проблем, стратегий оказания помощи в их решении, методах практической работы в различных психотерапевтических подходах.
3.Углубление знаний студентов о специфике психотерапевтического процесса в рамках психоаналитического, бихевиорального, когнитивно-бихевиорального, гуманистиче-ского, экзистенциального направлений.
4.Организация условий для активного присвоения знаний студентами по курсу с помо-щью элементов обучающего тренинга базовым психотерапевтическим умениям.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.24

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-3 способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о специфике встречи клиента и психотерапевта, толерантно воспринимая социальные, культурные, этнические, конфессиональные различия.
- основные понятия психотерапии, базовые теории и методы оказания психотерапевтической помощи.
- цели, задачи, принципы, приемы оказания стандартной психотерапевтической помощи в индивидуальном и групповом контексте с точки зрения традиционных психотерапевтических методов и технологий.
3.2.Уметь:
3.2.1.- толерантно относиться к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям клиентов в психотерапевтической практике.
- применять на практике знания о направлениях психотерапии в различных областях профессиональной деятельности.
- применять на практике стандартные базовые процедуры психологической помощи в индивидуальном и групповом контексте с использованием традиционных методов и технологий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- толерантного отношения к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям клиентов в психотерапевтической практике.
- предоставления информации о психотерапии как методе оказания помощи клиенту в решении личностных сложностей.
- осуществления стандартных базовых процедур психологической помощи в индивидуальном и групповом контексте с использованием традиционных методов и технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психотерапия как направление практической работы психолога
1.1. Понятие «психотерапия» в контексте психологического знания. Лекции 3 0,5 ОК-6, ОК-7 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
1.2. Понятие «психотерапия» в контексте психологического знания Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
1.3. Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта. Лекции 3 0,5 ОК-6, ОК-7, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
1.4. Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта Практические 3 1 ОК-6, ОК-7, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
1.5. Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
Раздел 2. Психоанализ как метод психотерапии
2.1. Психоанализ как особое направление в психотерапии. Теория объектных отношений Лекции 3 1 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
2.2. Классический и современный психоанализ Практические 3 1 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
2.3. Классический психоанализ Сам. работа 3 7 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
2.4. Современный психоанализ Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
Раздел 3. Поведенческий подход в психотерапии
3.1. Бихевиоральное направление в психологии и психотерапии. Лекции 3 1 ОК-6, ОК-7 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
3.2. Бихевиоральная психотерапия Практические 3 1 ОК-6, ОК-7 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
3.3. Бихевиоральная психотерапия Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
Раздел 4. Когнитивно-бихевиоральное и когнитивное направление в психотерапии
4.1. Когнитивное и когнитивно-бихевиоральное направление в психотерапии Лекции 3 1 ОК-6, ОК-7, ПК-3 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
4.2. Когнитивно-бихевиоральное направление в терапевтической работе Сам. работа 3 3 ОК-6, ОК-7, ПК-3 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
4.3. Феномен выученной беспомощности. Самоэффективность. Терапия реальностью. Сам. работа 3 3 ОК-6, ОК-7, ПК-3 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
Раздел 5. Гуманистическая психотерапия
5.1. Гуманистический подход в психотерапии Лекции 3 0,5 ОК-6, ОК-7 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.2. Гуманистическое направление в психотерапии Практические 3 1 ОК-6, ОК-7 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.3. Гуманистическое направление в психотерапии Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.4. Теория и практика клиент-центрированной психотерапии Практические 3 1 ОК-6, ОК-7, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.5. Теория и практика клиент-центрированной психотерапии Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.6. Гештальттерапия Лекции 3 0,5 ОК-6, ОК-7 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.7. Гештальттерапия Практические 3 1 ОК-6, ОК-7 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.8. Гештальттерапия Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.9. Транзактный анализ как психотерапевтическое направление Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
Раздел 6. Экзистенциальный подход в психотерапии
6.1. Теория и методология экзистенциальной психотерапии Лекции 3 0,5 ОК-6, ОК-7 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
6.2. Экзистенциальные проблемы личности Практические 3 1 ОК-6, ОК-7 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
6.3. Экзистенциальные проблемы личности Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
Раздел 7. Телесно-ориентированная психотерапия
7.1. Общее представление о телесно-ориентированной психотерапии Лекции 3 0,5 ОК-6, ОК-7 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.2. Терапевтические подходы в современной телесно-ориентированной психотерапии Практические 3 1 ОК-6, ОК-7 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.3. Основные системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехнки Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.4. Категоризация проблематики и диагностика в психотерапевтической работе с телом. Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.5. Основные процедуры телесно-ориентированной психотерапии Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.6. Экзамен 3 9 ОК-6, ОК-7, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примеры вопросов для самопроверки

Раздел 1. Психотерапия как направление практической работы психолога.

1. Укажите место и роль этических принципов в процессе психотерапии. Цели и смысл профессиональной этики.
2. Охарактеризуйте основные этические принципы.
3. Покажите место и роль ответственности в психотерапии.
4. Назовите составляющие терапевтического климата встречи.
5. Перечислите основные направления современной психотерапии.

Раздел 2. Психоанализ как метод психотерапии.

1. Перечислите основные теории классического и современного психоанализа.
2. В чем суть раскола в раннем психоанализе?
3. Опишите структуру личности в психоанализе.
4. В чем суть механизма психологической защиты?

Раздел 3. Бихевиоральная психотерапия.

1. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные теории бихевиоральной терапии.
2. Опишите стимул-реактивную схему поведения.
3. В чем суть формирования (обуславливания) и разобуславливания страхов?

Раздел 4. Когнитивно-бихевиоральное и когнитивное направление в психотерапии.

1. Какова мишень когнитивной терапии?
2. Опишите этапы когнитивной терапии.
3. Расскажите о техниках когнитивной терапии.
4. Каковы показания к когнитивной терапии и ограничения в ее применении?

Раздел 5. Гуманистическая психотерапия.
1. Что такое аутентичность?
2. Каковы основные теоретические принципы гештальт-терапии?
3. Каковы особенности психотерапевтического контакта на каждой из терапевтических стадий?
4. Почему невротические механизмы являются механизмами прерывания контакта?
5. Опишите основные техники гештальт-терапии. Каким образом в них реализуются теоретические принципы этого направления?
6. Опишите необходимые и достаточные условия психотерапевтического изменения клиента.
7. Каков патогенез неврозов в концепции К. Роджерса?
8. Какие психотерапевтические механизмы актуализируются в клиент-центрированной психотерапии?
9. Что является результатом клиент-центрированной психотерапии?
10. Что такое техника рефлексивных ответов?
11. Опишите технику эмпатических ответов.
12. Опишите технику терапевтической метафоры. Каковы функции метафоры в психотерапевтическом процессе?

Раздел 6. Экзистенциальный подход в психотерапии.

1. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные теории экзистенциональной психотерапии.
2. Какие идеи, лежат в основе возникновения и развития экзистенциальной психотерапии?
3. Какова цель экзистенциональной психотерапии.
4. Перечислите базовые понятия экзистенциальной терапии.
5. Опишите техники работы с экзистенциальными данностями.
6. Назовите навыки экзистенциального терапевта.

Раздел 7. Телесно-ориентированная психотерапия.
1. Опишите слои блокировок по А. Лоуэну.
2. В чем состоит принцип эквивалентности телесных и психологических блокировок?
3. Каковы признаки телесного блока?
4. Что такое характерный тип, характерологическая структура?
5. Какова роль психоаналитической работы в биоэнергетике?
6. Расскажите концепцию укоренения.
7. Какие техники распускания мышечного блока используют в биоэнергетическом анализе?
8. Какую роль играет дыхание в биоэнергетике?

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Теория объектных отношений в психоанализе.
2. Нарциссическая личность.
3. Экспериментальная база когнитивно-бихевиорального направления.
4. Когнитивно-бихевиоральные техники работы со страхами.
5. Тревожно-депрессивные расстройства в контексте поведенческой терапии.
6. Социо-культурный анализ феномена психоанализа.
7. Психотерапия: проблема эффективности и критерии научности.
8. Конструирование психотерапевтического метода.
9. Эффект «плацебо» как эффективность психотерапевтического метода.
10. Психология как наука и психотерапия.
11. Гештальт-подход в индивидуальной и групповой психотерапевтической практике.
12. Транзактный анализ как направление психотерапевтической работы.
13. Целостная личность в контексте терапевтического анализа.
14. Психотерапия, центрированная на клиенте.
15. Терапевтический контакт.
16. Место психотерапии в системе психологического знания.
17. Работа с телом в гештальт-терапии.
18. Стратегии терапевтической работы с механизмами психологической защиты в контексте гештальт-терапии.
19. Гештальт-подход в работе с психосоматическим симптомом.
20. Телесно-ориентированный подход в психотерапии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Учебно-практические задания
Учебно-практическое задание №1
«Анализ проблемной ситуации клиента»
Цель работы: применить на практике знания, полученные в рамках раздела «Основные теоретические подходы, школы и направления в психотерапии».
Задание: Опишите в форме эссе психологическую проблему, с которой человек обратился за психологической помощью к клиническому психологу или психотерапевту (формулируемая проблема). Проведите анализ ситуации, личностных характеристик клиента и его социального окружения. Определите уровень психологической проблемы, дайте интерпретацию проблемной ситуации в рамках определенной психотерапевтической теории, охарактеризуйте психологическую проблему как крайне поляризованную, оценочную позицию индивидуума к элементам действительности. Выделите детерминанты, определяющие динамику психологической проблемы личности клиента. Предложите форму и метод целенаправленного психотерапевтического воздействия, обоснуйте Ваше предложение.
Материал для анализа: Эссе, предложенные студентами.


Учебно-практическое задание №2
«Анализ процесса психотерапии».

Цель работы: обобщить полученные в ходе изучения курса знания.
Задание: Внимательно прочитайте предложенные фрагменты психотерапевтических бесед и ответьте на следующие вопросы:
- Какая стадия психотерапевтического процесса представлена в данных фрагментах?
- Какие приемы и техники применяет психотерапевт в данных сценариях?
- В чем состоит психологическая проблема клиента?
- Какие эффекты целенаправленного психотерапевтического воздействия наблюдаются в данном фрагменте?
- В рамках какой психологической школы работает психотерапевт?

Учебно-практическое задание №3
«Анализ учебного видеофильма».

Цель работы: обобщить полученные в ходе изучения курса знания.
Задание: Просмотрев фрагменты сеансов психотерапевтических сессий ответьте на следующие вопросы:
- Какова психологическая проблема клиента; дайте ее интерпретацию в рамках «бытийной» психологии (формулируемая проблема) и с позиции теоретического подхода?
- Выделите фрагменты, отражающие стадии психотерапевтического процесса?
- Какие приемы и техники применяет психотерапевт на данных стадиях?
- Какие эффекты целенаправленного психотерапевтического воздействия Вы наблюдали?
- Выразите Ваше отношение к работе психотерапевта, к какому теоретическому направлению он принадлежит? обоснуйте Ваше высказывание.
Темы докладов, рекомендуемые для семинарских занятий по курсу «Базовые теории и методы психотерапевтической помощи»

1. Психоаналитическая традиция: основные понятия, методы, приемы и техники.
- Концепция А. Адлера,
- Концепция З. Фрейда,
- Концепция К.Г. Юнга,
- Современные психоаналитические концепции психотерапии.
2. Бихевиористская традиция: основные понятия, методы, приемы и техники.
- Концепция психотерапии классического бихевиоризма,
- Терапевтический подход Дж. Долларда и Н.И. Миллера,
- Теории социального научения,
- Когнитивно-бихевиоральная концепция.
3. Когнитивистская традиция: основные понятия, методы, приемы и техники.
- Подход А. Бэка,
- Концепция А. Эллиса,
- Подход Дж. Келли.
4. Гуманистическая традиция: основные понятия, методы, приемы и техники.
- Клиент-центрированная терапия К. Роджерса,
- Концепция Дж. Бъюдженталя,
- Психотерапия Ю. Джендлина.
5. Гештальттерапия: основные понятия, методы, приемы и техники.
6. Экзистенциальная традиция: основные понятия, методы, приемы и техники.
- Концепция Л. Бинсвангера,
- Подход В. Франкла,
- Подход Р. Мэя,
- Подход И. Ялома.
7. Телесно-ориентированная психотерапия.
- Метафорический подход.
- Феноменологический подход.

* Примечание – студент может выбрать из предлагаемого перечня тему для написания реферата или по согласованию с преподавателем сформулировать ее самостоятельно, при условии рассмотрения в реферате одного из аспектов изучаемой в рамках дисциплины проблематики.

Критерии оценки доклада:
Отметка «отлично» ставится, если изложенный в докладе материал:
• отличается глубиной и содержательностью, соответствует заявленной теме;
• четко структурирован, с выделением основных моментов;
• адекватно иллюстрирован;
• доклад сделан кратко, четко, с выделением основных данных;
• на вопросы по теме доклада получены полные исчерпывающие ответы.
Отметка «хорошо» ставится, если изложенный в докладе материал:
• характеризуется достаточным содержательным уровнем, но отличается недостаточной
структурированностью;
• иллюстрирован не полностью или не совсем правильно;
• доклад длинный, не вполне четкий;
• на вопросы по теме доклада получены полные исчерпывающие ответы только после
наводящих вопросов, или не на все вопросы.
Отметка «удовлетворительно» ставится, если изложенный в докладе материал:
• не достаточно раскрыт, носит фрагментарный характер, слабо
структурирован;
• иллюстраций нет;
• докладчик слабо ориентируется в излагаемом материале;
• на вопросы по теме доклада не были получены ответы или они не были правильными.
Отметка «неудовлетворительно» ставится, если:
• доклад не сделан;
• докладчик не ориентируется в излагаемом материале;
• на вопросы по выполненной работе не были получены ответы или они не были
правильными.
Примеры заданий для самопроверки

Задание № 1 (выберите один вариант ответа)
Психотерапевтический подход, в котором основное внимание уделяется свободному развитию личности, уникальности внутреннего мира отдельного человека, «свободной воле» и ответственности в процессе психотерапии и человеческой жизни …
варианты ответов:
1) гештальт-терапия 2) психодрама
3) телесноориентированная психотерапия 4) экзистенциальная психотерпия
Задание № 2 (выберите несколько вариантов ответа)
Представителями экзистенциального направления в психотерапии являются …
варианты ответов:
1) Ф. Перлз 2) З. Фрейд 3) Р. Мэй 4) К. Роджерс 5) В. Франкл 6) Д. Бьюдженталь
Задание № 3 (выберите один вариант ответа)
Создателем клиент-центрированной психотерапии является
варианты ответов:
1) Ф. Перлз 2) З. Фрейд 3) Р. Мэй 4) К. Роджерс 5) В. Франкл 6) Д. Бьюдженталь
Задание № 4 (выберите несколько вариантов ответа)
Основными понятиями гуманистической психотерапии являются
варианты ответов:
1) структура
2) самоактуализация
3) личностный рост
4) организм
5) защитный механизм
Задание № 5 (выберите один вариант ответа)
Психотерапевтическую концепцию экзистенциального анализа предложил ….
1) Р. Мэй 2) К. Роджерс 4) И. Ялом 5) В. Франкл 6) Д. Бьюдженталь
Задание № 6 (выберите один вариант ответа)
В концепции Р. Мэя социальный мир общения людей с подобными им людьми – это
варианты ответов:
1) внешний мир 2) совместный мир 3) внутренний мир
Задание № 7 (выберите вариант ответа согласно тексту задания)
Установите соответствие между теориями психотерапии и персонологами, их разработавшими
1) Экзистенциальное консультирование
2) гештальт-терапия
3) гуманистическая терапия
4) логотерапия
варианты ответов:
А) А. Маслоу Б) Р. Мэй
В) Ф. Перлз Г) А. Эллис
Д) Г. Олпорт Е) В. Франкл
Задание № 8 (выберите один вариант ответа)
Термин «экзистенциальный вакуум» использовал
варианты ответов:
1) А. Маслоу 2) Ф. Перлз 3) Л. Бинсвангер 4) В. Франкл
Задание № 9 (выберите один вариант ответа)
Автором идеи о том, что «ключи к исцелению находятся у клиента, но терапевт дожжен обладать определенными личностными качествами, способными помочь клиенту научиться использовать эти ключи» является ….
варианты ответов: 1) А.Маслоу 3) К. Роджерс 4) Р. Мэй 5) В. Франкл
Задание № 10 (впишите вариант ответа согласно тексту задания)
Психотерапия, направленная на помощь человеку в поисках смысла жизни ……………………….
Задание № 11 (впишите вариант ответа согласно тексту задания)
Принципы осознания человеком своих потребностей и сосредоточения на настоящем легли в основу ……………………………………………
Задание № 12 (выберите один вариант ответа)
Согласно теории Ф. Перлза, защитный механизм, который подразумевает присвоение человеком стандартов, норм, установок, способов поведения, которые не становятся его собственными, «не перевариваются» обозначается как …
1) интроекция 2) подавление 3) ретрофлексия 4) рационализация
Задание № 13 (выберите несколько вариантов ответа)
Критериями психологического здоровья личности в концепции К. Роджерса являются …
варианты ответов:
1) личная автономия 2) активность
3) отсутствие проблем 4) оптимальное развитие, рост и самоактуализация
Задание № 14 (впишите вариант ответа согласно тексту задания)
Технику «горячего стула» в психотерапии активно использовал …………………………..
Задание № 15 (впишите вариант ответа согласно тексту задания)
Подход, в рамках которого подчеркивается уникальность каждого человека, того, что никто не может по-настоящему понять другого, если не взглянет на мир его глазами называется …………..
Задание № 16 (выберите один вариант ответа)
Представителем телеснооринтированного направления в психотерапии являются …
варианты ответов:
1) Э. Берн 2) А. Лоуэн 3) К. Левин 4) Ф. Перлз
Задание № 17 (выберите один вариантов ответа)
Создателем трансактного анализа является ……………………………
варианты ответов:
1) Э. Берн 2) А. Лоуэн 3) К. Левин 4) Ф. Перлз
Задание № 18 (выберите один вариант ответа)
Слово «должен» заменяется на «хочу» в процессе
варианты ответов:
3) экзистенциального консультирования
4) гештальт-терапии
3) гуманистической терапии
4) логотерапии
Задание № 19 (выберите один вариант ответа)
Проблемы одиночества, свободы и ответственности являются центральными в
1) экзистенциальном консультировании
2) гештальт-терапии
3) гуманистической терапии
4) логотерапии
Задание № 20 (выберите один вариант ответа)
Отношения «фигуры и фона» является одним из основных понятий
1) экзистенциального консультирования
2) гештальт-терапии
3) гуманистической терапии
4) логотерапии

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина ; под ред. Е. П. Кораблиной ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Соколова Е.Т. ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Якиманская И. С., Биктина Н. Н. Психологическое консультирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Оренбургский государственный университет, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шумский В.Б. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 ред. Д. Циантис ; пер. В.И. Белопольский Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками: Москва : Когито-Центр, 2006 biblioclub.ru
Л2.3 Филиппова Е.В. - Отв. ред. ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Ромек В.Г. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта: Научные монографии Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 Курс в Moodle "Базовые теории и методы психотерапевтической помощи" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Windows 7 Professional;
2.Office 2010 Professional
3.7-Zip
4.AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы экзамена.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.