Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z37_03_01_Пс-4-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 85 | 85 | 85 | 85 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор
1.1. | Цель курса – ознакомление студентов с ведущими концепциями и методами психотерапии. Задачи: 1.Изучение основных понятий, категорий, принципов, моделей человека в фундаментальных направлениях психотерапии. 2.Сравнительный анализ представлений об источниках возникновения психологических проблем, стратегий оказания помощи в их решении, методах практической работы в различных психотерапевтических подходах. 3.Углубление знаний студентов о специфике психотерапевтического процесса в рамках психоаналитического, бихевиорального, когнитивно-бихевиорального, гуманистиче-ского, экзистенциального направлений. 4.Организация условий для активного присвоения знаний студентами по курсу с помо-щью элементов обучающего тренинга базовым психотерапевтическим умениям. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.24 |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию |
ПК-3 | способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - о специфике встречи клиента и психотерапевта, толерантно воспринимая социальные, культурные, этнические, конфессиональные различия. - основные понятия психотерапии, базовые теории и методы оказания психотерапевтической помощи. - цели, задачи, принципы, приемы оказания стандартной психотерапевтической помощи в индивидуальном и групповом контексте с точки зрения традиционных психотерапевтических методов и технологий. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - толерантно относиться к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям клиентов в психотерапевтической практике. - применять на практике знания о направлениях психотерапии в различных областях профессиональной деятельности. - применять на практике стандартные базовые процедуры психологической помощи в индивидуальном и групповом контексте с использованием традиционных методов и технологий. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - толерантного отношения к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям клиентов в психотерапевтической практике. - предоставления информации о психотерапии как методе оказания помощи клиенту в решении личностных сложностей. - осуществления стандартных базовых процедур психологической помощи в индивидуальном и групповом контексте с использованием традиционных методов и технологий. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психотерапия как направление практической работы психолога | ||||||
1.1. | Понятие «психотерапия» в контексте психологического знания. | Лекции | 3 | 0,5 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3 |
1.2. | Понятие «психотерапия» в контексте психологического знания | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3 |
1.3. | Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта. | Лекции | 3 | 0,5 | ОК-6, ОК-7, ПК-3 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3 |
1.4. | Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ОК-7, ПК-3 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3 |
1.5. | Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-6, ОК-7, ПК-3 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3 |
Раздел 2. Психоанализ как метод психотерапии | ||||||
2.1. | Психоанализ как особое направление в психотерапии. Теория объектных отношений | Лекции | 3 | 1 | ОК-6, ОК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3 |
2.2. | Классический и современный психоанализ | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ОК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3 |
2.3. | Классический психоанализ | Сам. работа | 3 | 7 | ОК-6, ОК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3 |
2.4. | Современный психоанализ | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-6, ОК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3 |
Раздел 3. Поведенческий подход в психотерапии | ||||||
3.1. | Бихевиоральное направление в психологии и психотерапии. | Лекции | 3 | 1 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3 |
3.2. | Бихевиоральная психотерапия | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3 |
3.3. | Бихевиоральная психотерапия | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3 |
Раздел 4. Когнитивно-бихевиоральное и когнитивное направление в психотерапии | ||||||
4.1. | Когнитивное и когнитивно-бихевиоральное направление в психотерапии | Лекции | 3 | 1 | ОК-6, ОК-7, ПК-3 | Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3 |
4.2. | Когнитивно-бихевиоральное направление в терапевтической работе | Сам. работа | 3 | 3 | ОК-6, ОК-7, ПК-3 | Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3 |
4.3. | Феномен выученной беспомощности. Самоэффективность. Терапия реальностью. | Сам. работа | 3 | 3 | ОК-6, ОК-7, ПК-3 | Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3 |
Раздел 5. Гуманистическая психотерапия | ||||||
5.1. | Гуманистический подход в психотерапии | Лекции | 3 | 0,5 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3 |
5.2. | Гуманистическое направление в психотерапии | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3 |
5.3. | Гуманистическое направление в психотерапии | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3 |
5.4. | Теория и практика клиент-центрированной психотерапии | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ОК-7, ПК-3 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3 |
5.5. | Теория и практика клиент-центрированной психотерапии | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-6, ОК-7, ПК-3 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3 |
5.6. | Гештальттерапия | Лекции | 3 | 0,5 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3 |
5.7. | Гештальттерапия | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3 |
5.8. | Гештальттерапия | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3 |
5.9. | Транзактный анализ как психотерапевтическое направление | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3 |
Раздел 6. Экзистенциальный подход в психотерапии | ||||||
6.1. | Теория и методология экзистенциальной психотерапии | Лекции | 3 | 0,5 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3 |
6.2. | Экзистенциальные проблемы личности | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3 |
6.3. | Экзистенциальные проблемы личности | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3 |
Раздел 7. Телесно-ориентированная психотерапия | ||||||
7.1. | Общее представление о телесно-ориентированной психотерапии | Лекции | 3 | 0,5 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3 |
7.2. | Терапевтические подходы в современной телесно-ориентированной психотерапии | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3 |
7.3. | Основные системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехнки | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-6, ОК-7 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3 |
7.4. | Категоризация проблематики и диагностика в психотерапевтической работе с телом. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-6, ОК-7, ПК-3 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3 |
7.5. | Основные процедуры телесно-ориентированной психотерапии | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-6, ОК-7, ПК-3 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3 |
7.6. | Экзамен | 3 | 9 | ОК-6, ОК-7, ПК-3 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Примеры вопросов для самопроверки Раздел 1. Психотерапия как направление практической работы психолога. 1. Укажите место и роль этических принципов в процессе психотерапии. Цели и смысл профессиональной этики. 2. Охарактеризуйте основные этические принципы. 3. Покажите место и роль ответственности в психотерапии. 4. Назовите составляющие терапевтического климата встречи. 5. Перечислите основные направления современной психотерапии. Раздел 2. Психоанализ как метод психотерапии. 1. Перечислите основные теории классического и современного психоанализа. 2. В чем суть раскола в раннем психоанализе? 3. Опишите структуру личности в психоанализе. 4. В чем суть механизма психологической защиты? Раздел 3. Бихевиоральная психотерапия. 1. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные теории бихевиоральной терапии. 2. Опишите стимул-реактивную схему поведения. 3. В чем суть формирования (обуславливания) и разобуславливания страхов? Раздел 4. Когнитивно-бихевиоральное и когнитивное направление в психотерапии. 1. Какова мишень когнитивной терапии? 2. Опишите этапы когнитивной терапии. 3. Расскажите о техниках когнитивной терапии. 4. Каковы показания к когнитивной терапии и ограничения в ее применении? Раздел 5. Гуманистическая психотерапия. 1. Что такое аутентичность? 2. Каковы основные теоретические принципы гештальт-терапии? 3. Каковы особенности психотерапевтического контакта на каждой из терапевтических стадий? 4. Почему невротические механизмы являются механизмами прерывания контакта? 5. Опишите основные техники гештальт-терапии. Каким образом в них реализуются теоретические принципы этого направления? 6. Опишите необходимые и достаточные условия психотерапевтического изменения клиента. 7. Каков патогенез неврозов в концепции К. Роджерса? 8. Какие психотерапевтические механизмы актуализируются в клиент-центрированной психотерапии? 9. Что является результатом клиент-центрированной психотерапии? 10. Что такое техника рефлексивных ответов? 11. Опишите технику эмпатических ответов. 12. Опишите технику терапевтической метафоры. Каковы функции метафоры в психотерапевтическом процессе? Раздел 6. Экзистенциальный подход в психотерапии. 1. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные теории экзистенциональной психотерапии. 2. Какие идеи, лежат в основе возникновения и развития экзистенциальной психотерапии? 3. Какова цель экзистенциональной психотерапии. 4. Перечислите базовые понятия экзистенциальной терапии. 5. Опишите техники работы с экзистенциальными данностями. 6. Назовите навыки экзистенциального терапевта. Раздел 7. Телесно-ориентированная психотерапия. 1. Опишите слои блокировок по А. Лоуэну. 2. В чем состоит принцип эквивалентности телесных и психологических блокировок? 3. Каковы признаки телесного блока? 4. Что такое характерный тип, характерологическая структура? 5. Какова роль психоаналитической работы в биоэнергетике? 6. Расскажите концепцию укоренения. 7. Какие техники распускания мышечного блока используют в биоэнергетическом анализе? 8. Какую роль играет дыхание в биоэнергетике? |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Теория объектных отношений в психоанализе. 2. Нарциссическая личность. 3. Экспериментальная база когнитивно-бихевиорального направления. 4. Когнитивно-бихевиоральные техники работы со страхами. 5. Тревожно-депрессивные расстройства в контексте поведенческой терапии. 6. Социо-культурный анализ феномена психоанализа. 7. Психотерапия: проблема эффективности и критерии научности. 8. Конструирование психотерапевтического метода. 9. Эффект «плацебо» как эффективность психотерапевтического метода. 10. Психология как наука и психотерапия. 11. Гештальт-подход в индивидуальной и групповой психотерапевтической практике. 12. Транзактный анализ как направление психотерапевтической работы. 13. Целостная личность в контексте терапевтического анализа. 14. Психотерапия, центрированная на клиенте. 15. Терапевтический контакт. 16. Место психотерапии в системе психологического знания. 17. Работа с телом в гештальт-терапии. 18. Стратегии терапевтической работы с механизмами психологической защиты в контексте гештальт-терапии. 19. Гештальт-подход в работе с психосоматическим симптомом. 20. Телесно-ориентированный подход в психотерапии. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Учебно-практические задания Учебно-практическое задание №1 «Анализ проблемной ситуации клиента» Цель работы: применить на практике знания, полученные в рамках раздела «Основные теоретические подходы, школы и направления в психотерапии». Задание: Опишите в форме эссе психологическую проблему, с которой человек обратился за психологической помощью к клиническому психологу или психотерапевту (формулируемая проблема). Проведите анализ ситуации, личностных характеристик клиента и его социального окружения. Определите уровень психологической проблемы, дайте интерпретацию проблемной ситуации в рамках определенной психотерапевтической теории, охарактеризуйте психологическую проблему как крайне поляризованную, оценочную позицию индивидуума к элементам действительности. Выделите детерминанты, определяющие динамику психологической проблемы личности клиента. Предложите форму и метод целенаправленного психотерапевтического воздействия, обоснуйте Ваше предложение. Материал для анализа: Эссе, предложенные студентами. Учебно-практическое задание №2 «Анализ процесса психотерапии». Цель работы: обобщить полученные в ходе изучения курса знания. Задание: Внимательно прочитайте предложенные фрагменты психотерапевтических бесед и ответьте на следующие вопросы: - Какая стадия психотерапевтического процесса представлена в данных фрагментах? - Какие приемы и техники применяет психотерапевт в данных сценариях? - В чем состоит психологическая проблема клиента? - Какие эффекты целенаправленного психотерапевтического воздействия наблюдаются в данном фрагменте? - В рамках какой психологической школы работает психотерапевт? Учебно-практическое задание №3 «Анализ учебного видеофильма». Цель работы: обобщить полученные в ходе изучения курса знания. Задание: Просмотрев фрагменты сеансов психотерапевтических сессий ответьте на следующие вопросы: - Какова психологическая проблема клиента; дайте ее интерпретацию в рамках «бытийной» психологии (формулируемая проблема) и с позиции теоретического подхода? - Выделите фрагменты, отражающие стадии психотерапевтического процесса? - Какие приемы и техники применяет психотерапевт на данных стадиях? - Какие эффекты целенаправленного психотерапевтического воздействия Вы наблюдали? - Выразите Ваше отношение к работе психотерапевта, к какому теоретическому направлению он принадлежит? обоснуйте Ваше высказывание. Темы докладов, рекомендуемые для семинарских занятий по курсу «Базовые теории и методы психотерапевтической помощи» 1. Психоаналитическая традиция: основные понятия, методы, приемы и техники. - Концепция А. Адлера, - Концепция З. Фрейда, - Концепция К.Г. Юнга, - Современные психоаналитические концепции психотерапии. 2. Бихевиористская традиция: основные понятия, методы, приемы и техники. - Концепция психотерапии классического бихевиоризма, - Терапевтический подход Дж. Долларда и Н.И. Миллера, - Теории социального научения, - Когнитивно-бихевиоральная концепция. 3. Когнитивистская традиция: основные понятия, методы, приемы и техники. - Подход А. Бэка, - Концепция А. Эллиса, - Подход Дж. Келли. 4. Гуманистическая традиция: основные понятия, методы, приемы и техники. - Клиент-центрированная терапия К. Роджерса, - Концепция Дж. Бъюдженталя, - Психотерапия Ю. Джендлина. 5. Гештальттерапия: основные понятия, методы, приемы и техники. 6. Экзистенциальная традиция: основные понятия, методы, приемы и техники. - Концепция Л. Бинсвангера, - Подход В. Франкла, - Подход Р. Мэя, - Подход И. Ялома. 7. Телесно-ориентированная психотерапия. - Метафорический подход. - Феноменологический подход. * Примечание – студент может выбрать из предлагаемого перечня тему для написания реферата или по согласованию с преподавателем сформулировать ее самостоятельно, при условии рассмотрения в реферате одного из аспектов изучаемой в рамках дисциплины проблематики. Критерии оценки доклада: Отметка «отлично» ставится, если изложенный в докладе материал: • отличается глубиной и содержательностью, соответствует заявленной теме; • четко структурирован, с выделением основных моментов; • адекватно иллюстрирован; • доклад сделан кратко, четко, с выделением основных данных; • на вопросы по теме доклада получены полные исчерпывающие ответы. Отметка «хорошо» ставится, если изложенный в докладе материал: • характеризуется достаточным содержательным уровнем, но отличается недостаточной структурированностью; • иллюстрирован не полностью или не совсем правильно; • доклад длинный, не вполне четкий; • на вопросы по теме доклада получены полные исчерпывающие ответы только после наводящих вопросов, или не на все вопросы. Отметка «удовлетворительно» ставится, если изложенный в докладе материал: • не достаточно раскрыт, носит фрагментарный характер, слабо структурирован; • иллюстраций нет; • докладчик слабо ориентируется в излагаемом материале; • на вопросы по теме доклада не были получены ответы или они не были правильными. Отметка «неудовлетворительно» ставится, если: • доклад не сделан; • докладчик не ориентируется в излагаемом материале; • на вопросы по выполненной работе не были получены ответы или они не были правильными. Примеры заданий для самопроверки Задание № 1 (выберите один вариант ответа) Психотерапевтический подход, в котором основное внимание уделяется свободному развитию личности, уникальности внутреннего мира отдельного человека, «свободной воле» и ответственности в процессе психотерапии и человеческой жизни … варианты ответов: 1) гештальт-терапия 2) психодрама 3) телесноориентированная психотерапия 4) экзистенциальная психотерпия Задание № 2 (выберите несколько вариантов ответа) Представителями экзистенциального направления в психотерапии являются … варианты ответов: 1) Ф. Перлз 2) З. Фрейд 3) Р. Мэй 4) К. Роджерс 5) В. Франкл 6) Д. Бьюдженталь Задание № 3 (выберите один вариант ответа) Создателем клиент-центрированной психотерапии является варианты ответов: 1) Ф. Перлз 2) З. Фрейд 3) Р. Мэй 4) К. Роджерс 5) В. Франкл 6) Д. Бьюдженталь Задание № 4 (выберите несколько вариантов ответа) Основными понятиями гуманистической психотерапии являются варианты ответов: 1) структура 2) самоактуализация 3) личностный рост 4) организм 5) защитный механизм Задание № 5 (выберите один вариант ответа) Психотерапевтическую концепцию экзистенциального анализа предложил …. 1) Р. Мэй 2) К. Роджерс 4) И. Ялом 5) В. Франкл 6) Д. Бьюдженталь Задание № 6 (выберите один вариант ответа) В концепции Р. Мэя социальный мир общения людей с подобными им людьми – это варианты ответов: 1) внешний мир 2) совместный мир 3) внутренний мир Задание № 7 (выберите вариант ответа согласно тексту задания) Установите соответствие между теориями психотерапии и персонологами, их разработавшими 1) Экзистенциальное консультирование 2) гештальт-терапия 3) гуманистическая терапия 4) логотерапия варианты ответов: А) А. Маслоу Б) Р. Мэй В) Ф. Перлз Г) А. Эллис Д) Г. Олпорт Е) В. Франкл Задание № 8 (выберите один вариант ответа) Термин «экзистенциальный вакуум» использовал варианты ответов: 1) А. Маслоу 2) Ф. Перлз 3) Л. Бинсвангер 4) В. Франкл Задание № 9 (выберите один вариант ответа) Автором идеи о том, что «ключи к исцелению находятся у клиента, но терапевт дожжен обладать определенными личностными качествами, способными помочь клиенту научиться использовать эти ключи» является …. варианты ответов: 1) А.Маслоу 3) К. Роджерс 4) Р. Мэй 5) В. Франкл Задание № 10 (впишите вариант ответа согласно тексту задания) Психотерапия, направленная на помощь человеку в поисках смысла жизни ………………………. Задание № 11 (впишите вариант ответа согласно тексту задания) Принципы осознания человеком своих потребностей и сосредоточения на настоящем легли в основу …………………………………………… Задание № 12 (выберите один вариант ответа) Согласно теории Ф. Перлза, защитный механизм, который подразумевает присвоение человеком стандартов, норм, установок, способов поведения, которые не становятся его собственными, «не перевариваются» обозначается как … 1) интроекция 2) подавление 3) ретрофлексия 4) рационализация Задание № 13 (выберите несколько вариантов ответа) Критериями психологического здоровья личности в концепции К. Роджерса являются … варианты ответов: 1) личная автономия 2) активность 3) отсутствие проблем 4) оптимальное развитие, рост и самоактуализация Задание № 14 (впишите вариант ответа согласно тексту задания) Технику «горячего стула» в психотерапии активно использовал ………………………….. Задание № 15 (впишите вариант ответа согласно тексту задания) Подход, в рамках которого подчеркивается уникальность каждого человека, того, что никто не может по-настоящему понять другого, если не взглянет на мир его глазами называется ………….. Задание № 16 (выберите один вариант ответа) Представителем телеснооринтированного направления в психотерапии являются … варианты ответов: 1) Э. Берн 2) А. Лоуэн 3) К. Левин 4) Ф. Перлз Задание № 17 (выберите один вариантов ответа) Создателем трансактного анализа является …………………………… варианты ответов: 1) Э. Берн 2) А. Лоуэн 3) К. Левин 4) Ф. Перлз Задание № 18 (выберите один вариант ответа) Слово «должен» заменяется на «хочу» в процессе варианты ответов: 3) экзистенциального консультирования 4) гештальт-терапии 3) гуманистической терапии 4) логотерапии Задание № 19 (выберите один вариант ответа) Проблемы одиночества, свободы и ответственности являются центральными в 1) экзистенциальном консультировании 2) гештальт-терапии 3) гуманистической терапии 4) логотерапии Задание № 20 (выберите один вариант ответа) Отношения «фигуры и фона» является одним из основных понятий 1) экзистенциального консультирования 2) гештальт-терапии 3) гуманистической терапии 4) логотерапии |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина ; под ред. Е. П. Кораблиной | ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Соколова Е.Т. | ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Якиманская И. С., Биктина Н. Н. | Психологическое консультирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Оренбургский государственный университет, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шумский В.Б. | ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | ред. Д. Циантис ; пер. В.И. Белопольский | Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками: | Москва : Когито-Центр, 2006 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Филиппова Е.В. - Отв. ред. | ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Ромек В.Г. | ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.5 | Фанталова Е. Б. | Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта: Научные монографии | Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. | |||
Э2 | http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | |||
Э3 | Курс в Moodle "Базовые теории и методы психотерапевтической помощи" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1.Windows 7 Professional; 2.Office 2010 Professional 3.7-Zip 4.AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы экзамена. Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |