МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая культура личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент , Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина Марина Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
Психологическая культура личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: Содействие формированию и развитию психологической культуры студентов на основе знания и понимания основных закономерностей и механизмов ее становления развития и функционирования
Задачи:
• познакомить студентов с феноменом «психологическая культура личности», ключевым содержанием теоретических концепций, наиболее важными экспериментальными фактами;
• помочь студентам овладеть научными знаниями о фактах, закономерностях и механизмах формирования и развития психологической культуры личности;
• способствовать формированию ценностно-личностного отношения студентов к психологическому знанию, осознанию и принятию психологических основ внутренней и внешней деятельности;
• содействовать творческому использованию знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения курса в повседневных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности;
• сопровождать формирование и развитие психологической культуры личности студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.12

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-18 способностью консультировать должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием и поддержанием в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата
ПСК-1 подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам
ПСК-3 организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- специфику психологического консультирования, основные теоретические подходы, направления в практике консультирования.
- о системе оказания психологической помощи социальным группам и отдельным лицам.
- основы организации работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы.
3.2.Уметь:
3.2.1.- консультировать по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава.
- оказывать психологическую помощь социальным группам и отдельным лицам.
- организовывать работу по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- поддержания в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата, применения практических методик и техник консультирования.
- подготовки межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам.
- организации работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическая культура как общепсихологический и социокультурный феномен.
1.1. Актуализация проблемы психологической культуры в начале XXI века – века психологии (А.Г. Асмолов). Основные подходы к изучению психологической культуры личности (А.А. Бодалев, Е.А. Климов, О.И. Мотков, Н.Н. Обозов и др.). Составляющие психологической культуры профессионала (В.М. Аллахвердов, Н.В. Беляк, М.В. Иванов). Профессиональная психологическая культура педагога (А.Б. Орлов, В.В. Семикин). Вклад психологов Алтайского края в развитие представлений о психологической культуре (Л.Д. Демина, Д.В. Каширский, Л.С. Колмогорова, Н.А. Лужбина, И.А. Ральникова, О.Г. Холодкова, Т.В. Манянина и др.). Лекции 6 1 ПК-18, ПСК-3 Л2.6, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.2. Функции психологической культуры: сохранение и передача достижений в психологических взглядах; обеспечение эффективного взаимодействия, взаимопонимания людей; интеграция внешней и внутренней деятельности человека; детерминация жизненного самоопределения, сознательного построения собственного жизненного пути; гармонизация внутреннего мира человека; формирование профессионала-специалиста в различных сферах человеческой деятельности и др. (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, И.С. Кон, В.А. Петровский и др.). Сам. работа 6 5 ПК-18, ПСК-3 Л2.6, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.3. Функции психологической культуры: сохранение и передача достижений в психологических взглядах; обеспечение эффективного взаимодействия, взаимопонимания людей; интеграция внешней и внутренней деятельности человека; детерминация жизненного самоопределения, сознательного построения собственного жизненного пути; гармонизация внутреннего мира человека; формирование профессионала-специалиста в различных сферах человеческой деятельности и др. (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, И.С. Кон, В.А. Петровский и др.). Практические 6 2 ПК-18, ПСК-3 Л2.5, Л2.6, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
1.4. Психологическая культура личности как системное образование. Компоненты психологической культуры: когнитивный, ценностно-смысловой, рефлексивный, креативный, поведенческий. Социальный и эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности Лекции 6 1 ПК-18, ПСК-3 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Когнитивный компонент психологической культуры личности.
2.1. Психологическая компетентность как эффективное применение знаний, умений для решения задач, проблем. Стороны психологической компетентности: коммуникативная компетентность (Т. Гордон, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и др.), социально-перцептивная компетентность (А.А. Бодалев и др.), интеллектуальная компетентность (М.А. Холодная и др.), социальная компетентность (В.Н. Куницина, У. Пфингстен, Р. Ульрих и др.), эмоциональная компетентность (Д. Гоулмен, Мейер и др.). Лекции 6 1 ПК-18 Л2.7, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.2. Психологическая компетентность как эффективное применение знаний, умений для решения задач, проблем. Стороны психологической компетентности: коммуникативная компетентность (Т. Гордон, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и др.), социально-перцептивная компетентность (А.А. Бодалев и др.), интеллектуальная компетентность (М.А. Холодная и др.), социальная компетентность (В.Н. Куницина, У. Пфингстен, Р. Ульрих и др.), эмоциональная компетентность (Д. Гоулмен, Мейер и др.). Сам. работа 6 5 ПК-18 Л2.7, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.3. Психологическая грамотность как «азы» психологической культуры, овладение психологическими знаниями, умениями, символами и т.п. Истории, мифы, метафоры как средство повышения психологической грамотности. Психологическое образование как средство повышения психологической культуры личности. Практические 6 1 ПК-18 Л2.7, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Ценностно-смысловой и рефлексивный компоненты психологической культуры личности.
3.1. Теоретико-методологические представления о ценностях как интегральной характеристике личности: философский, социологический, психологический аспект в понимании ценностей. Лекции 6 1 ПК-18 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
3.2. Подходы к изучению ценностей личности в отечественной психологии: общепсихологический (В.А. Василенко и др. (ценность как значимость), Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др. (направленность – ведущая характеристика ценности)); мотивационный (Е.И. Головаха, Д.А. Леонтьев и др.), ценность как убеждение (Ш. Шварц, В. Билски и др.), ценность как целевая установка (И.С. Нарский и др.), иерархичность ценностей (С.С. Бубнова, Г.В. Залевский, Т.В. Корнилова и др.)). Лекции 6 1 ПК-18 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
3.3. Подходы к изучению ценностей личности в отечественной психологии: общепсихологический (В.А. Василенко и др. (ценность как значимость), Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др. (направленность – ведущая характеристика ценности)); мотивационный (Е.И. Головаха, Д.А. Леонтьев и др.), ценность как убеждение (Ш. Шварц, В. Билски и др.), ценность как целевая установка (И.С. Нарский и др.), иерархичность ценностей (С.С. Бубнова, Г.В. Залевский, Т.В. Корнилова и др.)). Практические 6 1 ПК-18 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
3.4. Типологии ценностей. Основания для классификации: в зависимости от предмета потребности человека (В.Р. Сержантов и др.); от принадлежности к определенному типу личности (В.Г. Алексеев, Э. Шпрангер и др.); по количеству людей, ориентирующихся на определенные ценности; по месту ценности в иерархии потребностей (Ш. Шварц, У. Билски и др.); по критерию осознанности (З. Фрейд, Э. Фромм и др.); по месту ценности в статусно-иерархической структуре ценностного сознания членов общества (М. Рокич, С.С. Бубнова, А. Маслоу, Д.А. Леонтьев и др.); по типу цивилизации, в рамках которой возникла ценность (Н.А. Лапин, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов); по функциональному основанию (И.В. Алешина, Н.А. Лапин др.); по конкретному предметному содержанию ценности (Д.А. Леонтьев и др.). Практические 6 2 ПК-18 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
3.5. Проблема направленности в общепсихологических теориях личности. Трактовки направленности как: «динамической тенденции» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующего мотива» (А.Н Леонтьев), «основной жизненной направленности» (Б.Г. Ананьев) и т.д. Типы личностной направленности: гуманистическая; эгоистическая; депрессивная; суицидальная (Д.И. Фельдштейн). Психологическая направленность: понятие и структура. Лекции 6 2 ПК-18 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
3.6. Понятие и виды рефлексии: поведенческая, познавательная, личностная, коммуникативная. Ретроспективная и перспективная рефлексия. Рефлексивное сознание как сознание сознания. Рефлексия как осознание субъектом средств и оснований собственной деятельности. Механизмы и средства рефлексии. Описание уровней развития рефлексии (В.И. Слободчиков). Практические 6 1 ПК-18 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
3.7. Самосознание человека как психический процесс восприятия себя в различных ситуациях. Структура самосознания: «Я – актуальное», «Я – ретроспективное», «Я – идеальное», «Я – рефлексивное». Профессиональное самосознание психолога. Самооценка в структуре Я–концепции. Самооценка и ее адекватность. Структура профессиональной самооценки: самооценка результата и самооценка потенциала. Самооценка и уровень притязаний как элементы структуры личности Практические 6 1 ПК-18 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
3.8. Понятие и виды рефлексии: поведенческая, познавательная, личностная, коммуникативная. Ретроспективная и перспективная рефлексия. Рефлексивное сознание как сознание сознания. Рефлексия как осознание субъектом средств и оснований собственной деятельности. Механизмы и средства рефлексии. Описание уровней развития рефлексии (В.И. Слободчиков). Сам. работа 6 6 ПК-18 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
3.9. Подходы к изучению ценностей личности в отечественной психологии: общепсихологический (В.А. Василенко и др. (ценность как значимость), Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др. (направленность – ведущая характеристика ценности)); мотивационный (Е.И. Головаха, Д.А. Леонтьев и др.), ценность как убеждение (Ш. Шварц, В. Билски и др.), ценность как целевая установка (И.С. Нарский и др.), иерархичность ценностей (С.С. Бубнова, Г.В. Залевский, Т.В. Корнилова и др.)). Сам. работа 6 6 ПК-18 Л2.6, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Креативный и поведенческий компоненты психологической культуры личности.
4.1. Креативный компонент. Особенности творческого мышления: самостоятельность, гибкость, критичность, быстрота, широта, глубина. Креативность. Основные подходы к изучению креативности. Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса. Конвергентное и дивергентное мышление. Параметры креативности: оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая спонтанная гибкость (Дж. Гилфорд). Творческое мышление как активная деятельность, включающая использование прошлого опыта (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев и др.). Стадии творческого процесса по Г. Уоллесу: подготовка, созревание, озарение, проверка. Творчество в деятельности педагога. Этапы творческой педагогической деятельности. Лекции 6 1 ПК-18 Л2.5, Л2.6, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
4.2. Основные подходы к изучению креативности. Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса. Конвергентное и дивергентное мышление. Параметры креативности: оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая спонтанная гибкость (Дж. Гилфорд). Творческое мышление как активная деятельность, включающая использование прошлого опыта (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев и др.). Стадии творческого процесса по Г. Уоллесу: подготовка, созревание, озарение, проверка. Творчество в деятельности педагога. Этапы творческой педагогической деятельности. Практические 6 2 ПК-18 Л2.5, Л2.6, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
4.3. Поведенческий (интерактивный) компонент. Позиционное взаимодействие личности: позиция «превосходства», позиция «наравне», позиция «подчинения». Внутренние позиции: Родитель, Взрослый, Дитя (Э. Берн). Стратегии поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление (К. Томас и Р. Киллмен). Модели поведения по В. Сатир: «отстраненный», «заискивающий», «расчетливый», «обвиняющий», «уравновешенный». Практические 6 2 ПК-18 Л2.5, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
4.4. Культурно-психологические проявления: конструктивное общение с ближними и дальними людьми; сознательное «построение» своей жизни, судьбы, возможность быть полноценным «хозяином» своей жизни; реализация единства внешней и внутренней деятельности человека; гармонично организованное творчество; наличие своего интересного творческого дела; конструктивное ведение своих дел; гармонизация своего внутреннего мира Сам. работа 6 6 ПК-18 Л2.5, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
4.5. Поведенческий (интерактивный) компонент. Позиционное взаимодействие личности: позиция «превосходства», позиция «наравне», позиция «подчинения». Внутренние позиции: Родитель, Взрослый, Дитя (Э. Берн). Стратегии поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление (К. Томас и Р. Киллмен). Модели поведения по В. Сатир: «отстраненный», «заискивающий», «расчетливый», «обвиняющий», «уравновешенный». Сам. работа 6 6 ПК-18 Л2.5, Л2.6, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Социальный и эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности.
5.1. Понятие социального интеллекта. Социальный интеллект как интегральная интеллектуальная способность. Функции социального интеллекта. Место социального интеллекта в структуре психологической культуры личности. История развития представлений о социальном интеллекте. Первые исследования социального интеллекта (Э. Торндайк, Г. Оллпорт и др.). Кубическая модель интеллекта Дж. Гилфорда. Изучение социального интеллекта в рамках общего интеллекта (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Н.А. Кудрявцева и др.) и практического интеллекта (Р. Стернберг и др.). Отечественные разработки по проблеме социального интеллекта (Н.А. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов и др.). Современный подход к изучению социального интеллекта (В.Н. Куницина и др.). Социальный интеллект и социальная компетентность Лекции 6 2 ПК-18, ПСК-1 Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
5.2. Понятие социального интеллекта. Социальный интеллект как интегральная интеллектуальная способность. Функции социального интеллекта. Место социального интеллекта в структуре психологической культуры личности. История развития представлений о социальном интеллекте. Первые исследования социального интеллекта (Э. Торндайк, Г. Оллпорт и др.). Кубическая модель интеллекта Дж. Гилфорда. Изучение социального интеллекта в рамках общего интеллекта (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Н.А. Кудрявцева и др.) и практического интеллекта (Р. Стернберг и др.). Отечественные разработки по проблеме социального интеллекта (Н.А. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов и др.). Современный подход к изучению социального интеллекта (В.Н. Куницина и др.). Социальный интеллект и социальная компетентность Практические 6 2 ПК-18, ПСК-1 Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
5.3. Эмоциональный интеллект. Зарубежные и отечественные подходы к исследованию эмоционального интеллекта. Социальный и эмоциональный интеллект. Практические 6 2 ПК-18, ПСК-1 Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
5.4. Понятие социального интеллекта. Социальный интеллект как интегральная интеллектуальная способность. Функции социального интеллекта. Место социального интеллекта в структуре психологической культуры личности. История развития представлений о социальном интеллекте. Первые исследования социального интеллекта (Э. Торндайк, Г. Оллпорт и др.). Кубическая модель интеллекта Дж. Гилфорда. Изучение социального интеллекта в рамках общего интеллекта (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Н.А. Кудрявцева и др.) и практического интеллекта (Р. Стернберг и др.). Отечественные разработки по проблеме социального интеллекта (Н.А. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов и др.). Современный подход к изучению социального интеллекта (В.Н. Куницина и др.). Социальный интеллект и социальная компетентность Сам. работа 6 6 ПК-18, ПСК-1 Л2.5, Л2.6, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2
5.5. Эмоциональный интеллект. Зарубежные и отечественные подходы к исследованию эмоционального интеллекта. Социальный и эмоциональный интеллект. Сам. работа 6 6 ПК-18, ПСК-1 Л2.5, Л2.6, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Романов К. М. Психологическая культура личности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Когито-Центр, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Нартова-Бочавер С. К. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дёмина Л.Д., Манянина Т.В. Эмоциональный интеллект как структурообразующий компонент психологической культуры личности : Статья Известия Алтайского государственного университета № 2-1, 2010 izvestia.asu.ru
Л2.2 Дёмина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическое здоровье личности: монография Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.3 Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к изменениям : Монография Институт психологии РАН, 2009 biblioclub.ru
Л2.4 Семикин В. В., Малкова Е. Е. Модель и принципы функционирования системы психологического сопровождения деятельности гериатрической служб: Научные монографии РГПУ им. А. И. Герцена, 2014 biblioclub.ru
Л2.5 Батурин Н.А., Матвеева Л.Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность: Статья Вестник ЮУрГ № 42, 2009 elibrary.ru
Л2.6 Дёмина Л.Д. Структурно-образующие компоненты психологической культуры преподавателя высшей школы РФ : Статья Известия Алтайского государственного университета, №2, 2008 izvestia.asu.ru
Л2.7 И. А. Ральникова Социально-психологический тренинг: учеб.-метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Windows 7 Professional;
2.Office 2010 Professional
3.7-Zip
4.AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы зачета.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к зачету.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.