Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 46 | 46 | 46 | 46 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.психол.н., профессор
1.1. | Цель: Содействие формированию и развитию психологической культуры студентов на основе знания и понимания основных закономерностей и механизмов ее становления развития и функционирования Задачи: • познакомить студентов с феноменом «психологическая культура личности», ключевым содержанием теоретических концепций, наиболее важными экспериментальными фактами; • помочь студентам овладеть научными знаниями о фактах, закономерностях и механизмах формирования и развития психологической культуры личности; • способствовать формированию ценностно-личностного отношения студентов к психологическому знанию, осознанию и принятию психологических основ внутренней и внешней деятельности; • содействовать творческому использованию знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения курса в повседневных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности; • сопровождать формирование и развитие психологической культуры личности студентов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.12 |
ПК-18 | способностью консультировать должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием и поддержанием в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата |
ПСК-1 | подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам |
ПСК-3 | организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - специфику психологического консультирования, основные теоретические подходы, направления в практике консультирования. - о системе оказания психологической помощи социальным группам и отдельным лицам. - основы организации работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - консультировать по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава. - оказывать психологическую помощь социальным группам и отдельным лицам. - организовывать работу по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - поддержания в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата, применения практических методик и техник консультирования. - подготовки межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам. - организации работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психологическая культура как общепсихологический и социокультурный феномен. | ||||||
1.1. | Актуализация проблемы психологической культуры в начале XXI века – века психологии (А.Г. Асмолов). Основные подходы к изучению психологической культуры личности (А.А. Бодалев, Е.А. Климов, О.И. Мотков, Н.Н. Обозов и др.). Составляющие психологической культуры профессионала (В.М. Аллахвердов, Н.В. Беляк, М.В. Иванов). Профессиональная психологическая культура педагога (А.Б. Орлов, В.В. Семикин). Вклад психологов Алтайского края в развитие представлений о психологической культуре (Л.Д. Демина, Д.В. Каширский, Л.С. Колмогорова, Н.А. Лужбина, И.А. Ральникова, О.Г. Холодкова, Т.В. Манянина и др.). | Лекции | 6 | 1 | ПК-18, ПСК-3 | Л2.6, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Функции психологической культуры: сохранение и передача достижений в психологических взглядах; обеспечение эффективного взаимодействия, взаимопонимания людей; интеграция внешней и внутренней деятельности человека; детерминация жизненного самоопределения, сознательного построения собственного жизненного пути; гармонизация внутреннего мира человека; формирование профессионала-специалиста в различных сферах человеческой деятельности и др. (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, И.С. Кон, В.А. Петровский и др.). | Сам. работа | 6 | 5 | ПК-18, ПСК-3 | Л2.6, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Функции психологической культуры: сохранение и передача достижений в психологических взглядах; обеспечение эффективного взаимодействия, взаимопонимания людей; интеграция внешней и внутренней деятельности человека; детерминация жизненного самоопределения, сознательного построения собственного жизненного пути; гармонизация внутреннего мира человека; формирование профессионала-специалиста в различных сферах человеческой деятельности и др. (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, И.С. Кон, В.А. Петровский и др.). | Практические | 6 | 2 | ПК-18, ПСК-3 | Л2.5, Л2.6, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Психологическая культура личности как системное образование. Компоненты психологической культуры: когнитивный, ценностно-смысловой, рефлексивный, креативный, поведенческий. Социальный и эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности | Лекции | 6 | 1 | ПК-18, ПСК-3 | Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Когнитивный компонент психологической культуры личности. | ||||||
2.1. | Психологическая компетентность как эффективное применение знаний, умений для решения задач, проблем. Стороны психологической компетентности: коммуникативная компетентность (Т. Гордон, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и др.), социально-перцептивная компетентность (А.А. Бодалев и др.), интеллектуальная компетентность (М.А. Холодная и др.), социальная компетентность (В.Н. Куницина, У. Пфингстен, Р. Ульрих и др.), эмоциональная компетентность (Д. Гоулмен, Мейер и др.). | Лекции | 6 | 1 | ПК-18 | Л2.7, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Психологическая компетентность как эффективное применение знаний, умений для решения задач, проблем. Стороны психологической компетентности: коммуникативная компетентность (Т. Гордон, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и др.), социально-перцептивная компетентность (А.А. Бодалев и др.), интеллектуальная компетентность (М.А. Холодная и др.), социальная компетентность (В.Н. Куницина, У. Пфингстен, Р. Ульрих и др.), эмоциональная компетентность (Д. Гоулмен, Мейер и др.). | Сам. работа | 6 | 5 | ПК-18 | Л2.7, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Психологическая грамотность как «азы» психологической культуры, овладение психологическими знаниями, умениями, символами и т.п. Истории, мифы, метафоры как средство повышения психологической грамотности. Психологическое образование как средство повышения психологической культуры личности. | Практические | 6 | 1 | ПК-18 | Л2.7, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Ценностно-смысловой и рефлексивный компоненты психологической культуры личности. | ||||||
3.1. | Теоретико-методологические представления о ценностях как интегральной характеристике личности: философский, социологический, психологический аспект в понимании ценностей. | Лекции | 6 | 1 | ПК-18 | Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Подходы к изучению ценностей личности в отечественной психологии: общепсихологический (В.А. Василенко и др. (ценность как значимость), Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др. (направленность – ведущая характеристика ценности)); мотивационный (Е.И. Головаха, Д.А. Леонтьев и др.), ценность как убеждение (Ш. Шварц, В. Билски и др.), ценность как целевая установка (И.С. Нарский и др.), иерархичность ценностей (С.С. Бубнова, Г.В. Залевский, Т.В. Корнилова и др.)). | Лекции | 6 | 1 | ПК-18 | Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
3.3. | Подходы к изучению ценностей личности в отечественной психологии: общепсихологический (В.А. Василенко и др. (ценность как значимость), Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др. (направленность – ведущая характеристика ценности)); мотивационный (Е.И. Головаха, Д.А. Леонтьев и др.), ценность как убеждение (Ш. Шварц, В. Билски и др.), ценность как целевая установка (И.С. Нарский и др.), иерархичность ценностей (С.С. Бубнова, Г.В. Залевский, Т.В. Корнилова и др.)). | Практические | 6 | 1 | ПК-18 | Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
3.4. | Типологии ценностей. Основания для классификации: в зависимости от предмета потребности человека (В.Р. Сержантов и др.); от принадлежности к определенному типу личности (В.Г. Алексеев, Э. Шпрангер и др.); по количеству людей, ориентирующихся на определенные ценности; по месту ценности в иерархии потребностей (Ш. Шварц, У. Билски и др.); по критерию осознанности (З. Фрейд, Э. Фромм и др.); по месту ценности в статусно-иерархической структуре ценностного сознания членов общества (М. Рокич, С.С. Бубнова, А. Маслоу, Д.А. Леонтьев и др.); по типу цивилизации, в рамках которой возникла ценность (Н.А. Лапин, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов); по функциональному основанию (И.В. Алешина, Н.А. Лапин др.); по конкретному предметному содержанию ценности (Д.А. Леонтьев и др.). | Практические | 6 | 2 | ПК-18 | Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
3.5. | Проблема направленности в общепсихологических теориях личности. Трактовки направленности как: «динамической тенденции» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующего мотива» (А.Н Леонтьев), «основной жизненной направленности» (Б.Г. Ананьев) и т.д. Типы личностной направленности: гуманистическая; эгоистическая; депрессивная; суицидальная (Д.И. Фельдштейн). Психологическая направленность: понятие и структура. | Лекции | 6 | 2 | ПК-18 | Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
3.6. | Понятие и виды рефлексии: поведенческая, познавательная, личностная, коммуникативная. Ретроспективная и перспективная рефлексия. Рефлексивное сознание как сознание сознания. Рефлексия как осознание субъектом средств и оснований собственной деятельности. Механизмы и средства рефлексии. Описание уровней развития рефлексии (В.И. Слободчиков). | Практические | 6 | 1 | ПК-18 | Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
3.7. | Самосознание человека как психический процесс восприятия себя в различных ситуациях. Структура самосознания: «Я – актуальное», «Я – ретроспективное», «Я – идеальное», «Я – рефлексивное». Профессиональное самосознание психолога. Самооценка в структуре Я–концепции. Самооценка и ее адекватность. Структура профессиональной самооценки: самооценка результата и самооценка потенциала. Самооценка и уровень притязаний как элементы структуры личности | Практические | 6 | 1 | ПК-18 | Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
3.8. | Понятие и виды рефлексии: поведенческая, познавательная, личностная, коммуникативная. Ретроспективная и перспективная рефлексия. Рефлексивное сознание как сознание сознания. Рефлексия как осознание субъектом средств и оснований собственной деятельности. Механизмы и средства рефлексии. Описание уровней развития рефлексии (В.И. Слободчиков). | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-18 | Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
3.9. | Подходы к изучению ценностей личности в отечественной психологии: общепсихологический (В.А. Василенко и др. (ценность как значимость), Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др. (направленность – ведущая характеристика ценности)); мотивационный (Е.И. Головаха, Д.А. Леонтьев и др.), ценность как убеждение (Ш. Шварц, В. Билски и др.), ценность как целевая установка (И.С. Нарский и др.), иерархичность ценностей (С.С. Бубнова, Г.В. Залевский, Т.В. Корнилова и др.)). | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-18 | Л2.6, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Креативный и поведенческий компоненты психологической культуры личности. | ||||||
4.1. | Креативный компонент. Особенности творческого мышления: самостоятельность, гибкость, критичность, быстрота, широта, глубина. Креативность. Основные подходы к изучению креативности. Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса. Конвергентное и дивергентное мышление. Параметры креативности: оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая спонтанная гибкость (Дж. Гилфорд). Творческое мышление как активная деятельность, включающая использование прошлого опыта (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев и др.). Стадии творческого процесса по Г. Уоллесу: подготовка, созревание, озарение, проверка. Творчество в деятельности педагога. Этапы творческой педагогической деятельности. | Лекции | 6 | 1 | ПК-18 | Л2.5, Л2.6, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Основные подходы к изучению креативности. Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса. Конвергентное и дивергентное мышление. Параметры креативности: оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая спонтанная гибкость (Дж. Гилфорд). Творческое мышление как активная деятельность, включающая использование прошлого опыта (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев и др.). Стадии творческого процесса по Г. Уоллесу: подготовка, созревание, озарение, проверка. Творчество в деятельности педагога. Этапы творческой педагогической деятельности. | Практические | 6 | 2 | ПК-18 | Л2.5, Л2.6, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
4.3. | Поведенческий (интерактивный) компонент. Позиционное взаимодействие личности: позиция «превосходства», позиция «наравне», позиция «подчинения». Внутренние позиции: Родитель, Взрослый, Дитя (Э. Берн). Стратегии поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление (К. Томас и Р. Киллмен). Модели поведения по В. Сатир: «отстраненный», «заискивающий», «расчетливый», «обвиняющий», «уравновешенный». | Практические | 6 | 2 | ПК-18 | Л2.5, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
4.4. | Культурно-психологические проявления: конструктивное общение с ближними и дальними людьми; сознательное «построение» своей жизни, судьбы, возможность быть полноценным «хозяином» своей жизни; реализация единства внешней и внутренней деятельности человека; гармонично организованное творчество; наличие своего интересного творческого дела; конструктивное ведение своих дел; гармонизация своего внутреннего мира | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-18 | Л2.5, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
4.5. | Поведенческий (интерактивный) компонент. Позиционное взаимодействие личности: позиция «превосходства», позиция «наравне», позиция «подчинения». Внутренние позиции: Родитель, Взрослый, Дитя (Э. Берн). Стратегии поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление (К. Томас и Р. Киллмен). Модели поведения по В. Сатир: «отстраненный», «заискивающий», «расчетливый», «обвиняющий», «уравновешенный». | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-18 | Л2.5, Л2.6, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 5. Социальный и эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности. | ||||||
5.1. | Понятие социального интеллекта. Социальный интеллект как интегральная интеллектуальная способность. Функции социального интеллекта. Место социального интеллекта в структуре психологической культуры личности. История развития представлений о социальном интеллекте. Первые исследования социального интеллекта (Э. Торндайк, Г. Оллпорт и др.). Кубическая модель интеллекта Дж. Гилфорда. Изучение социального интеллекта в рамках общего интеллекта (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Н.А. Кудрявцева и др.) и практического интеллекта (Р. Стернберг и др.). Отечественные разработки по проблеме социального интеллекта (Н.А. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов и др.). Современный подход к изучению социального интеллекта (В.Н. Куницина и др.). Социальный интеллект и социальная компетентность | Лекции | 6 | 2 | ПК-18, ПСК-1 | Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
5.2. | Понятие социального интеллекта. Социальный интеллект как интегральная интеллектуальная способность. Функции социального интеллекта. Место социального интеллекта в структуре психологической культуры личности. История развития представлений о социальном интеллекте. Первые исследования социального интеллекта (Э. Торндайк, Г. Оллпорт и др.). Кубическая модель интеллекта Дж. Гилфорда. Изучение социального интеллекта в рамках общего интеллекта (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Н.А. Кудрявцева и др.) и практического интеллекта (Р. Стернберг и др.). Отечественные разработки по проблеме социального интеллекта (Н.А. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов и др.). Современный подход к изучению социального интеллекта (В.Н. Куницина и др.). Социальный интеллект и социальная компетентность | Практические | 6 | 2 | ПК-18, ПСК-1 | Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
5.3. | Эмоциональный интеллект. Зарубежные и отечественные подходы к исследованию эмоционального интеллекта. Социальный и эмоциональный интеллект. | Практические | 6 | 2 | ПК-18, ПСК-1 | Л2.5, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
5.4. | Понятие социального интеллекта. Социальный интеллект как интегральная интеллектуальная способность. Функции социального интеллекта. Место социального интеллекта в структуре психологической культуры личности. История развития представлений о социальном интеллекте. Первые исследования социального интеллекта (Э. Торндайк, Г. Оллпорт и др.). Кубическая модель интеллекта Дж. Гилфорда. Изучение социального интеллекта в рамках общего интеллекта (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Н.А. Кудрявцева и др.) и практического интеллекта (Р. Стернберг и др.). Отечественные разработки по проблеме социального интеллекта (Н.А. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов и др.). Современный подход к изучению социального интеллекта (В.Н. Куницина и др.). Социальный интеллект и социальная компетентность | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-18, ПСК-1 | Л2.5, Л2.6, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
5.5. | Эмоциональный интеллект. Зарубежные и отечественные подходы к исследованию эмоционального интеллекта. Социальный и эмоциональный интеллект. | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-18, ПСК-1 | Л2.5, Л2.6, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Романов К. М. | Психологическая культура личности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Когито-Центр, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Нартова-Бочавер С. К. | ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дёмина Л.Д., Манянина Т.В. | Эмоциональный интеллект как структурообразующий компонент психологической культуры личности : Статья | Известия Алтайского государственного университета № 2-1, 2010 | izvestia.asu.ru |
Л2.2 | Дёмина Л.Д., Ральникова И.А. | Психологическое здоровье личности: монография | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова | Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к изменениям : Монография | Институт психологии РАН, 2009 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Семикин В. В., Малкова Е. Е. | Модель и принципы функционирования системы психологического сопровождения деятельности гериатрической служб: Научные монографии | РГПУ им. А. И. Герцена, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.5 | Батурин Н.А., Матвеева Л.Г. | Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность: Статья | Вестник ЮУрГ № 42, 2009 | elibrary.ru |
Л2.6 | Дёмина Л.Д. | Структурно-образующие компоненты психологической культуры преподавателя высшей школы РФ : Статья | Известия Алтайского государственного университета, №2, 2008 | izvestia.asu.ru |
Л2.7 | И. А. Ральникова | Социально-психологический тренинг: учеб.-метод. пособие | Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Университетская библиотека on-line | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1.Windows 7 Professional; 2.Office 2010 Professional 3.7-Zip 4.AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы зачета. Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к зачету. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |