Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_04_01_Пс-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 9,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 60 | 60 | 60 | 60 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д-р псх.н., профессор
1.1. | Целью освоения дисциплины "Телесно-ориентированная психотерапия в работе практического психолога" является создание условий для формирования у обучающихся определенных навыков и представлений о возможности использования телесно-ориентированных методов в современной практической психологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03 |
ПК-6 | способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария |
СПК -1 | Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные принципы диагностики, экспертизы и коррекции в телесно-ориентированном подходе. - цели, задачи и основные принципы телесно-ориентированного подхода в индивидуальном и групповом консультировании клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - подбирать телесно-ориентированные психотехники в соответствии с индивидуальными физическими и психологическими особенностями. - проводить индивидуальное и групповое консультирование в работе с клиентами по оказанию психологической помощи в телесно-ориентированном подходе с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - подбора телесно-ориентированных психотехник в соответствии с индивидуальными физическими и психологическими особенностями клиента. - использования приемов и техник оказания индивидуальной и групповой психологической помощи клиентам в телесно-ориентированном подходе с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общее представление о телесно-ориентированной психотерапии | ||||||
1.1. | История, основные понятия и методы телесно-оринетированной психотерапии | Практические | 2 | 2 | ПК-6, СПК -1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.2. | Основные системы телесно-оринетированной психотерапии | Практические | 2 | 2 | ПК-6, СПК -1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.3. | Категоризация проблематики и диагностика в психотерапевтичеаской работе с телом | Практические | 2 | 2 | ПК-6, СПК -1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.4. | История, основные понятия и методы телесно-ориентированной психотерапии | Сам. работа | 2 | 30 | ПК-6, СПК -1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
Раздел 2. Основные процедуры телесно-оринетированной психотерапии в работе практического психолога | ||||||
2.1. | Телесные ресурсы: заземление, центрирование, дыхание, звучание и др. | Практические | 2 | 2 | ПК-6, СПК -1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
2.2. | Способы и приемы работы с психологическими блоками и зажимами | Практические | 2 | 2 | ПК-6, СПК -1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
2.3. | Способы и приемы по исследованию психологических границ клиента | Практические | 2 | 2 | ПК-6, СПК -1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
2.4. | Основные процедуры телесно-оринетированной психотерапии в работе практического психолога | Сам. работа | 2 | 30 | ПК-6, СПК -1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Соколова Е.Т. | ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Якиманская И. С., Биктина Н. Н. | Психологическое консультирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Оренбургский государственный университет, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Решетников М.М. | ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ 2-е изд. Практическое пособие: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Григорьев Н. Б. | Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Суркова Е.Г. | Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов | М. : Аспект Пресс, 2008 | www.lib.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ | http:// elibrary.ru | ||
Э4 | Курс в Мoodle "Телесно-оринтированная психотерапия в работе практического психолога" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1.Windows 7 Professional; 2.Office 2010 Professional 3.7-Zip 4.AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы зачета. Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к зачету. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |