МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Телесно-ориентированная терапия в работе практического психолога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-23- 2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 56
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 56 56 56 56
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат наук, доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
кандидат наук, доцент, Волкова Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Телесно-ориентированная терапия в работе практического психолога

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. НАПРАВЛЕНИЕ 37.04.01 Психология (уровень магистратуры). Утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 1043

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д-р психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д-р психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины "Телесно-ориентированная психотерапия в работе практического психолога" является создание условий для формирования у обучающихся определенных навыков и представлений о возможности использования телесно-ориентированных методов в современной практической психологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные принципы диагностики, экспертизы и коррекции в телесно-ориентированном подходе.
- цели, задачи и основные принципы телесно-ориентированного подхода в индивидуальном и групповом консультировании клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
3.2.Уметь:
3.2.1.- подбирать телесно-ориентированные психотехники в соответствии с индивидуальными физическими и психологическими особенностями.
- проводить индивидуальное и групповое консультирование в работе с клиентами по оказанию психологической помощи в телесно-ориентированном подходе с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- подбора телесно-ориентированных психотехник в соответствии с индивидуальными физическими и психологическими особенностями клиента.
- использования приемов и техник оказания индивидуальной и групповой психологической помощи клиентам в телесно-ориентированном подходе с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общее представление о телесно-ориентированной психотерапии
1.1. История, основные понятия и методы телесно-оринетированной психотерапии Практические 2 2 ПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4
1.2. Основные системы телесно-оринетированной психотерапии Практические 2 2 ПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4
1.3. Категоризация проблематики и диагностика в психотерапевтичеаской работе с телом Практические 2 2 ПК-6, СПК -1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4
1.4. История, основные понятия и методы телесно-ориентированной психотерапии Сам. работа 2 28 ПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4
Раздел 2. Основные процедуры телесно-оринетированной психотерапии в работе практического психолога
2.1. Телесные ресурсы: заземление, центрирование, дыхание, звучание и др. Практические 2 2 ПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4
2.2. Способы и приемы работы с психологическими блоками и зажимами Практические 2 2 ПК-6, СПК -1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4
2.3. Способы и приемы по исследованию психологических границ клиента Практические 2 2 ПК-6, СПК -1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4
2.4. Основные процедуры телесно-оринетированной психотерапии в работе практического психолога Сам. работа 2 28 ПК-6, СПК -1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4
2.5. Зачет 2 4 ПК-6, СПК -1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколова Е.Т. ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Якиманская И. С., Биктина Н. Н. Психологическое консультирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Оренбургский государственный университет, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Решетников М.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ 2-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Григорьев Н. Б. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
Л2.4 Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2008 www.lib.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ http:// elibrary.ru
Э4 Курс в Мoodle "Телесно-оринтированная психотерапия в работе практического психолога" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Windows 7 Professional;
2.Office 2010 Professional
3.7-Zip
4.AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Обязательное посещение практических занятий поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки, в сжатом виде рассматриваться ключевые содержательные моменты изучаемой темы, а также будут обсуждаться и демонстрироваться основные процедуры работы в телесно-ориентированном подходе.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать литературу по психологическому консультированию и психотерапии.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в дискуссиях, обсуждениях теоретических вопросов, выполнении индивидуальных практических заданий и др.
4.При работе со списком основной литературы и при подготовке доклада студенту рекомендуется:
- составить план материала,
- при изложении материала стремиться воспроизвести содержание простым и понятным языком, чтобы коллеги могли также «ощутить компетентность» по данному вопросу,
- подготовить примеры «из жизни» для иллюстрации ключевых положений доклада,
- время доклада или выступления – 5-6 минут,
- после доклада предполагается время для уточнения возможных неточностей в изложении (вопросы задаются и студентами и преподавателем),
- приветствуется использование наглядности при изложении (презентация, видео-материалы и т.п.),
- предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.
5. Подготовка к выполнению творческого задания №1. Данное творческое задание направлено на выбор определенной терапевтической техники работы с базовыми опорами клиента. Помимо выбора подобного рода техники необходимо также реализация ее на практическом занятии. То есть выбранную технику работы с базовыми опорами нужно описать и продемонстрировать на членах студенческой группы, проявив тем самым навыки оказания психологической помощи человеку.
6. Подготовка к выполнению творческого задания №2. Данное творческое задание направлено на выбор определенной терапевтической техники работы с проблемными паттернами дыхания клиента. Помимо выбора подобного рода техники необходимо также реализация ее на практическом занятии. То есть выбранную технику работы с проблемными паттернами дыхания нужно описать и продемонстрировать на членах студенческой группы, проявив тем самым навыки оказания психологической помощи человеку.
7. Подготовка к выполнению творческого задания №3. Данное творческое задание направлено на выбор определенной терапевтической техники работы с целенаправленным воздействием на мышечные блоки и зажимы клиента. Помимо выбора подобного рода техники необходимо также реализация ее на практическом занятии. То есть выбранную технику работы с воздействием на мышечные блоки и зажимы нужно описать и продемонстрировать на членах студенческой группы, проявив тем самым навыки оказания психологической помощи человеку.
8. Подготовка к выполнению творческого задания №4. Данное творческое задание направлено на диагностику и интерпретацию рисунка «Человек» с точки зрения четырех базовых личностных проблем в телесно-ориентированной психотерапии (по В.Ю. Баскакову). Помимо этого полученные результаты необходимо представить и защитить на практическом занятии, проявив тем самым навыки диагностической работы в телесно-ориентированной психотерапии.
9. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное выполнение индивидуальных практических заданий, подготовка доклада, а также посещение практических занятий.