Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z37_04_01_ПС-23- 2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 56 | 56 | 56 | 56 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д-р психол.н., профессор
1.1. | Целью освоения дисциплины "Телесно-ориентированная психотерапия в работе практического психолога" является создание условий для формирования у обучающихся определенных навыков и представлений о возможности использования телесно-ориентированных методов в современной практической психологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03 |
ПК-6 | способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария |
СПК -1 | Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные принципы диагностики, экспертизы и коррекции в телесно-ориентированном подходе. - цели, задачи и основные принципы телесно-ориентированного подхода в индивидуальном и групповом консультировании клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - подбирать телесно-ориентированные психотехники в соответствии с индивидуальными физическими и психологическими особенностями. - проводить индивидуальное и групповое консультирование в работе с клиентами по оказанию психологической помощи в телесно-ориентированном подходе с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - подбора телесно-ориентированных психотехник в соответствии с индивидуальными физическими и психологическими особенностями клиента. - использования приемов и техник оказания индивидуальной и групповой психологической помощи клиентам в телесно-ориентированном подходе с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общее представление о телесно-ориентированной психотерапии | ||||||
1.1. | История, основные понятия и методы телесно-оринетированной психотерапии | Практические | 2 | 2 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.2. | Основные системы телесно-оринетированной психотерапии | Практические | 2 | 2 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.3. | Категоризация проблематики и диагностика в психотерапевтичеаской работе с телом | Практические | 2 | 2 | ПК-6, СПК -1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
1.4. | История, основные понятия и методы телесно-ориентированной психотерапии | Сам. работа | 2 | 28 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
Раздел 2. Основные процедуры телесно-оринетированной психотерапии в работе практического психолога | ||||||
2.1. | Телесные ресурсы: заземление, центрирование, дыхание, звучание и др. | Практические | 2 | 2 | ПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
2.2. | Способы и приемы работы с психологическими блоками и зажимами | Практические | 2 | 2 | ПК-6, СПК -1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
2.3. | Способы и приемы по исследованию психологических границ клиента | Практические | 2 | 2 | ПК-6, СПК -1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
2.4. | Основные процедуры телесно-оринетированной психотерапии в работе практического психолога | Сам. работа | 2 | 28 | ПК-6, СПК -1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
2.5. | Зачет | 2 | 4 | ПК-6, СПК -1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Соколова Е.Т. | ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Якиманская И. С., Биктина Н. Н. | Психологическое консультирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Оренбургский государственный университет, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Решетников М.М. | ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ 2-е изд. Практическое пособие: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Григорьев Н. Б. | Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Суркова Е.Г. | Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов | М. : Аспект Пресс, 2008 | www.lib.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ | http:// elibrary.ru | ||
Э4 | Курс в Мoodle "Телесно-оринтированная психотерапия в работе практического психолога" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1.Windows 7 Professional; 2.Office 2010 Professional 3.7-Zip 4.AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение практических занятий поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки, в сжатом виде рассматриваться ключевые содержательные моменты изучаемой темы, а также будут обсуждаться и демонстрироваться основные процедуры работы в телесно-ориентированном подходе. 2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать литературу по психологическому консультированию и психотерапии. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в дискуссиях, обсуждениях теоретических вопросов, выполнении индивидуальных практических заданий и др. 4.При работе со списком основной литературы и при подготовке доклада студенту рекомендуется: - составить план материала, - при изложении материала стремиться воспроизвести содержание простым и понятным языком, чтобы коллеги могли также «ощутить компетентность» по данному вопросу, - подготовить примеры «из жизни» для иллюстрации ключевых положений доклада, - время доклада или выступления – 5-6 минут, - после доклада предполагается время для уточнения возможных неточностей в изложении (вопросы задаются и студентами и преподавателем), - приветствуется использование наглядности при изложении (презентация, видео-материалы и т.п.), - предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену. 5. Подготовка к выполнению творческого задания №1. Данное творческое задание направлено на выбор определенной терапевтической техники работы с базовыми опорами клиента. Помимо выбора подобного рода техники необходимо также реализация ее на практическом занятии. То есть выбранную технику работы с базовыми опорами нужно описать и продемонстрировать на членах студенческой группы, проявив тем самым навыки оказания психологической помощи человеку. 6. Подготовка к выполнению творческого задания №2. Данное творческое задание направлено на выбор определенной терапевтической техники работы с проблемными паттернами дыхания клиента. Помимо выбора подобного рода техники необходимо также реализация ее на практическом занятии. То есть выбранную технику работы с проблемными паттернами дыхания нужно описать и продемонстрировать на членах студенческой группы, проявив тем самым навыки оказания психологической помощи человеку. 7. Подготовка к выполнению творческого задания №3. Данное творческое задание направлено на выбор определенной терапевтической техники работы с целенаправленным воздействием на мышечные блоки и зажимы клиента. Помимо выбора подобного рода техники необходимо также реализация ее на практическом занятии. То есть выбранную технику работы с воздействием на мышечные блоки и зажимы нужно описать и продемонстрировать на членах студенческой группы, проявив тем самым навыки оказания психологической помощи человеку. 8. Подготовка к выполнению творческого задания №4. Данное творческое задание направлено на диагностику и интерпретацию рисунка «Человек» с точки зрения четырех базовых личностных проблем в телесно-ориентированной психотерапии (по В.Ю. Баскакову). Помимо этого полученные результаты необходимо представить и защитить на практическом занятии, проявив тем самым навыки диагностической работы в телесно-ориентированной психотерапии. 9. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное выполнение индивидуальных практических заданий, подготовка доклада, а также посещение практических занятий. |