МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методология географии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz05_03_06_ПП-45-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Барышникова О.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент , Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методология географии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2015-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать:
глубокому осмыслению теоретических основ географической науки, ее места в формировании научного мировоззрения;
владению методологией научного познания при изучении различных уровней пространственно-временной геосистем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 владением профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и использовать их в области экологии и природопользования
ПК-14 владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- историю географической науки;
- методологические основы и теоретические проблемы географии;
- основные закономерности организации геосистем;
- современные концепции и парадигмы;
- современные проблемы географической науки.
3.2.Уметь:
3.2.1.- работать с различными источниками географической информации;
- применять на практике новые теоретические разработки в области географии, геоэкологии и природопользования;
- применять на практике методы географических исследований;
- анализировать данные, характеризующие объекты географических исследований;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками работы с научной географической литературой;
- навыками применения теоретических знаний для решения практических проблем;
- навыками популяризации сложных научных географических понятий для ознакомления с ними широких слоев населения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Основные направления и базовые научные концепции географической картографии Лекции 4 1 ОПК-3 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. История развития географических идей Практические 4 1 ОПК-3 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Работа с периодическими географическими изданиями Сам. работа 4 12 ОПК-3 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Теория и методология географии
2.1. Методы географических исследований Лекции 4 1 ОПК-3 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. География и практика Лекции 4 1 ОПК-3 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Теоретическая география и перспективы развития географии Лекции 4 1 ОПК-3 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Язык понятий и терминов Практические 4 1 ОПК-3 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Теория ритмичности природных процессов Практические 4 1 ОПК-3 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Глобальные географические прогнозы Практические 4 1 ОПК-3 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Подготовка аналитического обзора научных публикаций Сам. работа 4 12 ОПК-3 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Систематизация результатов географических исследований Сам. работа 4 6 ОПК-3 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Создание методологической основы исследования Сам. работа 4 4 ОПК-3 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Выделение объекта и предмета исследования Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.11. Подготовка введения выпускной квалификационной работы Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. География и практика
3.1. Общегеографические учения Лекции 4 0 ОПК-3 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Учение о конструктивной географии Практические 4 2 ОПК-3 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Подготовка презентаций Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Античный этап развития географических идей.
2. Картины мира в системе знаний древних цивилизаций.
3. Значение эпохи Великих географических открытий.
4. Классический этап развития географии (А. Гумбольдт и К. Риттер).
5. Новая география (XVII - XIX вв.)
6. Изменение научной картины мира и доминантных парадигм с XIX по XX в.
7. Особенности современного этапа развития географической науки.
8. Общенаучные учения, имеющие непосредственное отношение к географии.
9. Учения физической географии.
10. Учения экономической географии.
11. Учения природопользования.
12. Учения картографии.
13. Учение о ритмах природы.
14. Моделирование в географии.
15. Глобальные прогнозные модели, их особенности.
16. Метод географического описания.
17. Методы полевых географических исследований.
18. Картографический метод.
19. Метод географического районирования.
20. Экспериментальные методы географических исследований.
21. Статистические методы в исследовании географических объектов.
22. Экспертные методы в географических исследованиях.
23. Методы географического прогнозирования.
24. Методы социально-экономической географии.
25. Дистанционные методы исследования географических объектов.
26. Геоинформационные методы исследования.
27. Методы моделирования пространственно-временной структуры геосистем.
28. География и общество.
29. Области применения географических знаний.
30. Возрастающая роль географии в современном мире. Новые практические задачи географии.
31. Важнейшие «сквозные» процессы в современной системе гео¬графических наук в свете решения актуальных проблем современности.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы эссе:
Язык фактов.
Язык цифр.
Язык дат.
Язык географических названий.
Язык географических карт.
Язык образов.
Географы Античности.
География в средневековом Китае.
Картина мира в античное время.
Картина мира в представлении населения средневековой Европе.
Географы мусульманского мира в средние века.
Географические карты эпохи Великих географических открытий.
Александр Гумбольдт – представитель классического этапа развития географии.
Феномен Карла Риттера.
Имануил Кант и теория географии.
Современная географическая картина мира.

Темы рефератов:
Парадигма целостности (единства) географии.
Идеи Э. Реклю и Л. И. Мечникова о сущности и историческом характере влияния географической среды на жизнь человеческого общества.
Идея единства географии как целостной фундаментальной науки
в трудах Ю. Г. Саушкина и В. А. Анучина о географической среде.
Сравните различные подходы к классификации географии как
сложной системы наук, например, системный - Э. Б. Алаева и предметно-географический - В. С. Жекулина.
Роль картографического метода в исследовании геопространства.
Категории «территориальная организация общества» и «территориальная общественная система» и системный подход в географических исследованиях.
Картины мира в системе знаний древних цивилизаций
Значение эпохи Великих географических открытий
Классический этап развития географии и изменение картины мира
Начало Нового времени. Географическая наука в XVII - XIX в в.
Изменение научной картины мира в XIX и XX в. и становление современной географии
Особенности современного этапа развития географической науки
Современная географическая картина мира.
История хозяйственного освоения ландшафтной сферы Земли.
Развитие ландшафтоведение в России и зарубежных странах.
Геосистемная парадигма и концептуальные основы географии.
Нуклиарные системы и проблемы природных границ.
Аналитический обзор литературы об устойчивости ландшафтов.
Современное состояние и перспективы развития ландшафтоведения.
Проблемы ландшафтных границ.
Концепция поляризованного ландшафта.
Бассейновый подход в ландшафтном обустройстве территории.
Методы исследования динамики ландшафтов.

Темы курсовых работ:
История становления хорологической парадигмы и примеры ее применения в современной географии.
Системная парадигма как идейный базис современной науки.
Основные положения теории систем и системные представления в отраслевых географических науках.
Экологическая парадигма и ее роль в науке и образовании.
Парадигма устойчивого развития (методологические подходы и проблемы).
Общенаучные и общегеографические понятия.
Физико-географические и смежные понятия.
Теоретические основы географического ресурсоведения.
Теоретические основы геоэкологии.
Теория географического детерминизма и география населения.
Теоретические основы рекреационной географии.
Теоретические основы медицинской географии.
Географические информационные системы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.Н. Перцик Теория и методология географии: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6BBDF16E-EB63-4C8A-9692-A09EE75C24F8
Л1.2 М.М. Голубчик Теория и методология географической науки : учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.Н. Перцик История, теория и методология географии: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 А.Г. Исаченко Теория и методология географической науки: учебник для ВУЗов М.: Академия, 2004
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 О.Н. Барышникова История, теория и методология географической науки: учебно-методические пособие Барнаул: АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1609
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.geog.ouc.bc.ca/physgeog/home.html
Э2 www.kluweronlin.com
Э3 www.fao.org/gtos/lnksland.html
Э4 http://ask.usgs.gov/
Э5 Электронная ландшафтная карта СССР,
Э6 Электронная модель рельефа масштаба 1:1000000000;
Э7 www.torrentino.ru
Э8 Курс в Moodle «Теория и методология географии» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ArcGIS 10;
MapInfo 9.5;
ENVI 5.0;
Surfer, Easy Trace 9.1, ERDAS
MS Office 2010 (Word, Excel, PowerPoint)

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся знакомится с рекомендованной литературой. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.