Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z05_03_06_ПП-45-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.
1.1. | Способствовать: глубокому осмыслению теоретических основ географической науки, ее места в формировании научного мировоззрения; владению методологией научного познания при изучении различных уровней пространственно-временной геосистем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ОПК-3 | владением профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и использовать их в области экологии и природопользования |
ПК-14 | владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - историю географической науки; - методологические основы и теоретические проблемы географии; - основные закономерности организации геосистем; - современные концепции и парадигмы; - современные проблемы географической науки. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - работать с различными источниками географической информации; - применять на практике новые теоретические разработки в области географии, геоэкологии и природопользования; - применять на практике методы географических исследований; - анализировать данные, характеризующие объекты географических исследований; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками работы с научной географической литературой; - навыками применения теоретических знаний для решения практических проблем; - навыками популяризации сложных научных географических понятий для ознакомления с ними широких слоев населения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Основные направления и базовые научные концепции географической картографии | Лекции | 4 | 1 | ОПК-3 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | История развития географических идей | Практические | 4 | 1 | ОПК-3 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Работа с периодическими географическими изданиями | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-3 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Теория и методология географии | ||||||
2.1. | Методы географических исследований | Лекции | 4 | 1 | ОПК-3 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | География и практика | Лекции | 4 | 1 | ОПК-3 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Теоретическая география и перспективы развития географии | Лекции | 4 | 1 | ОПК-3 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Язык понятий и терминов | Практические | 4 | 1 | ОПК-3 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Теория ритмичности природных процессов | Практические | 4 | 1 | ОПК-3 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Глобальные географические прогнозы | Практические | 4 | 1 | ОПК-3 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Подготовка аналитического обзора научных публикаций | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-3 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Систематизация результатов географических исследований | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-3 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Создание методологической основы исследования | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Выделение объекта и предмета исследования | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-3 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.11. | Подготовка введения выпускной квалификационной работы | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-3 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. География и практика | ||||||
3.1. | Общегеографические учения | Лекции | 4 | 0 | ОПК-3 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Учение о конструктивной географии | Практические | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Подготовка презентаций | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-3 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Античный этап развития географических идей. 2. Картины мира в системе знаний древних цивилизаций. 3. Значение эпохи Великих географических открытий. 4. Классический этап развития географии (А. Гумбольдт и К. Риттер). 5. Новая география (XVII - XIX вв.) 6. Изменение научной картины мира и доминантных парадигм с XIX по XX в. 7. Особенности современного этапа развития географической науки. 8. Общенаучные учения, имеющие непосредственное отношение к географии. 9. Учения физической географии. 10. Учения экономической географии. 11. Учения природопользования. 12. Учения картографии. 13. Учение о ритмах природы. 14. Моделирование в географии. 15. Глобальные прогнозные модели, их особенности. 16. Метод географического описания. 17. Методы полевых географических исследований. 18. Картографический метод. 19. Метод географического районирования. 20. Экспериментальные методы географических исследований. 21. Статистические методы в исследовании географических объектов. 22. Экспертные методы в географических исследованиях. 23. Методы географического прогнозирования. 24. Методы социально-экономической географии. 25. Дистанционные методы исследования географических объектов. 26. Геоинформационные методы исследования. 27. Методы моделирования пространственно-временной структуры геосистем. 28. География и общество. 29. Области применения географических знаний. 30. Возрастающая роль географии в современном мире. Новые практические задачи географии. 31. Важнейшие «сквозные» процессы в современной системе гео¬графических наук в свете решения актуальных проблем современности. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы эссе: Язык фактов. Язык цифр. Язык дат. Язык географических названий. Язык географических карт. Язык образов. Географы Античности. География в средневековом Китае. Картина мира в античное время. Картина мира в представлении населения средневековой Европе. Географы мусульманского мира в средние века. Географические карты эпохи Великих географических открытий. Александр Гумбольдт – представитель классического этапа развития географии. Феномен Карла Риттера. Имануил Кант и теория географии. Современная географическая картина мира. Темы рефератов: Парадигма целостности (единства) географии. Идеи Э. Реклю и Л. И. Мечникова о сущности и историческом характере влияния географической среды на жизнь человеческого общества. Идея единства географии как целостной фундаментальной науки в трудах Ю. Г. Саушкина и В. А. Анучина о географической среде. Сравните различные подходы к классификации географии как сложной системы наук, например, системный - Э. Б. Алаева и предметно-географический - В. С. Жекулина. Роль картографического метода в исследовании геопространства. Категории «территориальная организация общества» и «территориальная общественная система» и системный подход в географических исследованиях. Картины мира в системе знаний древних цивилизаций Значение эпохи Великих географических открытий Классический этап развития географии и изменение картины мира Начало Нового времени. Географическая наука в XVII - XIX в в. Изменение научной картины мира в XIX и XX в. и становление современной географии Особенности современного этапа развития географической науки Современная географическая картина мира. История хозяйственного освоения ландшафтной сферы Земли. Развитие ландшафтоведение в России и зарубежных странах. Геосистемная парадигма и концептуальные основы географии. Нуклиарные системы и проблемы природных границ. Аналитический обзор литературы об устойчивости ландшафтов. Современное состояние и перспективы развития ландшафтоведения. Проблемы ландшафтных границ. Концепция поляризованного ландшафта. Бассейновый подход в ландшафтном обустройстве территории. Методы исследования динамики ландшафтов. Темы курсовых работ: История становления хорологической парадигмы и примеры ее применения в современной географии. Системная парадигма как идейный базис современной науки. Основные положения теории систем и системные представления в отраслевых географических науках. Экологическая парадигма и ее роль в науке и образовании. Парадигма устойчивого развития (методологические подходы и проблемы). Общенаучные и общегеографические понятия. Физико-географические и смежные понятия. Теоретические основы географического ресурсоведения. Теоретические основы геоэкологии. Теория географического детерминизма и география населения. Теоретические основы рекреационной географии. Теоретические основы медицинской географии. Географические информационные системы. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е.Н. Перцик | Теория и методология географии: учебник для бакалавриата и магистратуры | М.: Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/6BBDF16E-EB63-4C8A-9692-A09EE75C24F8 |
Л1.2 | М.М. Голубчик | Теория и методология географической науки : учебник для бакалавриата и магистратуры | М.: Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Е.Н. Перцик | История, теория и методология географии: учебник для бакалавриата и магистратуры | М.: Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | А.Г. Исаченко | Теория и методология географической науки: учебник для ВУЗов | М.: Академия, 2004 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | О.Н. Барышникова | История, теория и методология географической науки: учебно-методические пособие | Барнаул: АлтГУ, 2015 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1609 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.geog.ouc.bc.ca/physgeog/home.html | |||
Э2 | www.kluweronlin.com | |||
Э3 | www.fao.org/gtos/lnksland.html | |||
Э4 | http://ask.usgs.gov/ | |||
Э5 | Электронная ландшафтная карта СССР, | |||
Э6 | Электронная модель рельефа масштаба 1:1000000000; | |||
Э7 | www.torrentino.ru | |||
Э8 | Курс в Moodle «Теория и методология географии» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ArcGIS 10; MapInfo 9.5; ENVI 5.0; Surfer, Easy Trace 9.1, ERDAS MS Office 2010 (Word, Excel, PowerPoint) Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
406М | лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся знакомится с рекомендованной литературой. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. |