МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Топография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Байкалова Т.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Топография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является приобретения студентами указанной специальности необходимых знаний для проведения геодезических работ при топографической съёмки местности, выполнения полного комплекса работ при топогеодезических изысканиях и решения инженерных задач геодезическими методами.
Задачей курса является приобретение студентами навыка геодезических измерений, производимых с помощью геодезических приборов, проведения полевых геодезических работ, обработки полученных данных, составления топографических планов и других материалов топогеодезических изысканий, а также изменения решения различных инженерных задач геодезическими методами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 владением профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и использовать их в области экологии и природопользования
ПК-14 владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о методике производства геодезических измерений;
- устройство основных геодезических приборов, состав геодезических работ, выполняемых при изысканиях, строительстве и эксплуатации инженерных систем и сооружений
3.2.Уметь:
3.2.1.- теоретические основы выполнения геодезических работ;
- решать инженерные задачи по топографическим картам и планам;
- использовать современную компьютерную технику при решении топографо-геодезических задач;
- осуществлять геодезические измерения на местности и оценивать их точность;
- пользоваться нормативной литературой по производству геодезических работ;
- использовать топографо-геодезическую и картографическую информацию при решении задач природообустройства территорий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- решения задач по планам и картам;
- определения координат и отметок точек местности;
- проложения нивелирных ходов;
- производства топографических съёмок местности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия топографии
1.1. Земля и ее отображение на плоскости. Понятие о геодезических измерениях и их точности. Измерения на топографических картах. Предварительные сведения о топографических съемках Лекции 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Измерения на топографической карте (расчетно-графическая работа) Лабораторные 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Определение площадей контуров ситуации (расчетно-графическая работа) Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Теодолитная съемка
2.1. Обоснование съемки. Теодолит. Измерение сторон теодолитных полигонов и ходов. Вычислительная обработка теодолитных полигонов и ходов. Съемка ситуации. Составление плана теодолитной съемки Лекции 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Изучение устройства и поверок теодолита Лабораторные 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Вычислительная обработка теодолитных ходов и построение плана теодолитной съемки (расчетно-графическая работа) Лабораторные 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Вычисление координат пунктов съемочного обоснования (расчетно-графическая работа) Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Нивелирование
3.1. Назначение и сущность нивелирных работ. Нивелиры и рейки. Техническое нивелирование. Тригонометрическое нивелирование Лекции 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Изучение устройства и поверок нивелиров Лабораторные 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Вычислительная обработка результатов геометрического нивелирования (расчетно-графическая работа) Лабораторные 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Построение продольного и поперечного профилей трассы (расчетно-графическая работа) Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Тахеометрическая съемка
4.1. Сущность тахеометрической съемки. Порядок полевых работ при тахеометрической съемке. Съемка ситуации и рельефа Лекции 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Вычислительная обработка и построение топографического плана по результатам тахеометрической съемки (расчетно-графическая работа) Лабораторные 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Составление плана тахеометрической съемки (расчетно-графическая работа) Сам. работа 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Теория погрешностей измерений
5.1. Общие понятия. Оценка точности результатов измерений и их функции Лекции 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Оценка точности результатов угловых и плановых измерений (расчетно-графическая работа) Лабораторные 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Оценка точности результатов угловых и плановых измерений (расчетно-графическая работа) Сам. работа 2 8 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Государственная геодезическая сеть
6.1. Понятие о геодезической сети и ее назначении. Государственная плановая геодезическая сеть. Государственная нивелирная сеть. Геодезические сети сгущения и съемочные сети Лекции 2 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Уравнивание центральной системы триангуляции 2 разряда (расчетно-графическая работа) Сам. работа 2 6 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Геодезические работы
7.1. Геодезические работы при инженерных изысканиях и проектировании. Геодезические работы при перенесении проекта в натуру. Геодезические работы при эксплуатации инженерных систем и сооружений. Использование спутниковых технологий в инженерной геодезии Лекции 2 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Геодезическая подготовка данных для перенесения проекта сооружения на местность (расчетно-графическая работа) Лабораторные 2 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.3. Нивелирование поверхности по квадратам (расчетно-графическая работа) Сам. работа 2 6 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.4. Повторение пройденного материала. Подготовка к зачету. Сам. работа 2 8 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
фонд оценочных средств см. в пложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.Л. Вострокнутов, В.Н. Супрун, Г.В. Шевченко Основы топографии: учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/4628BB2E-7D89-43BA-8ED4-C6FE27B53FB3
Л1.2 О.Ф. Кузнецов Основы геодезии и топография местности: учебное пособие Оренбург: ОГУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.С. Кусов Основы геодезии, картографии и космоаэросъемки: учебное пособие для ВУЗов М.: Академия, 2009
Л2.2 В.Н. Попов, С.И. Чекалин Геодезия: учебник М.: Горная книга, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.credo-dialoque.com;
Э2 www.dataplus.ru;
Э3 www.gisa.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
401М кабинет топографии и геодезии, лаборатория ландшафтного проектирования – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка DA-LITE - 1 единица; карта СФО настенная, настенная карта особо охраняемых природных территорий и объектов, учебно-наглядные пособия
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Топография»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Топография» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Топография» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Топография» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Топография» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Топография»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.