МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Устойчивое развитие туризма в странах и регионах мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильГеоинформационные технологии в изучении и управлении природными и техногенными системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_ГиТ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Ненашева Г.И.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Устойчивое развитие туризма в странах и регионах мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 28.08.2015г. №908)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - ознакомление студентов с туристскими ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионов России, странах СНГ, республиках Балтии и странах мира.
Для достижения поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи:
‒ формирование знаний о научных основах географии туризма;
‒ анализ факторов и условий развития туризма;
‒ выявление основных закономерностей территориальной организации рекреационного хозяйства;
‒ характеристика пространственного распространения основных видов туризма в России и зарубежных центрах;
‒ оценка современного состояния развития туризма в регионах России, Алтайском регионе и прогноз его дальнейшего рекреационного освоения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью использовать методы оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистические методы сравнения полученных данных и определения закономерностей
ПК-3 владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения комплексных и отраслевых географических исследований на мировом, национальном, региональном и локальном уровнях с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
СПК-1 способностью самостоятельно и в коллективе выполнять экспедиционные, лабораторные, вычислительные исследования в области географических наук с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, проводить мониторинг природных и социально-экономических процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методы оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований развития туризма в различных регионах мира;
- историю становления основных понятий географической науки;
0 методы проектирования туристско-рекреационных систем, руководства разработкой региональных и ведомственных программ развития туризма.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять методы оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований развития туризма в различных регионах мира;
- формулировать актуальность, цель и задачи исследования; верифицировать результаты исследования на основе данных смежных наук;
- использовать в профессиональной деятельности методы проектирования туристско-рекреационных систем, руководства разработкой региональных и ведомственных программ развития туризма.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований развития туризма в различных регионах мира.
- общенаучными и специальными методами работы с информацией; навыками верификации результатов исследования на основе данных смежных наук; выбора адекватного проблеме способа ее решения.
- использования в профессиональной деятельности методов проектирования туристско-рекреационных систем, руководства разработкой региональных и ведомственных программ развития туризма.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Туристские центры: понятие, типология и методика оценивания. Центро-Периферическая структура мирового туризма. Лекции 2 2 ОПК-6, ПК-3, СПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Туризм как вид рекреационной деятельности Практические 2 4 ОПК-6, ПК-3, СПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Разновидности программного туризма. Курортно-оздоровительный туризм. Курортная местность. Познавательный туризм. Развлекательные туры. Экологический туризм. Деловой туризм. Конгрессное обслуживание. Инсентив-туризм. Спортивный туризм. Обучающие туры. Семейный туризм. Сам. работа 2 10 ОПК-6, ПК-3, СПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Туристские центры: понятие, типология и методика оценивания.
2.1. Туристский центр и центр туризма: соотношение понятий. Общие положения типологии туристских центров. Факторы формирования: генерирующие, реализующие и локализующие. Лекции 2 2 ОПК-6, ПК-3, СПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Типология туристских центров Практические 2 6 ОПК-6, ПК-3, СПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Основные характеристики туристских центров: иерархическое место, специализация, стадия развития. Сам. работа 2 14 ОПК-6, ПК-3, СПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Районирование. Общегеографические принципы районирования (объективность, многоаспектность, иерархичность, конструктивность). Рекреационное районирование и районообразующие признаки (структура рекреационных функций, степень рекреационной освоенности, перспективность и пр.). Типы рекреационных учреждений: предприятия лечебно-оздоровительного и детского отдыха, спортивного туризма и их материальная база. Рекреационный каркас территории: туристские объекты, курорты, комплексы. Сам. работа 2 10 ОПК-6, ПК-3, СПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. География туристского спроса.
3.1. Динамика въездного и выездного туризма в странах мира Практические 2 6 ОПК-6, ПК-3, СПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. География туризма с целью отдыха и развлечений. География делового туризма. География религиозного туризма. География лечебно-оздоровительного туризма. География спортивного туризма. География экологического туризма. География этнографического туризма. Сам. работа 2 10 ОПК-6, ПК-3, СПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Основные регионы туризма в мире
4.1. Основные регионы туризма в мире Лекции 2 2 ОПК-6, ПК-3, СПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Перспективы развития мирового туризма. Региональный туризм. Практические 2 8 ОПК-6, ПК-3, СПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Шесть макрорегионов по типологии ВТО. Динамика изменений. Основные характеристики регионов туризма в мире Сам. работа 2 12 ОПК-6, ПК-3, СПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Рекреационное районирование России. Характеристика рекреационных зон и районов, туристских центров.
5.1. Современное состояние и перспективы развития туризма в РФ Практические 2 2 ОПК-6, ПК-3, СПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Разработка туристского маршрута по России Сам. работа 2 10 ОПК-6, ПК-3, СПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Развитие туризма на Алтае. Проблемы и перспективы туризма в Алтайском регионе.
6.1. Анализ состяния и перспектив развития туризма в Алтайском крае и Республике Алтай Практические 2 4 ОПК-6, ПК-3, СПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Развитие туризма на Алтае. Проблемы и перспективы туризма в Алтайском регионе. Сам. работа 2 6 ОПК-6, ПК-3, СПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.Ю. Воскресенский Международный туризм: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 А.Ю. Александрова Международный туризм: учебник для вузов М.: КноРус, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.В. Новиков Развитие туристско-рекреационных зон в условиях государственно-частного партнерства: монография Казань: КНИТУ, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Н.А. Левочкина Ресурсы регионального туризма: структура, виды и особенности управления: монография М.: Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.altairegion22.ru/ - официальный сайт Администрации Алтайского края
Э2 http://www.agritourism.ru/ - ассоциация развития агротуризма
Э3 http://www.russiatourism.ru/ - официальный сайт Федерального агенства по туризму Министерства культуры РФ
Э4 http://www.altai-republic.ru/ - официальный сайт Республики Алтай
Э5 http://altaiathand.com/ - Медиа-Гид по Алтаю
Э6 Курс в Moodle "Устойчивое развитие туризма встранах и регионах мира" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Устойчивое развитие туризма в странах и регионах мира»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Устойчивое развитие туризма в странах и регионах мира» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Устойчивое развитие туризма в странах и регионах мира» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Устойчивое развитие туризма в странах и регионах мира» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Устойчивое развитие туризма в странах и регионах мира» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Устойчивое развитие туризма в странах и регионах мира»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.