МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогическая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат наук, доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
кандидат наук, доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Педагогическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014г. N 946

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.,д-р психол. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.,д-р психол. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса заключается в содействии формирования и развития психолого-педагогической компетентности студентов на основе знания и понимания ключевых закономерностей и механизмов образовательного процесса.
Задачи курса:
- интегрировать и систематизировать базовые знания студентов по психологическим аспектам педагогической деятельности;
- сопровождать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности студентов, опыта творческого использования знаний по педагогической психологии в практике образовательного процесса;
- познакомить студентов с современным состоянием научно-психологического обеспечения обучения и воспитания при организации учебно-воспитательного процесса и возможностями управления интеллектуальным и личностным развитием обучающихся;
- обеспечить овладение студентами профессионально-значимыми умениями и навыками психолого-педагогического конструирования и анализа различного типа учебно-воспитательных ситуаций, а также прогнозирования их эффективности при организации образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности;
- содействовать ценностному личностному самоопределению студентов по отношению к психолого-педагогическому знанию, осознанию и применению личностно-ориентированных и развивающих основ педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.12

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий
ПК-11 способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека
ПК-12 способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий.
- дидактические приёмы для реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека.
- особенности реализации просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества средствами педагогической психологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- проектировать, реализовывать и оценивать учебно-воспитательный процесс, образовательную среду при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий.
- осуществлять реализацию стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека.
- осуществлять просветительскую деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества средствами педагогической психологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий.
- реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека.
- осуществления просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества средствами педагогической психологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы педагогической психологии
1.1. Общенаучная характеристика педагогической психологии и основные этапы ее становления и развития Лекции 5 2 ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.2. Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания Практические 5 1 ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.3. Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания Сам. работа 5 1 ПК-10 Л1.1, Л2.3
1.4. Основные этапы становления и развития педагогической психологии как науки Лекции 5 1 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.5. Некоторые аспекты в истории отечественной и зарубежной педагогической психологии Сам. работа 5 1 ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.6. Образование – глобальный объект педагогической психологии Лекции 5 2 ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.7. Современное образование как расширение возможностей развития личности Практические 5 2 ПК-10 Л1.1, Л2.3
1.8. Современное образование как расширение возможностей развития личности Сам. работа 5 3 ПК-10 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Психологические аспекты обучения
2.1. Психологические основы типов обучения Лекции 5 2 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.3
2.2. Двустороннее единство обучения – учения в образовательном процессе Практические 5 1 ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.3
2.3. Двустороннее единство обучения – учения в образовательном процессе Сам. работа 5 1 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Соотношение обучения и развития Практические 5 1 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.3
2.5. Соотношение обучения и развития Сам. работа 5 1 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.3
2.6. Психологические показатели развития детей в процессе обучения и особенности их диагностики Практические 5 1 ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.7. Психологические показатели развития детей в процессе обучения и особенности их диагностики Сам. работа 5 4 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Общепсихологическая характеристика учебной деятельности Сам. работа 5 4 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.3
2.9. Учебная мотивация Практические 5 1 ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.10. Учебная мотивация Сам. работа 5 2 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.11. Общий анализ учебного процесса и структуры учебной деятельности Практические 5 1 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.3
2.12. Общий анализ учебного процесса и структуры учебной деятельности Сам. работа 5 2 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.3
2.13. Психологические основы типов обучения Практические 5 1 ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1
2.14. Системы развивающего обучения Лекции 5 1 ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.15. Особенности теории и практики развивающего образования Практические 5 1 ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.3
2.16. Особенности теории и практики развивающего образования Сам. работа 5 6 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Психологические особенности личности и деятельности педагога
3.1. Педагог как субъект педагогической деятельности Лекции 5 2 ПК-10 Л1.1, Л2.3
3.2. Психологические аспекты личности и деятельности педагога Практические 5 1 ПК-10 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Психологические аспекты личности и деятельности педагога Сам. работа 5 6 ПК-10 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Психологические закономерности педагогического общения Лекции 5 2 ПК-10 Л1.2, Л2.1
3.5. Психологические закономерности педагогического общения Сам. работа 5 6 ПК-10 Л1.2, Л2.1
3.6. Психологические закономерности педагогического общения Практические 5 1 ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Психологические основы воспитания
4.1. Сущность и психологические методы воспитания Лекции 5 2 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.2. Сущность и психологические методы воспитания Сам. работа 5 4 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.3. Психолого-педагогические аспекты воспитания Практические 5 1 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Психологические основы методов воспитания Практические 5 1 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.5. Психологические основы методов воспитания Сам. работа 5 4 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.6. Отечественные и зарубежные методики воспитания Практические 5 2 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.7. Отечественные и зарубежные методики воспитания Сам. работа 5 6 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.8. Экзамен 5 27 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова Педагогическая психология: учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
Л1.2 И.В. Марусева Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов М. ; Берлин : Директ-Медиа, электронный, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279291
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. В. Габай Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов М. : Академия, 32 шт., 2010
Л2.2 Т. В. Манянина Коммуникативная компетентность в педагогическом общении (в аспекте психологической культуры педагога) : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 78 шт., 2007
Л2.3 .Л. Шабанова, А.Н. Фоминова. Педагогическая психология: учебное пособие М. : Флинта, электронный, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79468
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 Курс в Moodle "Педагогическая психология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Windows 7 Professional;
2.Office 2010 Professional
3.7-Zip
4.AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы экзамена.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.