МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогическая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат наук, доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
кандидат наук, доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Педагогическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.,д-р психол. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.,д-р психол. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса заключается в содействии формирования и развития психолого-педагогической компетентности студентов на основе знания и понимания ключевых закономерностей и механизмов образовательного процесса.
Задачи курса:
- интегрировать и систематизировать базовые знания студентов по психологическим аспектам педагогической деятельности;
- сопровождать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности студентов, опыта творческого использования знаний по педагогической психологии в практике образовательного процесса;
- познакомить студентов с современным состоянием научно-психологического обеспечения обучения и воспитания при организации учебно-воспитательного процесса и возможностями управления интеллектуальным и личностным развитием обучающихся;
- обеспечить овладение студентами профессионально-значимыми умениями и навыками психолого-педагогического конструирования и анализа различного типа учебно-воспитательных ситуаций, а также прогнозирования их эффективности при организации образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности;
- содействовать ценностному личностному самоопределению студентов по отношению к психолого-педагогическому знанию, осознанию и применению личностно-ориентированных и развивающих основ педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-25 способностью осуществлять пропаганду психологических знаний среди сотрудников, военнослужащих и служащих
ПК-26 способностью преподавать дисциплины (модули) в области психологии в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса, организовывать коммуникации и взаимодействие обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методы пропаганды психологических знаний, психологического просвещения среди сотрудников, военнослужащих и служащих.
- методы и методику преподавания психологических дисциплин в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать план, содержание и осуществлять пропаганду психологических знаний среди сотрудников, военнослужащих и служащих.
- проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса, организовывать коммуникации и взаимодействие обучающихся.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- пропаганды психологических знаний, психологического просвещения среди сотрудников, военнослужащих и служащих.
- преподавания психологических дисциплин, проектирования, реализации, контроля и оценки результатов учебно-воспитательного процесса, организовывать коммуникации и взаимодействие обучающихся.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы педагогической психологии
1.1. Общенаучная характеристика педагогической психологии и основные этапы ее становления и развития Лекции 5 2 ПК-26 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.2. Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания Практические 5 2 ПК-26 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.3. Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания Сам. работа 5 2 ПК-26 Л1.1, Л2.3
1.4. Основные этапы становления и развития педагогической психологии как науки Лекции 5 1 ПК-26 Л1.1, Л2.1
1.5. Некоторые аспекты в истории отечественной и зарубежной педагогической психологии Сам. работа 5 1 ПК-26 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.6. Образование – глобальный объект педагогической психологии Лекции 5 2 ПК-25, ПК-26 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.7. Современное образование как расширение возможностей развития личности Практические 5 2 ПК-25, ПК-26 Л1.1, Л2.3
1.8. Современное образование как расширение возможностей развития личности Сам. работа 5 2 ПК-25, ПК-26 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Психологические аспекты обучения
2.1. Психологические основы типов обучения Лекции 5 2 ПК-25, ПК-26 Л1.1, Л2.3
2.2. Двустороннее единство обучения – учения в образовательном процессе Практические 5 1 ПК-26 Л1.2, Л2.3
2.3. Двустороннее единство обучения – учения в образовательном процессе Сам. работа 5 2 ПК-26 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Соотношение обучения и развития Практические 5 1 ПК-26 Л1.1, Л2.3
2.5. Соотношение обучения и развития Сам. работа 5 1 ПК-26 Л1.1, Л2.3
2.6. Психологические показатели развития детей в процессе обучения и особенности их диагностики Практические 5 1 ПК-26 Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.7. Психологические показатели развития детей в процессе обучения и особенности их диагностики Сам. работа 5 2 ПК-26 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Общепсихологическая характеристика учебной деятельности Сам. работа 5 4 ПК-25, ПК-26 Л1.1, Л2.3
2.9. Учебная мотивация Практические 5 1 ПК-25, ПК-26 Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.10. Учебная мотивация Сам. работа 5 2 ПК-25, ПК-26 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.11. Общий анализ учебного процесса и структуры учебной деятельности Практические 5 2 ПК-25, ПК-26 Л1.1, Л2.3
2.12. Общий анализ учебного процесса и структуры учебной деятельности Сам. работа 5 6 ПК-25, ПК-26 Л1.1, Л2.3
2.13. Психологические основы типов обучения Практические 5 2 ПК-25, ПК-26 Л1.2, Л2.1
2.14. Системы развивающего обучения Лекции 5 1 ПК-25, ПК-26 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.15. Особенности теории и практики развивающего образования Практические 5 2 ПК-25, ПК-26 Л1.2, Л2.3
2.16. Особенности теории и практики развивающего образования Сам. работа 5 4 ПК-25, ПК-26 Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Психологические особенности личности и деятельности педагога
3.1. Педагог как субъект педагогической деятельности Лекции 5 2 ПК-26 Л1.1, Л2.3
3.2. Психологические аспекты личности и деятельности педагога Практические 5 2 ПК-26 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Психологические аспекты личности и деятельности педагога Сам. работа 5 2 ПК-26 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Психологические закономерности педагогического общения Лекции 5 2 ПК-25, ПК-26 Л1.2, Л2.1
3.5. Психологические закономерности педагогического общения Сам. работа 5 2 ПК-25, ПК-26 Л1.2, Л2.1
3.6. Психологические закономерности педагогического общения Практические 5 1 ПК-25, ПК-26 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Психологические основы воспитания
4.1. Сущность и психологические методы воспитания Лекции 5 2 ПК-25, ПК-26 Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.2. Психолого-педагогические аспекты воспитания Практические 5 2 ПК-25, ПК-26 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Сущность и психологические методы воспитания Сам. работа 5 2 ПК-25, ПК-26 Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.4. Психологические основы методов воспитания Практические 5 1 ПК-25, ПК-26 Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.5. Психологические основы методов воспитания Сам. работа 5 2 ПК-25, ПК-26 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.6. Отечественные и зарубежные методики воспитания Практические 5 2 ПК-25, ПК-26 Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.7. Отечественные и зарубежные методики воспитания Сам. работа 5 2 ПК-25, ПК-26 Л1.2, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова Педагогическая психология: учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
Л1.2 И.В. Марусева Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов М. ; Берлин : Директ-Медиа, электронный, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279291
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. В. Габай Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов М. : Академия, 32 шт., 2010
Л2.2 Т. В. Манянина Коммуникативная компетентность в педагогическом общении (в аспекте психологической культуры педагога) : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 78 шт., 2007
Л2.3 .Л. Шабанова, А.Н. Фоминова. Педагогическая психология: учебное пособие М. : Флинта, электронный, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79468
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 Курс в Moodle "Педагогическая психология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Windows 7 Professional;
2.Office 2010 Professional
3.7-Zip
4.AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы зачета.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к зачету.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.