МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая помощь в экстремальных ситуациях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-23- 2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 45
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Ипполитова Е. А.

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психологическая помощь в экстремальных ситуациях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - ознакомление с психофизиологией стресса и особенностями эмоционально-поведенческого реагирования в экстремальных ситуациях, методами диагностики экстремальных состояний личности, методами психологической помощи и поддержки в экстремальных ситуациях.
Задачи:
- ознакомление с психофизиологией стресса и особенностями эмоционально-поведенческого реагирования в экстремальных ситуациях;
- изучение методов диагностики экстремальных состояний личности;
- изучение и практическое применение методов психологической помощи и поддержки в экстремальных ситуациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью выявлять потребности в основных видах психологических услуг и организовывать работу психологической службы в определенной сфере профессиональной деятельности
ОК -2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности протекания критических периодов в жизни человека, экстремальных ситуаций и типичных реакций на эти ситуации у профессионально подготовленных спасателей и пострадавших, не имеющих профессиональной подготовки для совладания с экстремальными ситуациями. Структуру модели психологической помощи в чрезвычайной ситуации. Методы и формы работы психолога в чрезвычайной ситуации и их содержание.

3.2.Уметь:
3.2.1.Обосновать: типы и классификацию экстремальных ситуаций; формы психогении в экстремальных ситуациях и группы пострадавших в чрезвычайной ситуации; острые стрессовые расстройства (ОСР), посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). Самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных с оказанием психологической помощи в экстремальных ситуациях, иметь прочные навыки работы с учебной и научной психологической литературой, использования психодиагностических средств для точного применения техник совладания с критическими состояниями.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть типологией существующих критических и экстремальных ситуаций, методами диагностики и оказания помощи в критических и экстремальных ситуациях. Методами и формами психологической помощи психолога на разных этапах чрезвычайной ситуации. Спецификой работы психолога с разными категориями: пострадавшими, родственниками пострадавших (погибших), спасателями и участниками ЧС.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Работа психолога в очаге экстремальной ситуации. Классификация экстремальных ситуаций. Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях
1.1. Специфика социально-психологического подхода к экстремальной ситуации. Методы психологической помощи экстремальных ситуациях. Дебрифинг как метод экстремнной психологической помощи в экстремальной ситуации. Лекции 3 2 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
1.2. Психология терроризма. Психологическая помощь в разных экстремальных ситуациях. Лекции 3 2 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
1.3. Методы психологической помощи экстремальных ситуациях. Дебрифинг как метод экстремнной психологической помощи в экстремальной ситуации. Практические 3 2 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
1.4. Организационная схема деятельности специалистов психологической службы на месте ЧС. Общие принципы и основные профессиональные психологические методы оказания экстренной психологической помощи Сам. работа 3 3 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
1.5. Психогении в экстремальных ситуациях. Психология и психофизиология стрессовых состояний. Сам. работа 3 3 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
1.6. Особенности и механизмы стихийного массового поведения людей в экстремальных ситуациях Сам. работа 3 2 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
1.7. Психологический дебрифинг. Первая медицинская помощь пострадавшим в экстремальных ситуациях. Сам. работа 3 2 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
1.8. Влияние ЧС на психику человека. Первичные психические состояния в чрезвычайных условиях.Классификация групп, пострадавших в ЧС. Сам. работа 3 3 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
1.9. Паника в условиях экологического бедствия. Сам. работа 3 3 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
1.10. Личность специалиста, оказывающего кризисную помощь. Сам. работа 3 2 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
Раздел 2. Посттравматическое стрессовое расстройство: модели и диагностика
2.1. Стресс, травматический стресс, острое стрессовое расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство (птср) как следствие переживания экстремальной ситуации Практические 3 2 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
2.2. Диагностические критерии ПТСР, исторический обзор, эпидемиология, психологические механизмы возникновения и поддержания. Практические 3 2 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
2.3. Индивидуальная уязвимость и психологические последствия травмы. Диссоциация и ПТСР.Пато- и нейропсихология постравматического стрессового расстройства вследствие экстремальных ситуаций разного типа. Практические 3 2 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
2.4. ПТСР у учасников военных действий, жерств насилия и жестокости, техногенных и природных катастроф, больных тяжелым (неизлечимым) заболеванием: психологические механизмы возникновения, поддержания, особенности психологической коррекции. Сам. работа 3 3 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
2.5. Методы и методические средства диагностики птср. Психотерапия при ПТСР средствами когнитивно-поведенческой терапии. Сам. работа 3 3 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
2.6. Метакогнитивная терапия при ПТСР вследствие переживания разных типов экстремальных ситуаций. Психология выученной беспомощности и механизмы субъективного контроля над ситуацией в контексте проблеме переживания экстремальной ситуации. Сам. работа 3 3 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
Раздел 3. Психология переживания острого горя. Суицидальное поведение.
3.1. Психологические механизмы переживания горя в норме и патологии. Этапы переживания горя.Синдром утраты, горе утраты как процесс: цели и задачи, способы опроизволивания аффекта средствами психологии и культуры. Лекции 3 2 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
3.2. Психологические индикаторы суицидальной настроенности при переживании горя. Психологическое консультирование лиц, находящихся в остром горе на разных этапах. Профилактика суицидального поведения. Практические 3 2 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
3.3. Психотерапия острого горя средствами когнитивно-поведенческой психологии, психологии деятельности и культурно-исторического подхода. Практические 3 2 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
3.4. Групповая кризисная психотерапия.Вина и беспомощность: средства восстановления контроля над ситуацией (опосредствования, саморегуляции психической деятельности). Сам. работа 3 3 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
3.5. Факторы суицидального риска. Социально-демографические Факторы. Индивидуально-психологические факторы. Медицинские факторы. Природные факторы. Сам. работа 3 3 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
3.6. Аффект утраты и саморегуляция. Сам. работа 3 4 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
3.7. Признаки депрессии – сигналы суицидального риска.Мифы и предрассудки, связанные с суицидальным поведением . Сам. работа 3 4 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
3.8. Групповая кризисная психотерапия. Сам. работа 3 4 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
3.9. Экзамен 3 9 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Одинцова М.А., Захарова Н.Л. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Л. Д. Демина и др.]; Психологическая и психофизиологическая устойчивость личности: диагностика, консультирование, коррекция и реабилитация: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.3 Экстремальная психология: Методическая литература Директ-Медиа, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Осухова Н.Г. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях: Академия, 2011
Л2.2 Осухова Н.Г. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. : учебник Академия, 2010
Л2.3 Горшенина Е. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.4 Иванова Е.Н. Конфликтологическое консультирование: учебное пособие Издательство НГТУ, 2012 www.studentlibrary.ru
Л2.5 Е. Г. Суркова Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2008 www.lib.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронно-библиотечная система «Лань» e.lanbook.com
Э2 2. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
4.В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине "Психологическая помощь в экстремальных ситуациях" придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a) Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий.
b) Сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию.
c) Тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d) самостоятельное ознакомление с научной литературой, исследовательскими материалами, интернет-ресурсами,
e) составление терминологических словарей и аннотированных указателей
f) анализ собственного опыта переживания и преодоления кризисных ситуаций, исследование своей профессиональной позиции при работе с кризисными клиентами, осознание ресурсов и резервов в профессиональной деятельности для профилактики эмоционального выгорания
g) анализ (рецензирование) интернет-ресурсов по темам разделя;.
h) При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
i) На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
j) Участвуйте в подготовке рефератов, вступлениях с докладами, выполнении творческих заданий.
5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
При подготовке доклада студенту рекомендуется:
- составить план выступления;
- при изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
- обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
- подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
- время доклада 10 минут;
- после доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
- приветствуется использование электронной презентации;
- предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование