Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_04_ДПИ-234-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 82 | 82 | 82 | 82 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Художественные промыслы Сибири» является раскрытие своеобразия основных видов художественных промыслов и определение их взаимосвязи с русскими художественными традициям на примере наиболее развитых современных центров народного искусства Сибири. Задачи: -развитие творчески активной личности; -знакомство с основными ремеслами Сибири; -раскрытие своеобразия основных видов художественных промыслов; -приобщение к истокам народного искусства; -воспитание интереса к наследию русского народа, как части современной жизни; -воспитание у студентов чувства патриотизма, любви к своей Родине. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-31 | способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности) |
ПК-36 | готовностью к производительному труду |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Иметь представление об истории развития промыслов и современном состоянии художественных промыслов и ремёсел промыслов в Сибири; закономерностях художественного творчества; роли традиций и преемственности в современных достижениях декоративного искусства; о мерах государственной поддержки народных художественных промыслов. Знать историю возникновения традиционных ремесел и промыслов Сибири; основные характерные особенности ремесел и промыслов; географию распространения ремесел и связь с исторически сложившимися традициями; центры народных промыслов, Знать художественные производства, их современное состояние и перспективы развития; особенности изготовления традиционных предметов народного искусства; ремесленную основу творчества; закономерности декоративно-прикладного искусства, как вида художественно-творческой деятельности; своеобразие ремесленных изделий разных областей Сибири. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь анализировать произведения декоративно-прикладного искусства; копировать эскизы произведений народного художественного прикладного творчества; работать с графическими и живописными материалами;создавать эскизы произведений народного художественного прикладного творчества на основе работ мастеров; планировать свою работу и рационально использовать свое рабочее время. Определять вид и давать характеристику изделиям народных промыслов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Иметь навыки научно-исследовательской деятельности; владеть методами творческого исполнения; технологией изготовления изделий народных художественных промыслов; анализа произведения различных видов декоративно – прикладного искусства и народных промыслов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Художественные промыслы как феномен русского народного искусства | ||||||
1.1. | Основные понятия и определения. Декоративно-прикладное искусство, народное творчество, традиция, вариативность, преемственность. Орнамент в народном искусстве. Самодеятельное творчество. Ремесленник, мастер народного искусства, народные художественные промыслы | Лекции | 5 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
1.2. | Художественные промыслы России XVII - XIX вв. Народные художественные промыслы России начала XX в. Советское декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Традиции обработки материалов в художественном ремесле. Художественная обработка дерева. Керамика. Вышивка, ткачество и кружевоплетение. Косторезные и камнерезные промыслы. Лаковая миниатюрная живопись | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
1.3. | Подготовить презентацию по одному из видов традиционного народного искусства России. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
Раздел 2. Народное творчество русского населения Сибири | ||||||
2.1. | Этапы заселения Сибири. Хозяйственная деятельность переселенцев. Обрабатывающая и добывающая промышленность Сибири. Жилищные сибирские постройки. Художественная обработка дерева | Лекции | 5 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
2.2. | Декоративное оформление жилища. Интерьер сибирского дома. Роспись по металлу. Тюменская роспись. Алтайская домовая роспись. Ковроделие. Сибирские ремесла. Кожевенное производство. Текстиль и вышивка. Косторезное искусство. Камнерезное искусство Алтая. Гончарное производство | Практические | 5 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
Раздел 3. Изменение традиционного художественного творчества в контексте современной глобализации культуры Сибири. | ||||||
3.1. | Традиционные промыслы и ремесла в Алтайском крае в конце XX в. ООО "Турина гора". Общественные организации и семейный бизнес в народном декоративно-прикладном искусстве. Проблема профессионализма в современном народном декоративно-прикладном искусстве. Мотивы, сюжеты, темы современных произведений художественных промыслов Алтая. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
3.2. | Влияние культурного туризма на художественный рынок народных промыслов. Анализ художественного рынка народных промыслов и ремесел в Алтайском крае. Фольклорно-мифологические образы в народном декоративно-прикладном искусстве Алтайского края. Традиционная народная игрушка в контексте современной художественной культуры. Современные технологии в художественной обработке древесины. Мастера народного искусства Алтайского края. Мозговой С., Романов В., Наговицина Т., Парфенов А. Гунина А., Замятин В. | Практические | 5 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
Раздел 4. Изготовление изделия в материале | ||||||
4.1. | Изготовление глиняной игрушки-свистульки | Практические | 5 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.2. | Изготовление глиняной куклы | Практические | 5 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.3. | Разработка эскизов росписи куклы | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.4. | Разработка эскизов росписи игрушки-свистульки | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.5. | Плетение плоской куклы из рогоза | Практические | 5 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.6. | Разработка эскизов плоских плетеных кукол | Сам. работа | 5 | 7 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.7. | Плетение объемной куклы из рогоза | Практические | 5 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.8. | Разработка эскизов объемных плетеных кукол | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.9. | Плетение лошадки из соломки | Практические | 5 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.10. | Разработка эскизов плетеных скульптур из соломки | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.11. | Аппликация из соломки | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.12. | Разработка эскизов аппликаций из соломки | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.13. | Изготовление амулета из бересты | Практические | 5 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.14. | Разработка эскизов амулетов из бересты | Сам. работа | 5 | 7 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.15. | Изготовление туеса из бересты | Практические | 5 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.16. | Разработка эскиза декорирования туеса | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.17. | Урало-Сибирская роспись | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.18. | Разработка эскизов Урало-Сибирской росписи | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.19. | Зачёт | Зачет | 5 | 4 | ПК-31, ПК-36 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1.Значение прикладного искусства в жизни человека: духовная и материальная культура 2.Народное искусство - результат творчества многих поколений 3.Художественная традиция как система мировоззрения народных мастеров 4.Назначение образов и символов в русском народном художественном искусстве 5.Художественное искусство Сибири как часть русского народного художественного искусства 6.Наиболее распространенные виды ремесел на территории Сибири 7.Влияние переселенческого движения на формирование и развитие художественных промыслов и ремёсел 8.Художественное оформление жилища и своеобразные технические приёмы художественной обработки дерева 9.Традиции и современные тенденции в художественной обработке кожи 10.Художественные приёмы и стилистические особенности в косторезном промысле 11.Основные центры русской камнерезной промышленности 12.Центры гончарного производства Сибири 13.Стилистические особенности традиционного плетения из природных материалов 14.Урало-сибирская роспись на Алтае 15.Алтайская домовая резьба 16.Центры портновского ремесла и ковроделия 17.Применение новых технологий в художественной обработке природных материалов 18.Влияние культурного туризма на возрождение народных художественных промыслов и ремёсел 19.Развитие сувенирного производства в сфере народного искусства 20.Предприятия местной промышленности в сфере народных художественных промыслов 21.Мастера народного декоративно – прикладного искусства 22.Отличительные особенности самодеятельного и профессионального декоративно-прикладного искусства 23.Семейный бизнес в народном декоративно-прикладном творчестве 24.Сувенирное производство в народном декоративно-прикладном искусстве |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шокорова Л.В. | Художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2014 г. | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шокорова Л. В. | Народное декоративно-прикладное искусство Алтая: Монография | Барнаул: Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Кирюшина Ю. В. | История декоративно-прикладного искусства: (программа курса и методические материалы) | Барнаул: Изд-во АлтГУ,, 2004. | |
Л3.2 | Шокорова Л. В. | Художественные промыслы Сибири: Метод. рекомендации | Изд-во АлтГу, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://top100.rambler.ru/navi/?theme=245%2F316&rgn=81 | |||
Э2 | http://www.bnr.narod.ru/cat/bks/book_2/book_44.html | |||
Э3 | http://elibrary.ru/item.asp?id=11744290 | |||
Э4 | http://www.rukukla.ru/article/9g9/ | |||
Э5 | http://art.ioso.ru/bank2006/geography/geography.htm | |||
Э6 | http://www.ruspromysel.ru/ | |||
Э7 | http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&cd=17 | |||
Э8 | Курс в Moodle «Художественные промыслы Сибири» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Виды ремесла. Виды народных промыслов - http://studbooks.net/1034204/kulturologiya/osnovnye_napravleniya_sohraneniya_promyslov 5. Традиционные ремесла России - https://sites.google.com/site/mirmasterov/tradicionnye-remesla-rossii 6. Народное искусство и этнография - http://www.rybmuseum.ru/ru/collections-all/local-history/24-obshchaya-rus/collections/223-folk-art-and-ethnographic-collections-more |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Одной из основных форм обучения является самостоятельная работа по изготовлению декоративно – прикладных изделий. Объём времени при самостоятельной работе студентов запланирован на закрепление умений и навыков в изготовлении изделий народного декоративно – прикладного искусства. Также в самостоятельную работу входит посещение мастерские мастеров народного искусства, художественные салоны, предприятия по производству художественных изделий. Потому как именно в непосредственном общении с мастерами народного искусства, сохранивших традиции в изготовлении изделий, создаются наиболее благоприятные условия приобщения студентов к истокам народного искусства. Поэтому каждый студент с самого начала занятий должен постоянно практиковаться в закреплении умений и навыков в изготовлении разных видов изделий народного декоративно – прикладного искусства. В противном случае качество изготовления изделий будет отрицательным. Работа урывками не приносит положительных результатов. Особое внимание необходимо уделить подготовке материала к работе. Если возникают вопросы и затруднения по технике и технологии изготовления какого – либо вида изделий, то необходимо обратиться за консультацией к педагогу. Для закрепления знаний, умений и навыков по технологии изготовления отдельных видов народного декоративно – прикладного искусства необходимо посещать мастерские мастеров народного искусства, где мастера могут поделиться каким – либо секретом технологии и непосредственно провести мастер – класс. Например: мастер – класса по изготовлению изделий на гончарном круге; мастер – класса по изготовлению изделий из кости. Также необходимо посещать художественные салоны и предприятия по производству художественных изделий. Потому как именно в непосредственном общении с мастерами народного искусства, сохранивших традиции в изготовлении изделий, создаются наиболее благоприятные условия приобщения студентов к истокам народного искусства. Самостоятельная работа № 1 Подготовка ессе "Мастера народного искусства Алтайского края" Литература: Л1.2 Л2.4 Самостоятельная работа № 2. Изготовление плетёной подставки из соломы Подготовка материала к работе. Изучить и практически отработать основные виды плетения из соломки - спиральное, прямое, плетение плоских и объемных плетенок. Этапы выполнения работы: - изготовление донышка в технике прямого плетения («шахматка»); - изготовление стенки техникой спирального плетения; - сшивание донышка и стенки. ЛИТЕРАТУРА: Л1.2 Л2.4 Самостоятельная работа № 2. Изготовление аппликации из соломы Подготовка материала к работе: солому отсортировать, замочить на 15 минут в горячей воде, разрезать по волокну и разгладить. Изготовить эскиз. Подготовить фон – основу: вырезанный формат из деревоплиты почистить наждачной бумагой и покрыть ровным слоем гуашевыми красками. Фон желательно сделать достаточно тёмным. Соломку наклеить на кальку и вырезать из неё отдельные крупные части и мелкие элементы. Собрать готовые элементы в готовое изделие. ЛИТЕРАТУРА: Л1.1 Л1.2 Л2.3 Занятие № 3. Изготовление туеса из бересты Подготовка материала к работе: пласт бересты очистить от ненужных наростов. Этапы выполнения работы: - подготовка «рубашки» и соединение замком; - оплётка туеса; - декорирование туеса; - изготовление крышки. ЛИТЕРАТУРА: Л1.1 Л1.2 Л2.3 |