Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z37_03_01_Пс-1-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор
1.1. | Целью курса является овладение студентами принципами и содержанием деятельности возрастного психолога; формирование у студентов практических навыков возрастно-психологического консультирования в логике возрастно-нормативных моделей развития человека. Данная цель конкретизируется в ряде задач: • обобщение и структурирование знаний студентов о закономерностях развития в целом, в отдельные возрастные периоды, соотнести основные понятия «Возрастной психологии» с принципами практической работы психолога; • определение специфики психологического консультирования как одного из видов психологической помощи и деятельности практического психолога; • ознакомление студентов с особенностями психологического обследования ре-бенка, с рядом психодиагностических методик, применяемых в ходе диагностического этапа возрастно-психологического консультирования; • формирование у студентов навыков применения конкретных психодиагности-ческих методик в ходе возрастно-психологического консультирования, навыков взаимо-действия с клиентом; • развитие представлений студентов о взаимосвязи особенностей семейного воспитания и психического развития ребенка; • развитие у студентов способности к анализу конкретных проблемных ситуаций консультирования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.23 |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию |
ПК-4 | способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | О возрастно-психологическом консультировании как сфере практики осуществляющей реализацию важнейшей задачи возрастной психологии – контроль за психическим развитием ребенка. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Основные принципы возрастно-психологического консультирования, его специфику по сравнению с другими направлениями практической деятельности психолога, знать особенности каждого из этапов работы с клиентом. Студенты должны уметь прослеживать взаимосвязи возрастно-психологического консультирования с фундаментальными теоретическими дисциплинами, такими, как общая, возрастная и педагогическая психология и психологическое консультирование. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Подбора диагностических методик в соответствии с проблемой клиента, навыками проведения диагностических процедур и анализа полученных результатов, уметь представлять полученные данные в психологическом заключении. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. РАЗДЕЛ 1. Введение в возрастно-психологическое консультирование | ||||||
1.1. | Взаимосвязь возрастной психологии и возрастно-психологического консультирования. | Лекции | 5 | 2 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л2.1 | |
1.2. | Специфика возрастно-психологического консультирования | Сам. работа | 5 | 2 | Л1.5, Л1.4, Л2.1 | |
1.3. | Понятие о психологической информации. | Сам. работа | 5 | 2 | Л1.3, Л2.5, Л1.4, Л2.1 | |
1.4. | Понятие психологической помощи. Сравнительный анализ видов психологической помощи. | Сам. работа | 5 | 2 | Л1.3, Л2.5, Л1.1, Л1.4 | |
1.5. | Понятие о психологической информации. Свойства психологической информации. Критерии достоверности психологической информации | Сам. работа | 5 | 6 | Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.4 | |
Раздел 2. Характеристика этапов возрастно-психологического консультирования | ||||||
2.1. | Этапы возрастного психологического консультирования. | Лекции | 5 | 2 | Л1.3, Л2.5, Л1.4, Л2.1 | |
2.2. | Правила организации времени и места консультации. Возможности клиента и консультанта в выборе места и времени работы. | Сам. работа | 5 | 2 | Л1.3, Л2.4, Л1.4, Л2.1, Л2.3 | |
2.3. | Этические нормы консультирования. | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.4, Л1.2 | |
2.4. | Первый этап – этап сбора первичной информации. Основные задачи консультанта на данном этапе | Сам. работа | 5 | 2 | Л1.3, Л2.4, Л1.4, Л2.1, Л2.3 | |
2.5. | Анализ жалобы, запроса и проблемы клиента. | Сам. работа | 5 | 2 | Л1.3, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3 | |
2.6. | Возможные барьеры общения и пути их преодоления. Правила проведения беседы с родителями. | Сам. работа | 5 | 2 | Л1.3, Л2.5, Л1.4, Л2.1, Л2.3 | |
2.7. | Характеристика диагностического этапа возрастно-психологического консультирования. Основные принципы диагностики психического развития | Практические | 5 | 2 | Л1.3, Л2.5, Л1.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2, Л1.4 | |
2.8. | Основные принципы возрастно-психологической диагностики в отечественной психологии. Структура возраста как основание для построения целостного психологического диагноза. | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.3, Л1.1, Л2.4, Л1.4, Л2.3 | |
2.9. | Понятие «нормы» в психологии развития. | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.1, Л1.5, Л2.4, Л2.3 | |
2.10. | Методы исследования социальной ситуации развития ребенка (генограмма, совместная деятельность, игра, рисунок, лепка в психологической консультации). | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.3, Л2.5, Л2.2, Л1.4, Л2.3 | |
2.11. | Методическое обеспечение этапа диагностического обследования. Классификация диагностических средств психолога-консультанта | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.3, Л2.5, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л2.3 | |
2.12. | Общие рекомендации к построению обследования. Тестовое и клиническое обследование. | Сам. работа | 5 | 2 | Л1.3, Л2.5, Л2.2, Л1.4, Л2.3 | |
2.13. | Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики | Практические | 5 | 2 | Л1.3, Л2.5, Л2.2, Л2.3 | |
2.14. | Схема наблюдения за поведением и деятельностью ребенка в процессе обследования. | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.3, Л2.5, Л1.4, Л2.3 | |
2.15. | Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.3, Л2.5, Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.3 | |
2.16. | Симптоматический, этиологический и типологический уровни психологического диагноза. | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.5, Л1.4, Л2.3 | |
2.17. | Особенности аналитического этапа возрастно-психологического консультирования. Основные принципы анализа полученной информации | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.2, Л2.3 | |
2.18. | Основные «блоки» психологического заключения. Схема составления психологического заключения. | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.3, Л2.5, Л1.4, Л2.3 | |
2.19. | Проблема психологического прогнозирования. | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.3, Л2.5, Л1.5, Л1.4, Л2.1, Л2.3 | |
2.20. | Понятие «условно-вариативного» прогнозирования, его значение для дальнейшей коррекционной работы. | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.3, Л2.5, Л2.4, Л1.4, Л2.1, Л2.3 | |
2.21. | Характеристика заключительного этапа возрастно-психологического консультирования. Содержание итоговой беседы с родителями. | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.3, Л1.5, Л2.4, Л1.4, Л2.1, Л2.3 | |
2.22. | Правила проведения итоговой беседы с родителем. Проблема поиск адекватного языка для сообщения психологического диагноза родителю. | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.3, Л2.4, Л1.4, Л2.1, Л2.3 | |
2.23. | Родительский клуб как форма психологического консультирования. Детско-родительские группы. | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.3, Л2.3 | |
2.24. | Этап коррекционно-развивающей работы. Разработка коррекционно-развивающих программ | Практические | 5 | 2 | Л1.3, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л1.4, Л2.1, Л2.3 | |
2.25. | Общая характеристика формирующих и проектирующих методов в возрастно-психологическом консультировании. Задачи коррекции психического развития ребенка. Формы коррекции. | Сам. работа | 5 | 5 | Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.1, Л2.3 | |
2.26. | Пути коррекции психологических трудностей детей разных возрастных групп. | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.3, Л1.5, Л2.4, Л1.4, Л2.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену: 1. Предмет и задачи возрастно-психологического консультирования. 2. Основные принципы возрастно-психологического консультирования. 3. Формы организации возрастно-психологического консультирования. 4. Общая характеристика этапов возрастно-психологического консультирования. 5. Характеристика первого этапа возрастно-психологического 6. Характеристика второго этапа возрастно-психологического консультирования 7. Характеристика третьего этапа возрастно-психологического консультирования 8. Характеристика четвертого этапа возрастно-психологического консультирования 9. Организация и построение беседы с родителем на разных этапах возрастно-психологического консультирования. 10. Анализ запроса, жалобы и проблемы клиента. 11. Схема сбора анамнеза. 12. Схема наблюдения за деятельностью ребенка в процессе обследования и консультирования. 13. Схема составления психологического заключения. 14. Возможные барьеры в общении в процессе консультирования и их последствия. 15. Психологический диагноз и проблема психологического прогнозирования. 16. Возрастно-нормативный подход в психологическом консультировании. 17. Кризис современного детства. 18. Понятие о психологической информации, ее источниках. 19. Свойства психологической информации. 20. Понятие о психологической задаче. 21. Виды гуманитарной помощи. 22. Психологическая помощь. Виды психологической помощи. 23. Актуальные проблемы детского развития на современном этапе. 24. Критерии эффективности психологического консультирования. 25. Правила проведения первичной и итоговой бесед с родителями. 26. «Родительский клуб» как форма психологического консультирования. 27. Формы коррекции психического развития ребенка. 28. Детско-родительские группы. 29. Типология причин обращения к психологу-консультанту на разных этапах возрастного развития. 30. Специфика возрастно-психологического консультирования, его отличие от других видов психологической помощи. 31. Симптоматический, этиологический и типологический уровни психологического диагноза. 32. Игра как метод изучения нарушений развития. 33. Методы диагностики развития возрастных новообразований и ведущей деятельности. 34. Методы обследования умственного развития. 35. Методы изучения особенностей общения со взрослыми и сверстниками. 36. Методы исследования отношения ребенка к семье. 37. Особенности тестового и клинического обследования. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Основные принципы возрастно-психологического консультирования. 2. Формы организации возрастно-психологического консультирования. 3. Общая характеристика этапов возрастно-психологического консультирования. 4. Характеристика первого этапа возрастно-психологического консультирования – этапа сбора первичной информации. 5. Характеристика второго этапа возрастно-психологического консультирования – этапа диагностического обследования. 6. Характеристика третьего этапа возрастно-психологического консультирования – этапа аналитической работы. 7. Характеристика четвертого этапа возрастно-психологического консультирования – за-ключительного этапа консультирования. 8. Организация и построение беседы с родителем на разных этапах возрастно-психологического консультирования. 9. Анализ запроса, жалобы и проблемы клиента. 10. Схема сбора анамнеза. 11. Принципы возрастно-психологической диагностики. 12. Схема наблюдения за деятельностью ребенка в процессе обследования и консультирова-ния. 13. Схема составления психологического заключения. 14. Правила проведения итоговой беседы с родителем. 15. Возможные барьеры в общении в процессе консультирования и их последствия. 16. Методическое обеспечение этапа диагностического обследования. 17. Психологический диагноз и проблема психологического прогнозирования. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Групповые творческие задания |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Обухова Л.Ф. | Возрастная психология: учеб. для бакалавров | М.: Юрайт, 2012 | |
Л1.2 | Г. В. Бурменская | Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие | М. : [МПСИ], 2007 | |
Л1.3 | М. В. Хозиева | Практикум по возрастно-психологическому консультированию: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2005 | |
Л1.4 | Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. | Возрастно-психологическое консультирование. : | , 2004 | |
Л1.5 | Выготский Л.С. | Психология развития ребенка: | М. : Эксмо, 2003 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гиппенрейтер Ю.Б. | Общаться с ребенком. Как? : | , 1995 | |
Л2.2 | Анастази А. Урбина С | Психологическое тестирование: Учебник | Питер, 2009 | |
Л2.3 | ред. И.В. Дубровина | Психокоррекционная и развивающая работа с детьми.: | , 2000 | |
Л2.4 | И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин | Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия | М. : Академия, 2007 | |
Л2.5 | А. Г. Лидерс | Психологическое обследование семьи: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2006 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. | |||
Э2 | http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
http://www.biblioclub.ru/ • http://www.annualreviews.org/journal/psych - на английском • http://www.sciencemag.org/cgi/collection/psychology - на английском • http://www.springerlink.com/humanities-social-sciences-and-law/books/ - на английском и немецком • http://elibrary.ru/titles.asp - на английском • http://www.springerlink.com/behavioral-science/ - на английском • http://nasledie.enip.ras.ru/unicollections/list.html?id=42033925 • http://psylib.kiev.ua/ • http://azps.ru/ • http://e.lanbook.com | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
ля полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение лекционных занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. 2. При подготовке к семинарским занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов. 4. При работе со списком основной литературы и подготовкой доклада студенту рекомендуется: составить план материала, при изложении материала стремиться воспроизвести содержание простым и понятным языком, чтобы коллеги могли также «ощутить компетентность» по данному вопросу подготовить примеры «из жизни» для иллюстрации ключевых положений доклада время доклада или выступления – 5-6 минут после доклада предполагается время для уточнения возможных неточностей в изложении (вопросы задаются и студентами и преподавателем) Рекомендуется использование наглядности при изложении (таблицы, графики) Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену. 5. Выполнение индивидуальных творческих заданий требует, во-первых осуществление поисковой деятельности по выделенной теме, оформление результатов поиска, а во-вторых представление проделанной работы на практическом занятии. 6. Выполнение групповых творческих заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы. 7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение семинарских и практических занятий |