МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кризисное консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-23- 2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 56
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 56 56 56 56
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Ипполитова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.наук, зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Кризисное консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. НАПРАВЛЕНИЕ 37.04.01 «ПСИХОЛОГИЯ» степень (квалификация) – МАГИСТР ПСИХОЛОГИИ. Утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 104 Программа разработана для очной формы обучения.

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.психол.н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.психол.н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины выступает формирование у студентов представлений о научных подходах, методах исследования, технологиях оказания психологической помощи личности в критических ситуациях и кризисах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
СПК - 2 Способность осуществлять психологическую помощь работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) средствами психологического консультирования и психологического тренинга.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологические основания исследования кризисного состояния и кризисного консультирования; специфику психического функционирования человека и факторы риска деструктивного развития в ситуациях переживания нормативных и ненормативных кризисов, этапы разработки программы кризисного вмешательства, направленных на профилактику деструктивного развития личности и группы в ситуации кризиса.
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать и осуществлять комплексное консультативное воздействие на личность и группу в ситуации переживания нормативных и ненормативных кризисов, разрабатывать программы профилактики деструктивного развития личности и группы в кризисных ситуациях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.системой методов диагностики кризисного состояния и оценки степени риска деструктивного развития личности и группы, технологий индивидуального и группового кризисного консультирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория кризисного консультирования
1.1. Кризисное состояние личности. Лекции 3 2 ПК-5 Л1.1
1.2. Кризисное состояние личности. Сам. работа 3 8 ПК-5 Л1.1
1.3. Типологии кризиса и кризисного состояния. Сам. работа 3 8 ПК-5 Л1.1
1.4. Типологии кризиса и кризисного состояния. Лекции 3 2 ПК-5
1.5. Психологические методы диагностики кризисного состояния. Сам. работа 3 8 ПК-5 Л1.1
Раздел 2. Организация и методы психологической помощи в кризисной ситуации.
2.1. Кризисная интервенция: понятие, основные принципы, методы. Практические 3 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.2. Организация психологического консультирования личности и группы в период кризиса. Практические 3 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.3. Кризисный центр как форма организации индивидуальной и групповой работы с людьми. Сам. работа 3 10 Л1.1
2.4. Кризисный центр как форма организации индивидуальной и групповой работы с людьми. Сам. работа 3 8 Л1.1
Раздел 3. Консультирование клиентов с разными видами кризисов.
3.1. Психологическое консультирование как модель психологической помощи личности и группе при нормативном кризисе. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
3.2. Психологическое консультирование клиентов с различными видами ненормативных кризисов. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
3.3. Психологическое консультирование клиентов как модель психологической помощи в сиутациях нормативных и ненормативных кризисов Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.1
3.4. Зачет 3 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ипполитова Е.А. Психологическая помощь человеку, переживающему кризис: Алт.ГУ, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 Курс в Moodle "Кризисное консультирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины



Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:


1. Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
2. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждение домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
3. Выполнение творческого задания в форме подготовки программы психологической помощи человеку. переживающему определенный тип кризиса.