Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_ЯПП-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 84 | 84 | 84 | 84 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор
1.1. | Формирование знаний об основных направлениях в области востоковедения, расширение общекультурного и профессионального кругозора будущих специалистов в сфере образования и научных исследований. Задачи дисциплины - Сформировать представления о структуре востоковедения, основных компонентах востоковедения как академической науке, области знания и прикладной дисциплине, понимать объекты исследования востоковедения и проблемное поле востоковедения; - Развивать способности проведения элементарных востоковедческих исследований связанных как с общими проблемами развития стран и народов Востока, так и с частными проблемами региона, включая вопросы социально-политического, экономического, исторического религиозного, этнического развития - Познакомить с основными тенденциями развития востоковедения в мире и в России, эволюция основных подходов к странам Востока. - Дать представления о способах, методах и примерах ведения научной дискуссии, а также проведение научного анализа и экспертизы в области востоковедения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ОПК-4 | способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии |
ПК-1 | владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -основные этапы развития мирового востоковедения; - основные этапы развития отечественного востоковедения; - историю развития востоковедения, концептуальным подходам к изучению Востока. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - оценивать качество и содержание информации; - соотносить преемственность и традиции в оценках прошлого востоковедной науки; - определять основные типы и формы развития стран Востока. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук - уровнем знания в области теории и практики аргументации; - практикой излагать получаемую информацию, предлагать и аргументированно обосновывать способы решения взаимоотношений народов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Тема 1 Общие понятия, проблемное поле и предмет изучения востоковедения. Восток как культурно-исторический и географический регион | ||||||
1.1. | Лекции | 1 | 2 | |||
1.2. | Востоковедение как область знаний и как комплексная наука изучения восточных обществ. Предмет изучения востоковедения. Основные составляющие современного востоковедения. Отрасли востоковедения и регионы специализации. Основные методологии, применяемые в востоковедении. Востоковедение как комплексная дисциплина. Отличие востоковедения от смежных областей знаний. Академическое и прикладное востоковедение, их синтез. Основные тенденции развития востоковедения на современном этапе Ориентализм Этика востоковеда и востоковедческих исследований. Толерантность и уважение к культурам. Основные этапы развития представлений о Востоке в западной культуре. Трансформация понятия «Восток», «Азия» и «востоковедение» в истории. Относительность понятия «Запада» и «Востока» в науке и в повседневных представлениях. Противопоставление Запада и Востока и востоковедение как «колониальная наука». Востоковедения как наука и как увлечение, профессиональный и непрофессиональный подходы. | Практические | 1 | 4 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2 |
Раздел 2. Тема 2 Современные методологические основы исследования стран и регионов Востока | ||||||
2.1. | Лекции | 1 | 2 | |||
2.2. | Историко-культурный и этноспецифический подходы как основа востоковедческих исследований. Использование методов историко-экономического анализа и политэкономии. Место вспомогательных методов в востоковедческих исследованиях. Формационный подход. Цивилизационный подход. А. Тойнби, Ф.Бродель. Концепции развития восточных обществ. Марксизм и дискуссия об азиатском способе производства. Концепция евразийства. Дискуссия о развитии науки и цивилизации на Востоке (Дж.Нидэм). Теория «гидравлического» или «ирригационного» государства (К. Виттфогель). Концепция «Центр- периферия» в развитии восточных обществ. Концепции «стагнации Востока», «отставания», зависимого развития и «догоняющего развития» восточных обществ (Монтескье, К. Маркс, М. Вебер, Бродель, Валерстайн, К. Поланьи). Современные концепции развития доиндустриальных обществ на Востока (P. Crone, K. Pomerantz, A. Frank, I. Morris). | Практические | 1 | 4 | Л1.1 | |
Раздел 3. Тема 3 Языки, этносы и народонаселение Азии | ||||||
3.1. | Характерные черты восточных обществ. Традиционализм на Востоке и его содержание. Составление региональной характеристики стран Востока. Основные характеристики: физикогеографические, хозяйственно-климатические, социально-политические, экономические, культурные особенности развитие регионов: - Восточная Азия (Китай, Япония, Корея) - Юго-Восточная Азия - Южная Азия (Индия) - Ближний Восток - Центральная Азия | Практические | 1 | 4 | ||
Раздел 4. Тема 4 Характерные черты восточных обществ и региональные особенности развития | ||||||
4.1. | Понятие этноса. Этнос как культурно-историческая и семиотическая категория на Востоке. Основные этносы и этнические группы в странах Востока. Этносы и субэтносы. Языковые контакты. Взаимосвязь языка и культурных стереотипов. Языковые семьи в Азии. Сино-тибетская, алтайская, аустронезийская. Языковая картина мира на Востоке. Характерные особенности различных групп восточных языков. Паралингвистические особенности восточной культуры и текста. | Практические | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
4.2. | Отражение национальной картины мира в языке. Оппозиция «свой- чужой» в языке как фактор самоидентичности. Необходимость исследования восточных языков. Трансформация форм исследования. Основные филологические школы в восточном языкознании. Народонаселение современного Востока. Гендерная структура и особенности современной Азии. Урбанизация. Азиатские диаспоры | Сам. работа | 1 | 40 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.2 |
Раздел 5. Тема 5 Общество и религия на Востоке | ||||||
5.1. | Религиозная картина мира и Восток. Основные религиозные системы стран Востока. Конфуцианство, даосизм. Синтоизм. Буддийский культурный регион. Ислам и исламское общество. Индуизм и его течения. Сектантство и религиозные культы в странах Востока. Народные религии. Миссионерство, прозелитизм и восприятие христианства в странах Востока. | Практические | 1 | 4 | Л1.1 | |
5.2. | Сравнительный анализ: структура религиозного сознания в восточной и западных культурах. Понятия трансцендентального опыта, допустимость и формы общения с высшими силами. Духи, божества и взаимоотношения с ними. Восприятие человека в религиозных традициях Востока. Религиозный фактор в политической доктрине восточных государств. Народноосвободительные и протестные движение под религиозными лозунгами на Востоке. Свобода вероисповедования и религиозные конфликты в странах Востока. | Сам. работа | 1 | 44 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Дисциплина обеспечена ФОС, см. Приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Дисциплина обеспечена ФОС, см. Приложения |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Дисциплина обеспечена ФОС, см. Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лисевич, И.С. | Мозаика древнекитайской культуры : избранное / И. С. Лисевич ; [сост. Н. И. Фомина ; отв. ред. О. Е. Непомнин] ; РАН, Ин-т востоковедения. - : | М. : Вост. лит. РАН, , 2010. | |
Л1.2 | Международные отношения в Центральной Азии: история и современность: материалы науч. конф./ АлтГУ, Исторический факультет, Кафедра востоковедения, Алтайский центр востоковедных исследований; ред.: И. В. Анисимова, Ю. А. Лысенко.: | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2008 | ||
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | сост.: Гордиенко Д.В. | Северо-восточная Азия: региональные измерения безопасности и российско-китайское сотрудничество: | М., 2014 | |
Л2.2 | Иванова И.С. | Социально-экономическая география Зарубежной Азии. Юго-Восточная Азия: учебное пособие | ГФ МГУ, 2005 | www.geogr.msu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Зеленев Е. И., Касевич В. Введение в востоковедение. Общий курс. Каро, 2011. | nashol.com | ||
Э2 | Страны и народы Востока / Вып. XXXV: коллекции, тексты и их «биографии» / Под ред. И.Ф.Поповой, Т.Д.Скрынниковой. М.: Наука - Восточная литература, 2014. 439 с. | doc.knigi-x.ru | ||
Э3 | Сайт Института Востоковедения РАН | http://www.ivran.ru School of Oriental | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
не предусмотрено | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Посещение лекций и семинаров является обязательным и отдельно оценивается преподавателем. Изучение тем проводится на семинарах по регионально-культурному принципу (Ближний Восток, Китай, Корея, Япония). Руководитель семинарских занятий отдельно указывает вопросы, и темы, выносимые на семинарские занятия, а также необходимую литературу. При подготовке выступления необходимо обратить особое внимание на современную периодику (научные журналы), в том числе на иностранных языках; соблюдать научный стиль изложения с опорой на современные научные подходы, концепции и теории. При работе над рефератами студенты решают задачу научиться изучать научный текст, использовать научную транслитерацию, должным образом оформлять свою работу в соответствии с рекомендациями своих научных руководителей. |