Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-5-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (10) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 11 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, к.псх.н., доцент
1.1. | Цели курса: • обеспечить комплексное представление о социальных, психологических и биологических изменениях, происходящих в процессе формирования психологической зависимости. Представить социально-психологические и биологические аспекты жизнеосуществления лиц с психологической аддикцией. • представить анализ социально-психологических изменений, связанных с психологической аддикцией. Задачи курса: • рассмотреть теоретико-методологические основы психологии аддикций, основы психокоррекционной работы с лицами с психологической аддикцией; • рассмотреть основные формы аддиктивного поведения, этапы и механизмы формирования зависимости от аддиктивных веществ. психологические характеристики представителей с разными типами психологических аддикций; • получить знания об основных путях профилактики аддиктивного поведения, а также лечения и реабилитации лиц с аддиктивными расстройствами; об основных путях законодательного егулирования распространения наркотизма среди молодежи; • освоить особенности профилактической работы с лицами с психологической аддикцией; • должны приобрести навыки основных стратегий поведения при подозрении на употребление аддиктивных веществ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09 |
ПК-15 | способностью осуществлять диагностику проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбирать адекватные формы, методы и программы коррекционных мероприятий |
ПК-22 | способностью готовить научные отчеты, обзоры, публикации и рекомендации по результатам выполненных исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | О научных подходах в области психологической помощи в ситуации насилия на основе междисциплинарного подхода, сочетающего элементы социологического, психологического и биологического анализа. • должны знать основные вида насилия, цикл наслили; • должны знать основные признаки насильственного поведения, специфику насилия в отношении детей, женщин, мужчин, пожилых людей |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • должны уметь самостоятельно распознавать проявления насилия, должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков сопротивления насильственному поведению. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Психологической помощи в ситуации насилия. Должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков ненасильственного поведения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психологическая помощь в ситуации насилия | ||||||
1.1. | Конфликт, насилие, жестокое обращение | Лекции | 10 | 2 | ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Конфликт, насилие, жестокое обращение | Практические | 10 | 2 | ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Насилие в семье. Исторические корни проблемы. Насиливе в отношении женщин, мужчин, пожилых людей. | Практические | 10 | 2 | ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Насилие в семье. Исторические корни проблемы. Насиливе в отношении женщин, мужчин, пожилых людей. | Сам. работа | 10 | 4 | ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Насилие в семье. Цикл наслия в семье. Психологический портрет жертвы и агрессора. | Лекции | 10 | 2 | ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Насилие в семье. Цикл наслия в семье. Психологический портрет жертвы и агрессора. | Сам. работа | 10 | 4 | ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Насилие в отношении детей | Лекции | 10 | 2 | ПК-15 | Л2.2, Л1.1 |
1.8. | Физическое насилие в отношении детей | Лекции | 10 | 2 | ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Физическое насилие в отношении детей | Практические | 10 | 2 | ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Физическое насилие в отношении детей | Сам. работа | 10 | 4 | ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Психологическое насилие над детьми | Лекции | 10 | 2 | ПК-15 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Психологическое насилие над детьми | Практические | 10 | 2 | ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Психологическое насилие над детьми | Сам. работа | 10 | 4 | ПК-15 | Л2.2, Л1.1 |
1.14. | Пренебрежение нуждами ребенка, как фоорма насилия | Практические | 10 | 2 | ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Пренебрежение нуждами ребенка, как фоорма насилия | Сам. работа | 10 | 4 | ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.16. | Сексуальное насилие над детьми и его последствия | Лекции | 10 | 2 | ПК-15 | Л2.2, Л1.1 |
1.17. | Сексуальное насилие над детьми и его последствия | Практические | 10 | 2 | ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.18. | Сексуальное насилие над детьми и его последствия | Сам. работа | 10 | 4 | ПК-15 | Л2.2, Л1.1 |
1.19. | Насилие на стадии свиданий | Практические | 10 | 2 | ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.20. | Насилие на стадии свиданий | Сам. работа | 10 | 4 | ПК-15 | Л2.2, Л1.1 |
1.21. | Буллинг и моббинг | Практические | 10 | 2 | ПК-15 | Л2.2, Л1.1 |
1.22. | Буллинг и моббинг | Сам. работа | 10 | 4 | ПК-15 | Л2.2, Л1.1 |
1.23. | Психологическая помощь и поддержка в ситуации насилия | Лекции | 10 | 2 | ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.24. | Психологическая помощь и поддержка в ситуации насилия | Практические | 10 | 6 | ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.25. | Психологическая помощь и поддержка в ситуации насилия | Сам. работа | 10 | 4 | ПК-15 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Меновщиков В. | Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями: | М.: Смысл, 2012 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Пезешкиан, Носсрат | Психосоматика и позитивная психотерапия. Межкультурные и междисциплинарные аспекты на примере 40 историй болезней: | Москва, 2006 | |
Л2.2 | Хухлаева О.В. | Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э2 | http://e.lanbook.com | |||
Э3 | Курс в Moodle "Психологическая помощь в ситуации насилия" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. 2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов. 4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы. 5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование. |