Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 10 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_РЯИ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | 4 (7) | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | 18,5 | 19,5 | |||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 46 | 46 | 48 | 48 | 32 | 32 | 126 | 126 |
Сам. работа | 98 | 98 | 24 | 24 | 112 | 112 | 234 | 234 |
Итого | 144 | 144 | 72 | 72 | 144 | 144 | 360 | 360 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой проф., д.ф.н. Дмитриева Л.М.
1.1. | Цели курса «Развитие речи»: -способствовать более прочному и сознательному усвоению иностранными студентами норм неродного языка, содействовать развитию речи студентов; - совершенствовать у них навыки лингвистического анализа; - повышать уровень языкового развития иностранных студентов; - обогащать словарный запас обучающихся. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-12 | способностью к пониманию социальной значимости своей будущей профессии, владением высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности |
ОПК-9 | готовностью преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения |
ПК-17 | способностью моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - усвоение студентами способов выражения различных коммуникативных намерений говорящего в разговорной речи. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - активизация способности формулировать мысли на русском языке в процессе общения на различные темы; - формирование способности адекватно «применять» имеющиеся у студентов знания в области русского синтаксиса в разговорной речи; - активизация использования разноуровневых языковых средств в конкретных ситуациях речевого общения («соединение» теории с практикой); использование «разговорных» слов и выражений. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - расширение словарного запаса (изучение новой лексики, относящейся к отдельным лексико-семантическим группам); - свободное использование в речи устойчивых словосочетаний и фразеологических оборотов; - развитие письменной речи студентов: способность распознавать особенности жанра текста и создавать собственный письменный текст, соблюдая стилистические требования жанра. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Давайте познакомимся | ||||||
1.1. | Давайте познакомимся. Расскажите о себе. Где вы учитесь? Расскажите о своей семье. | Лабораторные | 5 | 6 | ПК-17 | Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Рассказ о своей семье | Сам. работа | 5 | 14 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. В магазине | ||||||
2.1. | Магазин. Что где можно купить? В продовольственном магазине. В хозяйственном магазине. | Лабораторные | 5 | 6 | ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Разговор в магазине: устная речь в данной ситуации | Сам. работа | 5 | 18 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Жизнь в общежитии. Занятия в университете. | ||||||
3.1. | Жизнь в общежитии. Занятия в университете. | Лабораторные | 5 | 6 | ПК-17 | Л2.2 |
3.2. | Режим дня. Питание в столовой, в кафе. | Лабораторные | 5 | 6 | ПК-17 | Л2.1 |
3.3. | Различные ситуации бытового общения | Сам. работа | 5 | 12 | ||
3.4. | Структура университета: деканат. | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-17 | |
3.5. | Различные ситуации бытового общения | Сам. работа | 5 | 14 | ||
Раздел 4. Жизнь в городе | ||||||
4.1. | Путешествие. Выбор маршрута. Поездка на поезде. Полет на самолете. | Лабораторные | 5 | 6 | ПК-17 | Л2.2 |
4.2. | Средства передвижения. Городской транспорт. Как добраться? | Лабораторные | 5 | 6 | ПК-17 | Л1.1, Л2.2 |
4.3. | Посещение поликлиники: у врача. | Лабораторные | 5 | 6 | ПК-17 | Л1.1 |
4.4. | Различные ситуации бытового общения | Сам. работа | 5 | 20 | ||
4.5. | Различные ситуации бытового общения | Сам. работа | 5 | 20 | Л1.1 | |
Раздел 5. Вопрос-ответ в речи | ||||||
5.1. | Вопрос. Обороты, заменяющие обращение. Вопрос-предположение. Просьба к собеседнику выяснить то, что мы предполагаем. вопрос о том, имеет/имел ли место данный факт. | Лабораторные | 6 | 10 | ОК-12, ОПК-9 | Л1.2 |
5.2. | Некоторые способы ответа на общий вопрос. Утвердительный ответ. Отрицательный ответ. Указание на отсутствие информации, необходимой для ответа на вопрос. | Лабораторные | 6 | 8 | ОПК-9 | |
5.3. | Вопрос-ответ. Выяснение мнения о ком-либо / о чем-либо и ответ на такой вопрос. Вопрос об оценке ситуации. | Лабораторные | 6 | 8 | ОПК-9, ПК-17 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 6. Сообщение и реакция на сообщение | ||||||
6.1. | Установление контакта с собеседником (обороты, заменяющие обращение). непосредственная реакция на сообщение. Побуждение к продолжению разговора, к более подробному изложению информации. | Лабораторные | 6 | 8 | ПК-17 | Л2.2 |
6.2. | Привлечение особого внимания, возбуждение интереса к сообщаемому факту. | Лабораторные | 6 | 8 | ПК-17 | Л1.1 |
6.3. | Различные ситуации бытового общения | Сам. работа | 6 | 24 | Л1.2 | |
6.4. | Введение «попутного» замечания, «переключение» на другую тему, возвращение к прежней теме беседы | Лабораторные | 6 | 6 | ПК-17 | |
Раздел 7. Оценка ситуации | ||||||
7.1. | Указание на необычность, удивительность факта. характеристика ситуации как самой обычной, не отличающейся ничем особенным. выражение уверенности, что в данной ситуации иначе и не может/не могло быть. | Лабораторные | 7 | 2 | ОК-12, ПК-17 | Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Подчеркнутое указание на очевидность факта. Указание на то, что у говорящего было другое представление о названном факте, что ему трудно поверить в реальность такого факта. | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-17 | Л1.2 |
7.3. | Оценка передаваемой информации в плане ее очевидности, достоверности, объективности. | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-17 | Л2.1, Л1.2 |
7.4. | Различные ситуации бытового общения | Сам. работа | 7 | 12 | Л2.2 | |
Раздел 8. Побуждение к действию и ответ на него | ||||||
8.1. | Различные ситуации бытового общения | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-9, ПК-17 | Л2.2 |
Раздел 9. Присоединение к сказанному дополнительной информации о чем-либо аналогичном. | ||||||
9.1. | Указание на сходство событий, на совпадение, подобие их особенностей. | Лабораторные | 7 | 2 | ||
9.2. | Различные ситуации бытового общения | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-9, ПК-17 | Л1.2 |
9.3. | Различные ситуации бытового общения | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-9, ПК-17 | |
9.4. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-9, ПК-17 | Л2.1, Л2.2 |
Раздел 10. Продуцирование монологического высказывания объяснительного типа | ||||||
10.1. | Монологическая речь: интерпретация предложенного высказывания по проблеме профессионального или социально-культурного характера. | Лабораторные | 7 | 6 | ОПК-9 | Л1.2 |
10.2. | Развитие способностей создавать грамотные высказывания (устно - письменно) | Сам. работа | 7 | 12 | ОК-12 | Л2.2 |
10.3. | Развитие способностей создавать грамотные высказывания (устно - письменно) | Сам. работа | 7 | 8 | Л1.3 | |
10.4. | Передача содержания прочитанного/прослушанного текста, выражение своего отношения к затрагиваемым проблемам | Лабораторные | 7 | 8 | ОПК-9 | Л2.1 |
10.5. | Монологическое высказывание на профессиональные и социально-культурные темы | Лабораторные | 7 | 6 | ОПК-9 | Л2.1, Л1.3 |
10.6. | Развитие способностей создавать грамотные высказывания (устно - письменно) | Сам. работа | 7 | 12 | ||
10.7. | Исправление в предложенных контекстах лексических и грамматических ошибок, комментарий к своим исправлениям. | Лабораторные | 7 | 4 | Л2.1 | |
10.8. | Развитие способностей создавать грамотные высказывания (устно - письменно) | Сам. работа | 7 | 12 | Л2.1, Л1.2, Л1.3 | |
10.9. | Участие в диалогах и полилогах разного типа | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-9 | Л1.2, Л1.3 |
10.10. | Подготовка к экзамену | Сам. работа | 7 | 20 | ОК-12, ОПК-9, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.ФОС по дисциплине находится в Приложениях |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н. И. Бондарь, С. А. Лутин | Как спросить? Как сказать?: пособие по развитию речи для изучающих рус. яз. как иностранный | М.: Русский язык. Курсы, 2006 | |
Л1.2 | Баско Н.В. | Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику: учебное пособие | М.: Русский язык. Курсы, 2013 | |
Л1.3 | В. Е. Антонова, М. М. Нахабина, А. А. Толстых | Дорога в Россию: учеб. рус. яз.( второй уровень): [в 2 т.]: учебник | СПб.: Златоуст. Т. 2., 2009 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Крючкова Л.С. | Говорим по-русски без переводчика: интенсивынй курс. Учебное пособие : учебное пособие | М.: Флинта, 2017// ЭБС «Лань», 2017 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Аннушкин В.И. | Знакомиться легко, расставаться трудно: | М.: Флинта, 2017 // ЭБС «Лань», 2017 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Учим русский. Диалоги. | rus.lang-study.com | ||
Э2 | РКИ для всех | www.youtube.com | ||
Э3 | Примеры диалогов по русскому языку | ycilka.net | ||
Э4 | Полезные диалоги. Знакомство. | www.lingq.com | ||
Э5 | Диалог на русском языке «В магазине» | ycilka.net | ||
Э6 | Учим русский. Диалог «Запись на прием к врачу» | rus.lang-study.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
не предусмотрено | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Формы контроля На занятиях: устный опрос В течение каждого семестра: контрольные работы, сочинения по теме, изложения, диктант. В конце каждого семестра: итоговый контроль: Письменно: тестовые задания по темам, изученным за семестр + творческое задание (письменные ответы на вопросы). Устно: подготовленный рассказ (темы за семестр). Самостоятельная работа студентов: Подготовка к лабораторным занятиям, включающая в себя: - чтение и перевод текстов со словарем, - заучивание новых слов и выражений, - подготовка устных ответов на заданные к тексту вопросы, - написание сочинения на заданную тему, - повторение пройденного материала в процессе подготовки к контрольной работе; - подготовка к экзамену. Контроль самостоятельной работы - текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лабораторных занятиях; - промежуточный контроль по окончании изучения определенного раздела курса; - итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена. Формы контроля самостоятельной работы - устный опрос; - результаты написания контрольной работы по теме; - проверка сочинения по теме. |