Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_РЯИ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | 13 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 20 | 20 | 22 | 22 | 42 | 42 |
Сам. работа | 52 | 52 | 14 | 14 | 66 | 66 |
Итого | 72 | 72 | 36 | 36 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Дмитриева Л.М.
1.1. | Усовершенствовать языковую подготовку, организующую речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными в учебно-научной и собственно-профессиональной коммуникации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-5 | владением основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста |
ОПК-6 | владением основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста |
ПК-17 | способностью моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Структуру коммуникативной ситуации, специфику речевых стратегий и тактик в разных ситуациях общения; приемы формирования коммуникативного контекста; нормы и правила невербальной коммуникации профессионального общения (деловое пространство и время). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Выстраивать диалог в соответствии с коммуникативным контекстом, прогнозировать и нейтрализовать коммуникативные неудачи; подготовить и провести публичное выступление, деловую и научную беседу, принять участие в дискуссии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Вербальными и невербальными средствами реализации коммуникативных намерений; навыками стилистического и нормативного самоконтроля; нормами построения и языкового оформления научных текстов разных жанров (курсовой проект, диссертационная работа). |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Особенности современного русского языка | ||||||
1.1. | Понятие язык. Основные функции. | Лабораторные | 7 | 4 | Л2.2 | |
1.2. | Понятие язык. Основные функции. Литературный и национальный языки. | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-5 | Л2.2 |
1.3. | Нормы современного русского литературного языка. | Лабораторные | 7 | 4 | Л2.2 | |
1.4. | Нормы современного русского литературного языка. | Сам. работа | 7 | 32 | Л1.1, Л2.2 | |
1.5. | Функциональные стили русского литературного языка. | Лабораторные | 7 | 4 | Л2.2 | |
1.6. | Функциональные стили русского литературного языка. | Сам. работа | 7 | 20 | Л2.2 | |
1.7. | Особенности написание диссертационного исследования. | Лабораторные | 7 | 4 | Л2.1 | |
1.8. | Аннотация научной статьи. | Лабораторные | 8 | 8 | Л2.1 | |
1.9. | Аннотация научной статьи. | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-6 | Л2.1 |
1.10. | Становление стилистики как особой научной лингвистической дисциплины. Стилистические ресурсы русского языка | Лабораторные | 8 | 6 | ||
1.11. | Понятие стилистической нормы. О соотношении стилистических и речевых ошибок в практике русского языка. | Лабораторные | 8 | 8 | ||
1.12. | Характеристика функциональных стилей русского языка | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-6 | Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Предусмотрены доклады по темам: 1.Три основных этапа становления русского литературного языка. 2.Стилистические фигуры как средства речевой выразительности. 3.Оформление диссертационного исследования в соответствии с Государственным стандартом РФ. 4.Ошибки при аннотировании. 5.Особенности публичного выступления. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дьяченко И.Н., василенко Т.Н. | Словари и культура : метод. указания для студентов специализации "Зарубежная филология" : метод. указания | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/600 |
Л1.2 | М. Б. Будильцева [и др.] | Контрольные тесты к курсу "Культура русской речи" для иностранных студентов: | М.: Русский язык. Курсы, 2013 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кузнецов И.Н. | Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ: | Москва : Дашков и К, 2016 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Рогова К.А., Вознесенская И.М., Хорохордина О.В., Колесова Д.В. | Русский язык. Учебник для продвинутых.: | СПб.: Златоуст, 2016 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Н.С. Валгина, И.Б. Голуб, Г.В. Векшин Методическое руководство по изучению дисциплины "Практическая и функциональная стилистика русского языка" | www.hi-edu.ru | ||
Э2 | «Практическая стилистика русского языка. Лексика» Общее понятие о практической стилистике. Упражнения | gigabaza.ru | ||
Э3 | Мартирян Н.И. Сборник заданий по стилистике и культуре речи современного русского языка. Ереван, 2015 | ijevanlib.ysu.am | ||
Э4 | Голуб Ирина Упражнения по стилистике русского языка | www.e-reading.club | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
не предусмотрено | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для успешного изучения дисциплины необходимо в обязательном порядке посещать практические занятия, тщательно конспектировать обсуждаемый материал и правильно организовывать самостоятельную работу. Практические занятия способствуют углубленному изучению наиболее сложных проблем изучаемой дисциплины и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На практических занятиях студенты учатся грамотно грамматически и лексически излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, осуществлять диалогические высказывания в рамках заданной темы, а также выполнять практические задания по темам и разделам дисциплины. В качестве важного компонента обучения иностранному языку выделяются учебные умения у студентов, необходимые для успешной учебной деятельности: -обобщать полученную информацию; -оценивать прослушанное и прочитанное; -фиксировать основное содержание сообщений, формулировать устно и письменно основную идею сообщения; -подготовить и представить сообщение, доклад, презентацию; -работать в паре, в группе, взаимодействуя друг с другом; -пользоваться реферативными и справочными материалами; -пользоваться словарями различного характера. Признаки сформированности компетенций: Студент - - знает стили русского языка, правила употребления различных стилей в типических речевых ситуациях и контекстах повседневного речевого общения. Способен провести стилистический анализ текста: выявить лексические, грамматические и синтаксические особенности, характерные для данного стиля. Владеет представлением о функциональных особенностях употребления различных стилей русского языка. - знает условия использования стилей русской речи в зависимости от обстановки общения и цели высказывания; Умеет составить небольшое письменное сообщение в деловом и публицистическом стиле. Владеет способностью различать литературный и разговорный стили – лексические единицы, специфические грамматические формы и синтаксические конструкции. - знает фонетические и грамматические нормы русского литературного языка; Умеет составлять устные высказывания и письменные тексты, соответствующие правилам и нормам стилистики. Владеет способностью находить в тексте и исправлять некоторые стилистические ошибки: грамматические и синтаксические. - знает понятие «стилистические синонимы». Умеет выражать свои мысли в зависимости от контекста общения (официальный – неофициальный регистры общения). Владеет способностью переводить тексты разных стилей речи. - знает стилистические характеристики использования различных языковых средств. Умеет провести анализ текста с точки зрения его стилевой принадлежности. Владеет представлением о выразительных возможностях лексических единиц в художественной речи. Для зачета по дисциплине студент должен пройти тестирование и ответить минимально 60% правильно. |