МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практическая стилистика русского языка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 19,5 13
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 20 20 22 22 42 42
Сам. работа 52 52 14 14 66 66
Итого 72 72 36 36 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Сорокина М.О.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Практическая стилистика русского языка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., профессор Дмитриева Л.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Дмитриева Л.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Усовершенствовать языковую подготовку, организующую речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными в учебно-научной и собственно-профессиональной коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 владением основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста
ОПК-6 владением основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста
ПК-17 способностью моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Структуру коммуникативной ситуации, специфику речевых стратегий и тактик в разных ситуациях общения; приемы формирования коммуникативного контекста; нормы и правила невербальной коммуникации профессионального общения (деловое пространство и время).
3.2.Уметь:
3.2.1.Выстраивать диалог в соответствии с коммуникативным контекстом, прогнозировать и нейтрализовать коммуникативные неудачи; подготовить и провести публичное выступление, деловую и научную беседу, принять участие в дискуссии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Вербальными и невербальными средствами реализации коммуникативных намерений; навыками стилистического и нормативного самоконтроля; нормами построения и языкового оформления научных текстов разных жанров (курсовой проект, диссертационная работа).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности современного русского языка
1.1. Понятие язык. Основные функции. Лабораторные 7 4 Л2.2
1.2. Понятие язык. Основные функции. Литературный и национальный языки. Лабораторные 7 4 ОПК-5 Л2.2
1.3. Нормы современного русского литературного языка. Лабораторные 7 4 Л2.2
1.4. Нормы современного русского литературного языка. Сам. работа 7 32 Л1.1, Л2.2
1.5. Функциональные стили русского литературного языка. Лабораторные 7 4 Л2.2
1.6. Функциональные стили русского литературного языка. Сам. работа 7 20 Л2.2
1.7. Особенности написание диссертационного исследования. Лабораторные 7 4 Л2.1
1.8. Аннотация научной статьи. Лабораторные 8 8 Л2.1
1.9. Аннотация научной статьи. Сам. работа 8 6 ОПК-6 Л2.1
1.10. Становление стилистики как особой научной лингвистической дисциплины. Стилистические ресурсы русского языка Лабораторные 8 6
1.11. Понятие стилистической нормы. О соотношении стилистических и речевых ошибок в практике русского языка. Лабораторные 8 8
1.12. Характеристика функциональных стилей русского языка Сам. работа 8 8 ОПК-6 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Предусмотрены доклады по темам:
1.Три основных этапа становления русского литературного языка.
2.Стилистические фигуры как средства речевой выразительности.
3.Оформление диссертационного исследования в соответствии с Государственным стандартом РФ.
4.Ошибки при аннотировании.
5.Особенности публичного выступления.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дьяченко И.Н., василенко Т.Н. Словари и культура : метод. указания для студентов специализации "Зарубежная филология" : метод. указания Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/600
Л1.2 М. Б. Будильцева [и др.] Контрольные тесты к курсу "Культура русской речи" для иностранных студентов: М.: Русский язык. Курсы, 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ: Москва : Дашков и К, 2016 e.lanbook.com
Л2.2 Рогова К.А., Вознесенская И.М., Хорохордина О.В., Колесова Д.В. Русский язык. Учебник для продвинутых.: СПб.: Златоуст, 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Н.С. Валгина, И.Б. Голуб, Г.В. Векшин Методическое руководство по изучению дисциплины "Практическая и функциональная стилистика русского языка" www.hi-edu.ru
Э2 «Практическая стилистика русского языка. Лексика» Общее понятие о практической стилистике. Упражнения gigabaza.ru
Э3 Мартирян Н.И. Сборник заданий по стилистике и культуре речи современного русского языка. Ереван, 2015 ijevanlib.ysu.am
Э4 Голуб Ирина Упражнения по стилистике русского языка www.e-reading.club
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного изучения дисциплины необходимо в обязательном порядке посещать практические занятия, тщательно конспектировать обсуждаемый материал и правильно организовывать самостоятельную работу. Практические занятия способствуют углубленному изучению наиболее сложных проблем изучаемой дисциплины и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов.
На практических занятиях студенты учатся грамотно грамматически и лексически излагать проблемы, свободно высказывать
свои мысли и суждения, осуществлять диалогические высказывания в рамках заданной темы, а также выполнять практические задания по темам и разделам дисциплины. В качестве важного компонента обучения иностранному языку выделяются учебные умения у студентов, необходимые для успешной учебной деятельности:
-обобщать полученную информацию;
-оценивать прослушанное и прочитанное;
-фиксировать основное содержание сообщений, формулировать устно и письменно основную идею сообщения;
-подготовить и представить сообщение, доклад, презентацию;
-работать в паре, в группе, взаимодействуя друг с другом;
-пользоваться реферативными и справочными материалами;
-пользоваться словарями различного характера.

Признаки сформированности компетенций:
Студент -
- знает стили русского языка, правила употребления различных стилей в типических речевых ситуациях и контекстах повседневного речевого общения.
Способен провести стилистический анализ текста: выявить лексические, грамматические и синтаксические особенности, характерные для данного стиля.
Владеет представлением о функциональных особенностях употребления различных стилей русского языка.
- знает условия использования стилей русской речи в зависимости от обстановки общения и цели высказывания;
Умеет составить небольшое письменное сообщение в деловом и публицистическом стиле.
Владеет способностью различать литературный и разговорный стили – лексические единицы, специфические грамматические формы и синтаксические конструкции.
- знает фонетические и грамматические нормы русского литературного языка;
Умеет составлять устные высказывания и письменные тексты, соответствующие правилам и нормам стилистики.
Владеет способностью находить в тексте и исправлять некоторые стилистические ошибки: грамматические и синтаксические.
- знает понятие «стилистические синонимы».
Умеет выражать свои мысли в зависимости от контекста общения (официальный – неофициальный регистры общения).
Владеет способностью переводить тексты разных стилей речи.
- знает стилистические характеристики использования различных языковых средств.
Умеет провести анализ текста с точки зрения его стилевой принадлежности.
Владеет представлением о выразительных возможностях лексических единиц в художественной речи.

Для зачета по дисциплине студент должен пройти тестирование и ответить минимально 60% правильно.