МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в лингвистике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильПеревод и переводоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_ПиП-4-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 19 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 0 0 24 24 24 24
Практические 24 24 0 0 24 24
Сам. работа 48 48 57 57 105 105
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Карпухина Виктория Николаевна

Рецензент(ы):
д.ф.н., доцент, Осокина Светлана Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в лингвистике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 20.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 20.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью учебной дисциплины ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛИНГВИСТИКЕ является подготовка бакалавра филологии, владеющего навыками использования современных компьютерных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума
ОПК-11 владением навыками работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией
ОПК-12 способностью работать с различными носителями информации, распределенными базами данных и знаний, с глобальными компьютерными сетями
ОПК-13 способностью работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач
ОПК-14 владением основами современной информационной и библиографической культуры
ОПК-20 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-лингвистических технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые принципы культурного релятивизма и этические нормы, предполагающие отказ от этноцентризма,
базовые методы и способы корректуры, редактирования, трансформирования текста,
базовые типы различных носителей информации, распределенных баз данных и знаний, глобальных компьютерных сетей,
базовые принципы работы с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач,
базовые принципы современной информационной и библиографической культуры,
базовые типы задач профессиональной деятельности с применением иноформационно-лингвистических технологий
3.2.Уметь:
3.2.1.руководствоваться базовыми принципами культурного релятивизма и этические нормы, предполагающие отказ от этноцентризма,
работать с компьютером как средством получения, обработки и иуправления информацией самостоятельно,
работать с базовыми типами различных носителей информации, распределенных баз данных и знаний, глобальных компьютерных сетей,
работать с базовыми электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач,
применять на практике базовые принципы современной информационной и библиографической культуры,
решать базовые типы задач профессиональной деятельности с применением иноформационно-лингвистических технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с базовыми принципами культурного релятивизма и этические нормы, предполагающие отказ от этноцентризма,
работы с компьютером как средством получения, обработки и иуправления информацией самостоятельно,
работы с базовыми типами различных носителей информации, распределенных баз данных и знаний, глобальных компьютерных сетей,
базовыми навыками работы с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач,
базовыми навыками применения принципов современной информационной и библиографической культуры,
решения базовых типов задач профессиональной деятельности с применением иноформационно-лингвистических технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Пакет Microsoft Office. Редактирование текста.
1.1. Пакет Microsoft Office. Редактирование текста. Практические 1 24 ОПК-11, ОПК-12, ОПК-20 Л1.1, Л2.1
1.2. Пакет Microsoft Office. Редактирование текста. Сам. работа 1 48 ОК-2, ОПК-11, ОПК-12, ОПК-13, ОПК-14, ОПК-20 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Базы данных. Поисковые системы.
2.1. Базы данных. Поисковые системы. Лабораторные 2 24 ОК-2, ОПК-11, ОПК-12, ОПК-13, ОПК-14, ОПК-20 Л1.1, Л2.1
2.2. Базы данных. Поисковые системы. Сам. работа 2 57 ОК-2, ОПК-11, ОПК-12, ОПК-13, ОПК-14, ОПК-20 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Исакова А.И., Исаков М.Н. Информационные технологии. Учебное пособие: Томск: Эль Контент / Университетская библиотека Online, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щипицина, Л.Ю. Информационные технологии в лингвистике : учебное пособие Флинта; ЭБС ЛАНЬ, 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационные технологии в лингвистике slovari.yandex.ru
Э2 Информационные технологии в лингвистике linguists.narod.ru
Э3 Информационные технологии в лингвистике lomonosov-msu.ru
Э4 Информационные технологи в лингвистике elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2013
Windows 10
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многоязычные словари:
- http://www.multitran.ru
- http://slovari.yandex.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
513Д лаборатория "Лингафонный кабинет фмкфип"- учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; интерактивная доска в комплекте; рабочее место преподавателя в комплекте (стол, ПК, гарнитура); 20 рабочих мест студента в комплекте (стол, гарнитура, цифровой пульт); специализированное коммутационное устройство «Норд Ц» в комплекте; компьютер: модель Инв. №0160604664 - 1 единица; проектор: марка SMART модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SmartBoard модель SB480iv3 - 1 единица; монитор: марка ViewSonic модель VA1948M-LED - 1 единица; микросистема преподавателя Panasonic SA-PM07; учебно-наглядные пособия, карты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках освоения курса "Информационные технологии в лингвистике" используется такая образовательная технология, как технология развития критического мышления через чтение и письмо, предполагающая опору на личный опыт студента в данной предметной обоасти, ставнение, систематизацию и обобщение информации.
Выполнение проектного задания проводиться студентами на практическом либо лабораторном занятии в индивидуальном порядке, результат работы оформляется согласно требованиям к выполнению проектного задания к модулю. Выполненное проектное задание, согласно балльно-рейтинговой системе оценивания успеваемости студентов, оценивается за факт, своевременность и качество выполнения работы. Прием каждого проектного задания включает три этапа:
демонстрация проектного задания (проверяется правильность выполнения задания);
 объяснение содержания проектного задания (проверяется понимание полученного результата, знание теоретического материала, лежащего в основе выполнения проектного задания, соответствие проектного задания установленным требованиям);
 защита проектного задания (ответы на контрольные вопросы).
Приступая к подготовке темы лабораторного занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентиро ваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать информационными технологиями для решения конкретно-поставленных задач.
Лабораторные занятия преподаватель может проводить в различных формах:
обсуждение вопросов темы, выполнение работ с использованием информационных технологий и т.д. Для работы на занятиях у каждого студента должна быть отдельная тетрадь, с целью фиксации достижений и возможных перспектив «математизации и компьютеризации» теоретического и прикладного языкознания, а также способов, приемов и методов сбора и обработки лингвистических данных компьютерными
средствами.