Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 28 | 28 | 28 | 28 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Материалы курса связывают ранее полученные студентами сведения о разнообразии животного мира в единую систему представлений с курсами общей экологии, биогеографии, теории эволюции, охраны природных ресурсов и природопользования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04 |
ПК-2 | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - общие закономерности взаимодействия животных и среды, основные особенности динамики численности животных и варианты взаимодействия популяций разных видов; - общие закономерностях взаимодействий животных и среды; основные факторы среды, определяющие состояние популяций животных; - виды и варианты взаимодействий популяций разных видов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - выделять ведущие абиотические и иные факторы среды и выявлять их комплексное воздействие, выявлять структуру и состав сообществ животных; - определять численности отдельных видов животных, выявлять комплексное воздействие факторов; - выявлять основные особенности динамики численности отдельных видов животных и прогнозировать их изменение. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - определения численности животных с основам прогнозирования; - установления степени влияния факторов среды, определяющих состояние популяций животных и их численность, навыками выявления состава сообществ животных; - разработки мероприятий по охране отдельных видов животных. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Экология особей (организм и среда). | ||||||
1.1. | Роль абиотических факторов в поведении, формообразовании, географическом распространении животных | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.2 |
1.2. | Температура среды и теплообмен животных, эколого-морфо- физиологичекие приспособления гомойотермных и пойкилотермных животных | Лекции | 7 | 1 | ПК-2 | Л1.1 |
1.3. | Влажность среды и водный обмен животных. Совместное действие температуры и влажности | Лекции | 7 | 1 | ПК-2 | Л2.2 |
1.4. | Влажность среды и водный обмен животных. Совместное действие температуры и влажности | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-2 | Л1.2 |
1.5. | Кислород и газообмен в разных средах | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2 |
1.6. | Совокупное действие абиотических и биотических факторов, морфофизиологические и популяционные механизмы адаптации животных | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.1 |
1.7. | Эколого-морфо-физиологические приспособления позвоночных разных экологических групп к обитанию в свойственных им биоценозах. | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-2 | Л1.2 |
1.8. | Роль нервной системы и высшей нервной деятельности во взаимодействии животных со средой. Основные абиотические факторы среды и их влияние на жизнедеятельность животных в разных природных зонах. | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-2 | Л1.2 |
Раздел 2. Вид как экологическая система. | ||||||
2.1. | Территориальные группировки, их происхождение, специфика свойств, степень изолированности. Статистические показатели. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.1 |
2.2. | Общие причины колебаний численности. Популяционный гомеостаз. Популяционные механизмы адаптации животных. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.2 |
2.3. | Особенности строения животных разных экологических групп. | Лекции | 7 | 1 | ПК-2 | Л1.1 |
2.4. | Особенности строения животных разных экологических групп. | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-2 | Л1.1 |
2.5. | Экологическая пластичность – возрастные половые, социальные, видовые особенности. Структура популяций (пространственная, этологическая, демографическая) на примере животных Алтайского края. | Лекции | 7 | 1 | ПК-2 | Л1.1 |
Раздел 3. Взаимодействие между видами (популяциями). | ||||||
3.1. | Выявление разных типов межвидовых взаимодействий и их классификация. | Лекции | 7 | 1 | ПК-2 | Л1.1 |
3.2. | Межвидовая конкуренция. | Лекции | 7 | 1 | ПК-2 | Л1.2 |
3.3. | Взаимоотношения типа хищник-жертва. | Лекции | 7 | 1 | ПК-2 | Л1.2 |
3.4. | Редуценты и детритофаги. | Лекции | 7 | 1 | ПК-2 | Л2.2 |
3.5. | Мутуализм, формы и его значение в природе. | Лекции | 7 | 1 | ПК-2 | Л2.2 |
3.6. | Экологическая ниша: понятие и проблемы. Правило (закон) Гаузе. | Лекции | 7 | 1 | ПК-2 | Л2.1 |
3.7. | Особенности экологии разных групп животных в биоценозах Алтайского края. | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-2 | Л2.1 |
3.8. | Фабрические связи птиц дуплогнездников. «Квартиранство» птиц (норные животные, гнезда птиц и пр.). Биоценотическая роль животных лесной подстилки. | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л2.2 |
3.9. | Фабрические связи птиц дуплогнездников. «Квартиранство» птиц (норные животные, гнезда птиц и пр.). Биоценотическая роль животных лесной подстилки. | Сам. работа | 7 | 10 | ||
Раздел 4. Охрана сообществ и видов животных. | ||||||
4.1. | Экологические основы рационального ведения хозяйства по пути сохранения и увеличения продуктивности сообществ. Понятия: редкий и уязвимый вид. | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Привлечение птиц разных экологических групп: методы, способы и приемы | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Т.А. Дауда, А.Г. Кощаева | Экология животных : учебное пособие | Лань, 2015 | |
Л1.2 | Шилов И.А. | Экология: учебник | М.: Юрайт, 2011 | 53 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Формозов А.Н. | Звери, птицы и их взаимосвязи со средой обинания: | Изд-во М.: Наука, 1976. | |
Л2.2 | Бигон М., Харпер Д., Таунсенд К | Экология: особи, популяции и сообщества. В 2-х томах, Т. 1. : | М.: Мир,, 1989 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | http://www.scopus.com) | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э4 | Курс на Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) http://www.lib.asu.ru http:// www.zoomet.ru http:// www.biodat.ru http://www.infanata.com/category/science/ http://www.altayohota.ru http://www.ecolife.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
423Л | препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования | Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные. |
404Л | лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Экология животных". Дисциплина "Экология животных" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные) занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Экология животных». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета (или экзамена). При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума (имеются ввиду печатные или электронные, если они есть!); продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы). В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом (или лабораторном) занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |