Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в гуманитарных науках |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИвГН-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 54 | 54 | 54 | 54 |
Сам. работа | 117 | 117 | 117 | 117 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является усвоение основных подходов в изучении современных информационных технологий в музейной деятельности и формирование готовности их использования в профессиональной деятельности и исследовательской работе. Задачи курса: – освоить содержание основных понятий по дисциплине; – проследить особенности в развитии информатизации музейной среды в России; – рассмотреть проблемы и направления внедрения информационных технологий в музейную практику. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-3 | способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОПК-4 | способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-24 | способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные современные информационно-коммуникационные технологии в музейной деятельности; - правила оформления списков литературы в научных и справочных изданиях, особенности поиска литературы в электронных информационно-образовательных ресурсах |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать информационные технологии в музейной практике; - готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками применения информационных технологий в работе с музейными собраниями; - способностью к профессиональной адаптации и изменению профиля деятельности; - навыками анализа научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информационные технологии в научно-фондовой работе музея | ||||||
1.1. | Новые информационные технологии в музее. Основные этапы компьютеризации. Направления использования информационных технологий в научно-фондовой работе | Лекции | 8 | 6 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-24 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Направления использования информационных технологий в научно-фондовой работе | Практические | 8 | 14 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-24 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Направления использования информационных технологий в научно-фондовой работе | Сам. работа | 8 | 20 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-24 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Информационные технологии в экспозиционно-выставочной работе музея | ||||||
2.1. | Информационные технологии в музейных экспозициях | Лекции | 8 | 8 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Информационные технологии в экспозиционно-выставочной деятельности. Опыт применения | Практические | 8 | 16 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Информационные технологии в экспозиционно-выставочной деятельности. Опыт применения | Сам. работа | 8 | 37 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Музей в сети ИНТЕРНЕТ | ||||||
3.1. | Современные музеи в сети ИНТЕРНЕТ | Лекции | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-24 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Виртуальные музеи. Представительства музеев в сети ИНТЕРНЕТ(сайты музеев). Музеи в социальных сетях. Музеи на Всероссийских порталах и хостингах | Практические | 8 | 24 | ОПК-4, ПК-24 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
3.3. | Виртуальные музеи. Представительства музеев в сети ИНТЕРНЕТ(сайты музеев). Музеи в социальных сетях. Музеи на Всероссийских порталах и хостингах | Сам. работа | 8 | 60 | ОПК-4, ПК-24 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
3.4. | Экзамен | 8 | 27 | Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Цифровое культурное наследие. 2. Новые информационные технологии в музее. Основные этапы компьютеризации. 3. Управление музейным собранием и цифровые технологии. 4. Направления использования информационных технологий в научно-фондовой работе. 5. Онлайн-музеи и онлайн-архивы мира. 6. Коллекции Государственного Эрмитажа онлайн. 7. Электронный каталог и электронная библиотека Кунсткамеры. 8. Государственный каталог музейного фонда РФ. 9. Электронные журналы крупнейших музеев России. 10. Информационные технологии в музейных экспозициях. 11. Онлайн-визит в музей. 12. Виртуальные музеи. Музеи цифрового искусства. 13. Представительства музеев в сети ИНТЕРНЕТ (сайты музеев). 14. Музеи в социальных сетях. 15. Мобильные приложения музеев. 16. Музеи на Всероссийских порталах. 17. Музеи на You Tube. 18. QR-коды музеев. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не придусмотренно |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. А. Тишкин, Т. Г. Гребенникова | Основы музеологии: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Гребенникова Т.Г. | Основы проектирования музейных экспозиций: учебное пособие | Изд-во Алт. ун-та, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н.В. Волков, Т.Л. Серебрякова | Компьютерные технологии в научных исследованиях: Учебное пособие | Азбука, 2016 // ЭБС Алтайского госуниверситета | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3312 |
Л2.2 | Р.Г. Хисматов, Р.Г. Сафин, Д.В. Тунцев, Н.Ф. Тимербаев | Современные компьютерные технологии : учебноек пособие | Казань : Издательство КНИТУ, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Портал Музеи России | museum.ru | ||
Э2 | Государственный каталог музейного фонда РФ | goskatalog.ru | ||
Э3 | Электронный каталог Кунсткамеры | collection.kunstkamera.ru | ||
Э4 | Официальный сайт Государственного Эрмитажа | www.hermitagemuseum.org | ||
Э5 | Информационные технологии в музейной и выставочной деятельности | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения. Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия, сайты музее, Курс на Едином образовательном портале АлтГУ), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Он представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в виде плана темы. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену). |