МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Большой практикум по ботанике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-12345-2019 для сайта
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 252
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6, 7, 8, 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) 4 (8) 5 (9) Итого
Недель 18 14 18 14
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 22 22 32 32 32 32 22 22 108 108
Сам. работа 50 50 76 76 76 76 50 50 252 252
Итого 72 72 108 108 108 108 72 72 360 360

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Елесова Н.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Галина Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Большой практикум по ботанике

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: приобретение знаний, практических умений и навыков биологических исследований при знакомстве с разнообразием растений и грибов Алтая.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы изучения биологических объектов и систем; методы анализа получаемой информации с использованием современного оборудования; устройства и приспособления для экспериментального изучения биологических объектов в полевых и лабораторных условиях; устройство современной аппаратуры и оборудования для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных ботанических работ; механизмы эксплуатации современного оборудования; технику безопасности при работе со специальным оборудованием; правила составления научных отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок; особенности анализа получаемой информации и представления результатов полевых и лабораторных биологических исследований.

3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться современным оборудованием, применяемым в биологических исследованиях; выбирать оптимальные методы сбора и получения биологической информации и полевого материала; проводить исследования индивидуально или в составе группы; использовать современную аппаратуру и оборудование для изучения биологических объектов; проводить биологические исследования в природе и в лабораторных условиях; применять знание техники безопасности при работе со специальным оборудованием; составлять необходимую научную отчетную документацию; анализировать информацию, получаемую в ходе полевых и лабораторных биологических исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами сбора и обработки первичной научной информации; применения основных средств полевого и лабораторного изучения биологических объектов и систем; представления полученных результатов, подготовки отчетов; проведения научно-исследовательских полевых и лабораторных с использованием современной аппаратуры и оборудования; подбора оптимального оборудования для проведения биологических исследовательских работ; критического анализа и оценки результатов полевого и лабораторного изучения биологических объектов и систем; представления результатов полевых и лабораторных биологических исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Грибы, лишайники, мохообразные
1.1. Определение и диагностические признаки семейств царства Грибы, включая Лишайники, и царства Растений подцарства Высшие растения отдела Мохообразные Лабораторные 6 12 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Характерные особенности видов семейств царства Грибы, включая Лишайники, и царства Растений подцарства Высшие растения отдела Мохообразные Сам. работа 6 25 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Хвощи, плауны, папоротники
2.1. Определение и диагностические признаки семейств отделов Хвощи, Плауны, Папоротники Лабораторные 6 10 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2
2.2. Характерные особенности видов отделов Хвощи, Плауны, Папоротники Сам. работа 6 25 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Голосеменные
3.1. Определение и диагностические признаки семейств отдела Голосеменные Лабораторные 7 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.2. Характерные особенности видов отдела Голосеменные Сам. работа 7 24 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Магнолииды, Ранункулиды
4.1. Определение и диагностические признаки семейств подклассов Магнолииды, Ранункулиды Лабораторные 7 12 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.2. Характерные особенности видов подклассов Магнолииды, Ранункулиды Сам. работа 7 26 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 5. Гамамелиды, Кариофиллиды
5.1. Определение и диагностические признаки семейств подклассов Гамамелиды, Кариофиллиды Лабораторные 7 14 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
5.2. Характерные особенности видов подклассов Гамамелиды, Кариофиллиды Сам. работа 7 26 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 6. Дилленииды, Розиды
6.1. Определение и диагностические признаки семейств подклассов Дилленииды, Розиды Лабораторные 8 16 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
6.2. Характерные особенности видов подклассов Дилленииды, Розиды Сам. работа 8 36 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 7. Ламииды, Астериды
7.1. Определение и диагностические признаки семейств подклассов Ламииды, Астериды Лабораторные 8 16 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
7.2. Характерные особенности видов подклассов Ламииды, Астериды Сам. работа 8 40 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 8. Однодольные растения
8.1. Определение и диагностические признаки семейств подкласса Алисматиды Лабораторные 9 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
8.2. Характерные особенности видов подкласса Алисматиды Сам. работа 9 16 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
8.3. Определение и диагностические признаки семейств подкласса Арециды Лабораторные 9 8 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
8.4. Характерные особенности видов подкласса Арециды Сам. работа 9 16 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
8.5. Определение и диагностические признаки семейств подкласса Лилииды Лабораторные 9 8 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
8.6. Характерные особенности видов подкласса Лилииды Сам. работа 9 18 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Определитель растений Алтайского края : Определитель Новосибирск: Наука, ГЕО, 48
Л1.2 Викторов В.П. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники: учебник ВЛАДОС, 2016 www.studentlibrary.ru
Л1.3 Флора Сибири. тт. 1-14. : Определитель Новосибирск: "Наука",, 1988 - 1997 1005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника высших или наземных растений. : Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника высших или наземных растений. – М.: Издательский центр «Академия». 2000. – 432 с., 2000 8
Л2.2 М. М. Силантьева, Н. Ю. Сперанская, Л. В. Соколова Микология: лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов : учеб. пособие по дисциплине "Ботаника" [РИО АГАУ], 2015 elibrary.asu.ru
Л2.3 Терехина Т.А., Косачев П.А., Сперанская Н.Ю. Высшие семенные растения: уч..пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/142
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Определитель растений онлайн "Плантариум" www.plantarium.ru
Э3 ЭБС "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС "Лань" e.lanbook.com
Э5 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э6 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э7 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э8 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
ЭБС "Лань" (https://e.lanbook.com/)
ЭБС "Юрайт"(http://www.biblio-online.ru/)
Определитель растений онлайн "Плантариум" (http://www.plantarium.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Большой практикум по ботанике является одним из главных разделов учебного процесса в подготовке бакалавра-биолога. Дисциплина предполагает закрепление знаний и умений, полученных на общих курсах по ботанике, а также в ходе летних полевых практик, приобретение навыков проведения самостоятельного научного исследования: выявление диагностических признаков, изготовление временных препаратов, построение ключа-определителя (дихотомического, политомического), определение грибов и растений, сдача русских и латинских названий грибов и растений отдельных таксонов. Залогом успешного освоения этой дисциплины является обязательное посещение лабораторных занятий, так как пропуск одного (тем более, нескольких) занятий может осложнить освоение разделов курса.
Большой практикум по ботанике является основной дисциплиной, наряду с летней полевой практикой, в ходе изучения которой студенты знакомятся с флорой Алтая. После окончания курса студенты должны знать основные системы растительного царства, характеристику важнейших семейств региона, а также их примерный объем. Большой практикум по ботанике предполагает знание видов растений основных семейств отделов высших растений флоры Алтая: моховидных, плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных, голосеменных и цветковых, а также царства грибов. Студентам также необходимо знать основные диагностические признаки важнейших семейств, родов и видов растений и грибов. В ходе изучения материала студент должен научиться распознавать растения разных экологических групп и жизненных форм по морфологическим и ритмологическим признакам. Сложность у студентов вызывает определение жизненной формы у конкретных растений, как у живых, так и у гербарных образцов. Также сложность для изучения и определения представляют грибы и споровые растения, для их закрепления необходимо применение мультимедийных технологий (составление презентаций) и написание рефератов студентами.
Среди покрытосеменных растений большую сложность для определения составляют однодольные растения с мелкими, обычно ветроопыляемыми цветками: злаковые, осоковые, ситниковые. При изучении представителей семейства злаковых студент должны обратить внимание на строение цветков и элементарных соцветий, уметь различать колосковые и цветковые чешуи, различать обоеполые и однополые колоски, уметь делать анатомические срезы листовых пластинок и т.д.
Все разделы большого практикума проводятся в виде лабораторных занятий, для закрепления материала студенты составляют ключи для определения тех или иных таксонов, пишут рефераты и готовят презентации.
Приступая к изучению дисциплины "Большой практикум по ботанике", студент должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы. Дисциплина "Большой практикум по ботанике" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это лабораторные занятия и самостоятельная работа. Лабораторные занятия проводятся с целью получения, углубления и закрепления знаний. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятий. При самостоятельном изучении теоретической темы студент используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.