МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Моделирование процессов в техносфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильГеоинформационные технологии в изучении и управлении природными и техногенными системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_ГиТ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Маничева А.С.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Моделирование процессов в техносфере

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 05.04.02 География (уровень магистратуры), утвержденный Приказом Министерством образования и науки РФ «28» августа 2015 г. №908.

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Хворова Л.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Моделирование процессов в техносфере» является подготовка магистров по программе «Геоинформационные технологии в изучении и управлении природными и техногенными системами», приобретение новых знаний и практических навыков в области математического и компьютерного моделирования реальных процессов и явлений, исследование на их основе степени безопасности техногенных систем, оценок экологических рисков.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения комплексных и отраслевых географических исследований на мировом, национальном, региональном и локальном уровнях с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
СПК-3 самостоятельно и в коллективе разрабатывать схемы территориального, градостроительного и ландшафтного планирования и проектирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о сути понятий теории моделирования процессов в техносфере, критериях адекватности моделей, уровне их работоспособности и практической ценности.
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять сбор и обработку данных, их подготовку для построения модели, определять предпочтительный тип модели, выполнять идентификацию модели и оценку ее адекватности, делать выводы и рекомендации по результатам моделирования реальных процессов и явлений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения методов регрессионного и имитационного моделирования реальных процессов и явлений на базе ЭВМ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Моделирование процессов в техносфере
1.1. Основные понятия теории моделирования. Классификация моделей систем и методов моделирования Лекции 2 2 ПК-3, СПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Моделирование экологических рисков. Модель оценки дополнительного риска влияния пороговых токсикантов. Модель оценки рисков пороговых токсикантов «Линейно-квадратичная». Сценарное имитационное моделирование техногенного риска на промышленном предприятии Лекции 2 2 ПК-3, СПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Регрессионный анализ: построение линейных многофакторных моделей (множественная регрессия) Практические 2 4 ПК-3, СПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Регрессионный анализ: построение линейных однофакторных моделей (парная регрессия) Практические 2 2 ПК-3, СПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Исследование экологических рисков на основе модели типа «Доза-отклик» Вейбула-Гнеденко Практические 2 4 ПК-3, СПК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Исследование экологических рисков на основе модели типа «Доза-отклик» Линейно-квадратичная Практические 2 4 ПК-3, СПК-3 Л1.1, Л2.1
1.7. Сценарное имитационное моделирование экологического риска Практические 2 6 ПК-3, СПК-3 Л1.1, Л2.1
1.8. Основные понятия и модели регрессионного анализа: регрессионный анализ; линейное программирование; детерминированные и стохастические модели Сам. работа 2 24 ПК-3, СПК-3 Л1.1, Л2.1
1.9. Основные понятия имитационного моделирование, этапы построения моделей: имитационное моделирование; практическая компьютерная реализация систем моделирования Сам. работа 2 24 ПК-3, СПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Крутиков В. Н., Мешечкин В. В. Анализ данных: учебное пособие Кемеровский государственный университет, 2014 // ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мхитарян В. С., Архипова М.Ю., Сиротин В.П. Эконометрика: учебно-практическое пособие Москва : Евразийский открытый институт, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Центральная база статистических данных РОСТАТ РФ [Электронный ресурс]: www.gks.ru
Э2 Мхитарян В.С., Архипова М.Ю. Эконометрика [Электронный ресурс]: http://walw.ru/ekonom/index.php
Э3 Свободная энциклопедия «Викпедия». [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org
Э4 "Моделирование процессов в техносфере", страница дисциплины на Образовательном портале АлтГУ (Moodle) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft office Excel, Microsoft office Word, Adobe Reader.
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/.
2. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/.
3. Издательство МЦНМО [Электронный ресурс]. – URL: www.mccme.ru/free-books. Свободно распространяемые книги издательства Московского центра непрерывного математического образования.
4. Математическая библиотека [Электронный ресурс]. – URL: www.math.ru/lib.
5. Электронная база данных «ZBMATH – The database Zentralblatt MATH» [Электронный ресурс]. – URL: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- систематически проверять свои знания;
- усвоить содержание ключевых понятий;
- систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется:
- систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам;
- своевременно выполнять практические задания.