МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Модели системного компромисса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки01.04.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематические методы и информационные технологии в экологии и природопользовании
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план01_04_02_ММиИТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Маничева А.С.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Модели системного компромисса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.04.02 Прикладная математика и информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 28.08.2015г. №911)

составлена на основании учебного плана:
01.04.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Хворова Л.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - формирование теоретических знаний об основных понятиях и методах математического и компьютерного построения моделей системного компромисса, практических навыков по применению современных методов экономико-математического построения моделей системного компромисса.
Для достижения цели ставятся задачи:
1. Изучить основные понятия и концепции системного компромисса.
2. Сформировать умения использовать методы системного компромисса в решении теоретических и практических задач.
3. Уметь проводить исследования моделей системного компромисса и интерпретировать полученные результаты.
4. Изучить особенности моделей системного компромисса для систем обмена товарами с торговыми посредниками и систем охраны окружающей среды.
5. Уметь владеть методами анализа уровней информированности корпоративного центра в многоуровневых системах.
6. Сформировать практические навыки решения прикладных задач экономико-математического построения моделей системного компромисса.
7. Владеть навыками работы со специализированной учебной и научной литературой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью использовать и применять углубленные знания в области прикладной математики и информатики
ПК-3 способностью разрабатывать и применять математические методы, системное и прикладное программное обеспечение для решения задач научной и проектно-технологической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие компромисса; понятие системного компромисса; методологические аспекты математического исследования компромиссов; этапы построения моделей системного компромисса; основы применения моделей системного компромисса для анализа и оптимизации объектов в экономике; механизмы системного компромисса в решении межуровневых конфликтов; административно-командные методы и модели охраны окружающей среды; иметь представление о базисной модели товарных рынков с торговыми посредниками.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно работать с учебной, справочной и учебно-методической литературой; формулировать и записывать математические модели системного компромисса в задачах реальных процессов и проводить их анализ, оценивать пределы применимости результатов; находить решение модели системного компромисса функционирования корпоративных систем при различных механизмах распределения ресурса и при варьировании уровня информированности корпоративного центра с использованием прикладных математических пакетов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с учебной и учебно-методической литературой; навыками употребления математической символики для выражения количественных и качественных отношений объектов; навыками работы в программах электронных таблицах (введение формул, использование функций, построение диаграмм); навыками использования графиков, таблиц при решении задачи и проведении анализа найденного решения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в теорию системного компромисса
1.1. Введение в системный анализ, основные понятия, классификация моделей. Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Концепция и модели системного компромисса Лекции 2 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.1
1.3. Концепция и модели системного компромисса Сам. работа 2 8 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Механизмы системного компромисса в социально-экономических исследованиях Лекции 2 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.1
1.5. Механизмы системного компромисса в социально-экономических исследованиях Сам. работа 2 8 ОПК-4, ПК-3 Л1.1
Раздел 2. Прикладные задачи системного компромисса
2.1. Моделирование региональных систем охраны окружающей среды Лекции 2 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.1
2.2. Моделирование региональных систем охраны окружающей среды Сам. работа 2 8 ОПК-4, ПК-3 Л1.1
2.3. Моделирование систем обмена товарами с торговыми посредниками Лекции 2 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.1
2.4. Моделирование систем обмена товарами с торговыми посредниками Сам. работа 2 8 ОПК-4, ПК-3 Л1.1
2.5. Сценарное моделирование организационных механизмов функционирования корпоративных систем. Часть 1: Различные механизмы распределения ресурса Практические 2 10 ОПК-4, ПК-3 Л1.1
2.6. Различные механизмы распределения ресурса в социально-экономических системах Сам. работа 2 8 ОПК-4, ПК-3 Л1.1
2.7. Сценарное моделирование организационных механизмов функционирования корпоративных систем. Часть 2: Варьирование уровня информированности корпоративного центра Практические 2 8 ОПК-4, ПК-3 Л1.1
2.8. Уровень информированности корпоративного центра в моделях системного компромисса Сам. работа 2 5 ОПК-4, ПК-3 Л1.1
2.9. Экзамен 2 27 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алгазин Г. И. Модели системного компромисса в социально-экономических исследованиях: монография Барнаул: [Азбука], 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новиков Д.А., Петраков С.Н. Курс теории активных систем: М.: Синтег, 1999 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: www.biblioclub.ru;
Э4 свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org
Э5 Губко, М.В. Теория игр в управлении организационными системами : учебное пособие / М.В. Губко, Д.А. Новиков. - 2-е изд.,перераб. и доп. - Москва : Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 2005. - 69 с. ; [Электронный ресурс]. biblioclub.ru
Э6 "Модели системного компромисса", страница дисциплины на Образовательном портале АлтГУ (Moodle) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office Excel, Microsoft office Word, Acrobat Reader
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/.
2. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/.
3. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru.
4. Издательство МЦНМО [Электронный ресурс]. – URL: www.mccme.ru/free-books. Свободно распространяемые книги издательства Московского центра непрерывного математического образования.
5. Математическая библиотека [Электронный ресурс]. – URL: www.math.ru/lib.
6. Руконт [Электронный ресурс]: межотраслевая электронная библиотека. – URL: http://rucont.ru.
7. Электронная библиотека БИ СГУ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bfsgu.ru/elbibl.
8. Электронная библиотека СГУ [Электронный ресурс]. – URL: http://library.sgu.ru/.
9. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета [Электронный ресурс]: http://elibrary.asu.ru
10. Электронная база данных «ZBMATH – The database Zentralblatt MATH» https://zbmath.org/
10. Научная электронная библиотека Elibrary [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
408Л лаборатория математического моделирования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер Depo - 10 шт., 5 шт. с мониторами LG и 5 шт. с мониторами Philips; мультимедиа-проектор Sony - 1 шт.; МФУ Canon - 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima C - 1 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для эффективного изучения теоретической части дисциплины «Модели системного компромисса» необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- систематически проверять свои знания по контрольным вопросам и тестам;
- усвоить содержание ключевых понятий;
- систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины «Модели системного компромисса» настоятельно рекомендуется:
- систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам;
- своевременно выполнять практические задания.