Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 01.04.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Математические методы и информационные технологии в экологии и природопользовании |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 01_04_02_ММиИТ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.
1.1. | Цель - формирование теоретических знаний об основных понятиях и методах математического и компьютерного построения моделей системного компромисса, практических навыков по применению современных методов экономико-математического построения моделей системного компромисса. Для достижения цели ставятся задачи: 1. Изучить основные понятия и концепции системного компромисса. 2. Сформировать умения использовать методы системного компромисса в решении теоретических и практических задач. 3. Уметь проводить исследования моделей системного компромисса и интерпретировать полученные результаты. 4. Изучить особенности моделей системного компромисса для систем обмена товарами с торговыми посредниками и систем охраны окружающей среды. 5. Уметь владеть методами анализа уровней информированности корпоративного центра в многоуровневых системах. 6. Сформировать практические навыки решения прикладных задач экономико-математического построения моделей системного компромисса. 7. Владеть навыками работы со специализированной учебной и научной литературой. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОПК-4 | способностью использовать и применять углубленные знания в области прикладной математики и информатики |
ПК-3 | способностью разрабатывать и применять математические методы, системное и прикладное программное обеспечение для решения задач научной и проектно-технологической деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | понятие компромисса; понятие системного компромисса; методологические аспекты математического исследования компромиссов; этапы построения моделей системного компромисса; основы применения моделей системного компромисса для анализа и оптимизации объектов в экономике; механизмы системного компромисса в решении межуровневых конфликтов; административно-командные методы и модели охраны окружающей среды; иметь представление о базисной модели товарных рынков с торговыми посредниками. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно работать с учебной, справочной и учебно-методической литературой; формулировать и записывать математические модели системного компромисса в задачах реальных процессов и проводить их анализ, оценивать пределы применимости результатов; находить решение модели системного компромисса функционирования корпоративных систем при различных механизмах распределения ресурса и при варьировании уровня информированности корпоративного центра с использованием прикладных математических пакетов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками работы с учебной и учебно-методической литературой; навыками употребления математической символики для выражения количественных и качественных отношений объектов; навыками работы в программах электронных таблицах (введение формул, использование функций, построение диаграмм); навыками использования графиков, таблиц при решении задачи и проведении анализа найденного решения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в теорию системного компромисса | ||||||
1.1. | Введение в системный анализ, основные понятия, классификация моделей. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Концепция и модели системного компромисса | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1 |
1.3. | Концепция и модели системного компромисса | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Механизмы системного компромисса в социально-экономических исследованиях | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1 |
1.5. | Механизмы системного компромисса в социально-экономических исследованиях | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 2. Прикладные задачи системного компромисса | ||||||
2.1. | Моделирование региональных систем охраны окружающей среды | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1 |
2.2. | Моделирование региональных систем охраны окружающей среды | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1 |
2.3. | Моделирование систем обмена товарами с торговыми посредниками | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1 |
2.4. | Моделирование систем обмена товарами с торговыми посредниками | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1 |
2.5. | Сценарное моделирование организационных механизмов функционирования корпоративных систем. Часть 1: Различные механизмы распределения ресурса | Практические | 2 | 10 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1 |
2.6. | Различные механизмы распределения ресурса в социально-экономических системах | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1 |
2.7. | Сценарное моделирование организационных механизмов функционирования корпоративных систем. Часть 2: Варьирование уровня информированности корпоративного центра | Практические | 2 | 8 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1 |
2.8. | Уровень информированности корпоративного центра в моделях системного компромисса | Сам. работа | 2 | 5 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1 |
2.9. | Экзамен | 2 | 27 | ОПК-4, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Алгазин Г. И. | Модели системного компромисса в социально-экономических исследованиях: монография | Барнаул: [Азбука], 2009 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Новиков Д.А., Петраков С.Н. | Курс теории активных систем: | М.: Синтег, 1999 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; | |||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com; | |||
Э3 | электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: www.biblioclub.ru; | |||
Э4 | свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org | |||
Э5 | Губко, М.В. Теория игр в управлении организационными системами : учебное пособие / М.В. Губко, Д.А. Новиков. - 2-е изд.,перераб. и доп. - Москва : Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 2005. - 69 с. ; [Электронный ресурс]. | biblioclub.ru | ||
Э6 | "Модели системного компромисса", страница дисциплины на Образовательном портале АлтГУ (Moodle) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft office Excel, Microsoft office Word, Acrobat Reader Microsoft Windows 7-Zip | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/. 2. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/. 3. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru. 4. Издательство МЦНМО [Электронный ресурс]. – URL: www.mccme.ru/free-books. Свободно распространяемые книги издательства Московского центра непрерывного математического образования. 5. Математическая библиотека [Электронный ресурс]. – URL: www.math.ru/lib. 6. Руконт [Электронный ресурс]: межотраслевая электронная библиотека. – URL: http://rucont.ru. 7. Электронная библиотека БИ СГУ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bfsgu.ru/elbibl. 8. Электронная библиотека СГУ [Электронный ресурс]. – URL: http://library.sgu.ru/. 9. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета [Электронный ресурс]: http://elibrary.asu.ru 10. Электронная база данных «ZBMATH – The database Zentralblatt MATH» https://zbmath.org/ 10. Научная электронная библиотека Elibrary [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
408Л | лаборатория математического моделирования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер Depo - 10 шт., 5 шт. с мониторами LG и 5 шт. с мониторами Philips; мультимедиа-проектор Sony - 1 шт.; МФУ Canon - 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima C - 1 шт. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины «Модели системного компромисса» необходимо: - построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала; - систематически проверять свои знания по контрольным вопросам и тестам; - усвоить содержание ключевых понятий; - систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам. Для эффективного изучения практической части дисциплины «Модели системного компромисса» настоятельно рекомендуется: - систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам; - своевременно выполнять практические задания. |