МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химия растительных веществ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.03.01. Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план04_03_01_Химия-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 122
самостоятельная работа 94
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Лабораторные 64 64 64 64
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 94 94 94 94
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат химических наук, доцент, Катраков Игорь Борисович

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Химия растительных веществ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.03.01 ХИМИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от Чт 12.03.15г. №210)

составлена на основании учебного плана:
04.03.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать глубокое понимание общих закономерностей, связывающих состав, строение и направления химической переработки растительного сырья с целью получения продуктов самого разнообразного назначения, ознакомиться со спецификой работы с низкомолекулярными компонентами и используемыми методиками исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владением системой фундаментальных химических понятий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- химическое строение и свойства низкомолекулярных компонентов растительного сырья;
- направления химической переработки низкомолекулярных компонентов, реакции химических превращений.
3.2.Уметь:
3.2.1.- прогнозировать направления химической переработки растительного сырья в зависимости от: запасов, химического состава, строения низкомолекулярных компонентов растительного сырья, подвергающегося переработке;
- использовать полученные знания в написании соответствующего раздела в курсовой и выпускной (квалификационной) работе бакалавра.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- обладать навыками выделения экстрактивных веществ, групповой классификации выделенных соединений;
- определения качественного и количественного состава растительного сырья;
- об основных, традиционных технологических производствах по переработке растительного сырья, а также о современных тенденциях в области химической переработки растительного сырья.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Растительное сырье
1.1. Основные направления переработки растительного сырья Лекции 7 1 ПК-3 Л1.2
1.2. Химический состав растительного сырья Лекции 7 1 ПК-3 Л1.2
1.3. Растительное сырье Сам. работа 7 4 ПК-3 Л1.2
Раздел 2. Низкомолекулярные вещества
2.1. Классификация, местонахождение, терминология веществ растительного происхожления Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1
2.2. Эфирные масла: источники, свойства, схемы выделения Лекции 7 2 ПК-3
2.3. Гидрофобные экстрактивные вещества: терпены Лекции 7 6 ПК-3 Л1.1
2.4. Гидрофобные экстрактивные вещества: смоляные кислоты, жиры, воски Лекции 7 2 ПК-3 Л1.2
2.5. Гидрофобные экстрактивные вещества: фенольные соединения. Минеральные компоненты Лекции 7 2 ПК-3 Л1.2
2.6. Определение влажности растительного сырья Лабораторные 7 6 ПК-3 Л3.1
2.7. Определение зольности растительного сырья Лабораторные 7 8 ПК-3 Л3.1
2.8. Определение экстрактивных веществ Лабораторные 7 12 ПК-3 Л3.1
2.9. Извлечение флавоноидов из растительного сырья. УФ- и ИК-спектрофотометрическое исследование флавоноидов Лабораторные 7 12 ПК-3 Л3.1
2.10. Классификация и номенклатура изопреноидов Практические 7 6 ПК-3 Л1.1
2.11. Способы получения и химические свойства изопреноидов Практические 7 4 ПК-3 Л1.1
2.12. Низкомолекулярные вещества из растительного сырья Сам. работа 7 40 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Структура, химия и физика растительного сырья
3.1. Структура макромолекулярных веществ: углеволная часть Лекции 7 2 ПК-3 Л1.2
3.2. Структура макромолекулярных веществ: ароматическая часть Лекции 7 2 ПК-3 Л1.2
3.3. Основные структрные компоненты растительного сырья Практические 7 4 ПК-3 Л1.2
3.4. Структура, химия и физика растительного сырья Сам. работа 7 8 ПК-3 Л1.2
Раздел 4. Строение древесины
4.1. Макроскопическое строение древесины Лекции 7 2 ПК-3 Л1.2
4.2. Анатомическое строение древесины Лекции 7 2 ПК-3 Л1.2
4.3. Ультраструктура клеточной стенки Лекции 7 2 ПК-3 Л1.2
4.4. Строение древесины Практические 7 6 ПК-3 Л1.2
4.5. Строение древесины Сам. работа 7 12 ПК-3 Л1.2
Раздел 5. Свойства компонентов растительной ткани
5.1. Полисахариды древесины. Химические реакции и реакционная способность целлюлозы и гемицеллюлоз Лекции 7 2 ПК-3 Л1.2
5.2. Лигнин. Препараты линина. Физические и химические свойства лигнинов Лекции 7 2 ПК-3 Л1.2
5.3. Определение целлюлозы по методу Кюршнера Лабораторные 7 8 ПК-3 Л3.1
5.4. Определение лигнина в модификации Комарова Лабораторные 7 6 ПК-3 Л3.1
5.5. Определение легко- и трудногидролизуемых полисахаридов Лабораторные 7 12 ПК-3 Л3.1
5.6. Строение и свойства компонентов древесной ткани Практические 7 8 ПК-3 Л1.2
5.7. Свойства компонентов растительной ткани Сам. работа 7 30 ПК-3 Л1.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания для самостоятельной работы приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Племенков В.В. Химия изопреноидов: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2007
Л1.2 Азаров В.И., Буров А.В., Оболенская А.В. Химия древесины и синтетических полимеров: учеб. для вузов СПб.: Лань, 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Базарнова Н.Г. Химия древесины и ее основных компонентов: методическое пособие Изд-во АлтГУ, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы в Moodle "Химия растительных веществ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
001дК лаборатория хроматографических методов анализа - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя лабораторные столы и стулья на 7 посадочных мест; оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (7 человек): весовой стол; весы аналитические; газовый хроматограф; модель 3700; газовый хроматограф Hewlett Packard HP 4890A; генератор водорода Хроматэк 10.400; компрессор МК-Л2; компрессор BUFAG House Master Kit Mecafer Mor; двухлинейный плоский самописец TZ 4620; центрифуга Eppendorf 5702; хроматографический микрошприц; колонки для ГЖХ, мембрана для ввода проб; лайнер; измеритель концентрации озона электрические; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. Компьютер Celeron Dual-Core E3300/2Gb/250Gb/KM/19" Acer V193WEOB

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приведены в приложении