Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия |
Специализация | Физическая химия твердых тел, коллоидных систем и наноматериалов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_05_01_ФиПХ_фх-5-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (9) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 64 | 64 | 64 | 64 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 26.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой проф. Базарнова Н.Г.
1.1. | Ознакомить с основными этапами развития химии, показать, что история химии является частью химии и истории культуры. Формирование у студентов исторических знаний в химии и умений использовать исторических сведений. Показать неразрывность истории и методологии химии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-7 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
ПК-11 | владением методами отбора материала, проведения теоретических занятий и лабораторных работ, основами управления процессом обучения в образовательных организациях |
ПК-12 | владением способами разработки новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основы управления процессом обу-чения в образовательных организациях, методы отбора материала. Способы разработки новых образовательных технологийЮ включая системы компьютерного и дистанционного обучения. Историю химии, содержание современной химии; методологические проблемы химии, фундаментальные понятия химии, основные законы химии, классификацию основных методов исследования в химии, основные этапы развития химии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Отбирать необходимый материал для подготовки проведения теоретиче-ских занятий и лабораторных работ, использовать основы управления процессом обучения в образователь-ных организациях. Разрабатывать новые образовательные технологии, включая системы компьютерного и дистанционного обучения. Планировать, организовывать и анализировать результаты своей профессиональной деятельности, использовать категории химии для оценивания различных факторов, явлений и процессов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Методами отбора материала, проведения теоретических занятий и лабораторных работ, основами управления процессом обучения в образовательных организациях. Способами разработки образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения. Навыками саморазвитию, самореализации, отбора теоретического и методологического материал традиционных и новых разделов химии, использованию творческого потенциала в своей профессиональной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История химии. Взаимосвязь истории и методологии химии | ||||||
1.1. | Основные этапы развития химии | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Химия и периодизация ее исторического развития | Практические | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Концептуальные системы в химии | Практические | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Подготовка к практическим занятиям по теме | Сам. работа | 9 | 10 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Предалхимический и алхимический периоды в истории химии | ||||||
2.1. | Предалхимический период (Первые цивилизации). Античная натурфилософия | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Алхимический период развития химического знания. Эпоха иатрохимии и технической химии (Т.Парацельс, Г.Агрикола, И.Глаубер) | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Химические знания в древности. Алхимический период развития химического знания | Практические | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Подготовка к практическим занятиям по теме | Сам. работа | 9 | 10 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Химия XII-XVIII вв. | ||||||
3.1. | Период объединения химии. Пневмохимия. «Химик-скептик» Р.Бойля. Экспериментальная химия и атомистика XII века. Период объединения химии. Пневмохимия. «Химик-скептик» Р.Бойля. Экспериментальная химия и атомистика XII века | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Период объединения. Флогистика. Дуалистические представления Бехера и Шталя. Исследования в химии М.В. Ломоносова. Кислородная теория А.Л.Лавуазье | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Период обьединения в истории химии | Практические | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.4. | Подготовка к практическим занятиям по теме | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Период количественных законов | ||||||
4.1. | Становление научной химии. Период количественных законов. | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Развитие химической атомистики, открытие количественных законов. | Практические | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Развитие электрохимии | Практические | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.4. | Подготовка к практическим занятиям по теме | Сам. работа | 9 | 10 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Достижения в химии XIX века | ||||||
5.1. | Органическая химия. Теория радикалов, типов, унитарная теория. Возникновение структурных представлений в химии. Классическая структурная теория А.М.Бутлерова. | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Исторические аспекты возникновения Периодического закона. Возможности предсказания свойств новых элементов. История открытия химический элементов VII, VIII групп периодической системы | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.3. | Возникновение огранической химии | Практические | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.4. | Развитие органической химии. Периодический закон и таблица элементов Д.И.Менделеева | Практические | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.5. | Подготовка к практическим занятиям по теме | Сам. работа | 9 | 8 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 6. История становления физической химии | ||||||
6.1. | Возникновение и развитие физической химии как учение о химическом процессе | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.2. | Учение и химическом процессе. Нобелевские премии | Практические | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.3. | Подготовка к практическим занятиям по теме | Сам. работа | 9 | 10 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 7. Достижения химии XX века | ||||||
7.1. | Направления развития химии в XIX-XX веках | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
7.2. | Учение о строении атома, открытие радиоактивности | Практические | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
7.3. | Современные тенденции развития химии | Практические | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
7.4. | Химический синтез. Химия и проблемы экологии | Практические | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
7.5. | Подготовка к практическим занятиям по теме | Сам. работа | 9 | 12 | ПК-12, ПК-11, ОК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
В приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Золотов Ю.А. | Введение в аналитическую химию: Учебные пособия | Издательство "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2016 | e.lanbook.com |
Л1.2 | И. Я. Миттова, А. М. Самойлов | История химии с древнейших времен до конца ХХ века (Т. 1): учеб. пособие для вузов : [в 2 т.] | Интеллект, 2009 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Штоббе, И. А | Краткий исторический очерк развития химии [Электронный ресурс] : учеб. пособие: | Барнаул : АлтГУ, 2017. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321703431., 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Power Point Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
106аК | учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Теоретический материал дисциплины «История и методология химии» изучается в течение одного семестра (9 семестр пятого курса) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студента обеспечена возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Основу теоретической подготовки по дисциплине «История и методология химии» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических занятиях. Аудиторные занятия (лекции, практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой. При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы: - ресурсы электронной библиотечной системы; - ресурсы Интернет; - мультимедийная техника; - студенты могут получать консультации по E-mail. Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях. В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям: - полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины; - эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций; - использование дополнительных материалов. 1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины: Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут. Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут. Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю. Подготовка к практическому занятию – 2 час. 2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»). Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий: А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут). Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут). В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке. Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи. Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется). Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс, придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?. 3. Методические указания к практическим занятиям Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по вопросу; выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных задач по теме практического занятия; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос. При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к практическому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой. Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков: связь выступления с предшествующей темой или вопросом. раскрытие сущности проблемы. методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности. Приводимые участником практического занятия примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов |