Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 48 | 48 | 48 | 48 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Зав. каф., д.полит.н. Шашкова Я.Ю.
1.1. | Целью курса является: формирование у студентов научных знаний о специфике традиционного восточного общества, своеобразии отношений между ним и государством, особенностях менталитета восточных народов, иизучение содержания политических процессов в данном регионе мира в эпоху колониальной экспансии западных стран на Восток, рассмотрение протекания процессов модернизации и ломки традиционных структур под воздействием внешнего цивилизационного фактора, прослеживание становления колониальной системы, ее значения в мировой политике нового времени и ее последстввий в современный период, исследование роли и значения колониального фактора в этногенезе и становлении государственности народов Востока. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ПК-2 | владением навыками участия в исследовательском процессе, способностью готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные закономерности развития стран Востока в Новое и Новейшее время; особенности правовой и политической системы традиционного восточного общества; особенности использования методов исторической науки при анализе документов по истории стран Востока; основные концепции в изучении проблем колониализма стран Востока; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выделять этапы колониализма западных стран на Восток; использовать знание вектора развития стран Востока в разные периоды исторического процесса; выделять основные тенденции и закономерности развития стран Востока в Новое и Новейшее время; уметь анализировать важнейшие события в процессе распада колониальной системы на основе научной методологии; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | приёмами анализа и характеристики исторического процесса в странах Востока; приёмами критического и самостоятельного мышления в отношении политико-исторического процесса; навыками использования в процессе научно-исследовательской работы методик историко-сравнительного анализа; навыками сбора и анализа материала по проблемам колониализма; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Традиционные цивилизации Востока и их роль в истории | ||||||
1.1. | Цивилизационный и формационный подход в истории. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Цивилизационный подход в истории: основные положения. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Цивилизации востока Средних веков и Нового времени. | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Цивилизационные особенности стран Востока к началу Нового времени | ||||||
2.1. | Цивилизационные особенности стран Востока к началу Нового времени | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Цивилизационные особенности стран Востока к началу Нового времени | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Восточный деспотизм как форма государства. Типы государственного устройства на Востоке. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Восточный деспотизм как форма государства. Типы государственного устройства на Востоке. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Колониальная экспансия м начало модернизации стран Востока | ||||||
3.1. | Великие географические открытия в Азии. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Европейский колониализм эпохи промышленного переворота и развитие мировой экономической системы. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Кризис традиционного общественного строя и начало модернизации восточных обществ. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
3.4. | Вопрос выбора между западным и собственным путями развития. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 4. Развитиый колониализм в странах Востока 17-19 вв. | ||||||
4.1. | Складывание мирой колониальной системы. "Новые" и "старые" колониальные империи. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
4.2. | Складывание мирой колониальной системы. "Новые" и "старые" колониальные империи. | Сам. работа | 3 | 1 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
4.3. | Португальские владения в Азии. | Сам. работа | 3 | 1 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
4.4. | Ост-Индская компания и английская колониальная политика в Индии. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
4.5. | Ослабление Китая и превращение его в полуколонию Европейских держав. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
4.6. | Упадок Османской Империи и потеря периферийных владений. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
4.7. | Традиционные государства северной Африки и Ближнего востока: Египет, Персия, Эфиопия, Афганистан. | Сам. работа | 3 | 1 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
4.8. | Традиционные государства Индокитая. | Сам. работа | 3 | 1 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
4.9. | Последствия колониальной экспансии для стран Востока. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 5. Национально-освободительные движения и попытки альтернативной модернизации стран Востока | ||||||
5.1. | Колониальные войны в Азии и Африке. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
5.2. | Политика изолящионизма как ответ на колониальное давление. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
5.3. | Упадок Турции. Реформы «низам-и джедит» и "танзимат". "Новые Османы" | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
5.4. | Антикоолониальная борьба в Индии. Держава маратхов. Сикхизм. Сипайское восстание. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
5.5. | Китай и политика "Самоусиления". Движения Тайпинов и Ихэтуэней. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
5.6. | Японский вариант модернизации. "Мэйдзи Исин" - реставрация и революция. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
5.7. | Попытки модернизации в Персии и Египте. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 6. Колонии и сферы влияния "Великих держав" к началу ХХ в. Борьба за передел колониальных владений. | ||||||
6.1. | Колониальный раздел мира к началу ХХ в. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
6.2. | Колонии, полуколонии и сферы влияния "Великих держав" | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
6.3. | Вопрос передела колониальных владений как одна из причин 1-й Мировой войны. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 7. Трансформация колониальной системы в период между мировыми войнами. Борьба за независимость в странах востока. | ||||||
7.1. | Передел колоний "Центральных держав". Система мандатов. Роль Лиги Наций. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
7.2. | Национально-освободительное движение Индии. Индийский Национальный Конгресс. Кампании ненасильственного сопротивления. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
7.3. | Китай в период между Мировыми войнами. Гоминьдан, КПК и китайские квазигосударства. Манчжурия и Корея под властью Японии. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 8. Распад колониальной системы восле 2 мировой войны. Основные проблемы освободившихся стран. | ||||||
8.1. | Завершение гражданской войны в Китае. Образование КНР. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
8.2. | Освобождение Индии. Пакистан и страны Индокитая. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
8.3. | Деколонизация африканского континента. "Год Африки" | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
8.4. | Последствия политики колониализма в современном мире. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и итогового контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Васильев Л.С. | История Востока: учебник | "Юрайт" // // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Нефедов С. А. | Факторный анализ исторического процесса. История Востока : | М.: Издательский дом «Территория будущего» // Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/85012/, 2008 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под редакцией Рыбакова Р. Б., Алаева Л. Б. | История Востока. Восток в новейшее время (1914 – 1945 гг.). Том 5. : | М.: ИВ РАН, Восточная литература, 2006 | |
Л2.2 | Под редакцией Рыбакова Р. Б., Алаева Л. Б. | История Востока. Восток в новое время (конец XVIII - начало XX вв.) Том 4. Книга 1. : | М.: ИВ РАН, Восточная литература, 2004 | |
Л2.3 | Под редакцией Рыбакова Р. Б., Алаева Л. Б. | История Востока. Восток в новое время (конец XVIII - начало XX вв.) Том 4. Книга 2. : | М.: ИВ РАН, Восточная литература, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ http://www?library.ru | |||
Э2 | Электронная бибилиотека Максима Мошкова www.lib.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ЭБС "Юрайт", ЭБС Университетская библиотека online, http://elibrary.ru/defaultx.asp. Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Занятия со студентами по курсу «Колониализм и трансформация политических систем стран Востока» проходят в форме лекций и практических занятий. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в рабочей программе. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем информации об основаниях системы местного самоуправления и современных тенденциях его развития . Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на поставленные вопросы. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Важно обратить внимание на такие темы, раскрывающие закономерности трансформации политических систем и перехода от традиционного типа развития к современному, позволяющие проследить динамику политичесского процесса в изучаемом регионе и соотнести такие категории политического анализа как политический процесс, политические изменения, политическое развитие, прогресс, политическая модернизация, демократизация, глобализация, выявить их содержание и смысл. Значимым представляется изучение процесса формирования теории политической модернизации как оформление инструментария для исследования процессов в переходных обществах. Особое внимание следует обратить на анализ факторов эффективности политического реформирования общества, определить результаты основных этапов политической модернизации в странах Востока. Следующим видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, предусматривающая помимо подготовки к практическим занятиям изучение правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практическом занятии проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста. Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет-ресурсы. Они содержат различные статистические, научные и исторические материалы по различным аспектам политического процесса в традиционных странах, документальные источники исследуемых эпох, теоретические изыскания, призванные раскрыть причины, процессы и последствия столкновения цивилизаций, а также значение их для современной политической системы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, электронные архивы, базы журнальных статей, электронные версии журналов. |