МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Неформальная коммуникация в политике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильПолитическое управление и PR
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_ПУ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 50 50 50 50
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.полит.н., доцент, Т.А. Асеева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, О.С. Киреева

Рабочая программа дисциплины
Неформальная коммуникация в политике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.04 Политология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1294)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является рассмотрение неформальной коммуникации в политике, как значимой стороны в политическом процессе. Раскрытие закономерностей и алгоритмов циркуляции отдельных видов неформальной коммуникации. Рассмотрение перспектив использования в интересах заказчика и возможных способов противодействия нежелательному влиянию неформальной коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 стремлением к повышению своей квалификации
ПК-13 способностью к организации политических кампаний и управлению ими, владение избирательными технологиями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Понятие «неформальная коммуникация», ее особенности, отличие от институционализированных каналов и средств массовой коммуникации. Характеристику слухов, сплетен, политического юмора и карикатуристики. Причины их появления, функции и меры противодействия их влиянию. Исторические традиции и современные тенденции в политической карикатуристике.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать неформальную коммуникацию, в процессе организации и управления политическими, в том числе избирательными кампаниями. Определять причины появления слухов, сплетен, анекдотов, карикатур и генерировать меры противодействия их влиянию, учитывая исторические традиции и опыт.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыком неформальной коммуникации в процессе организации и управления политическими, в том числе избирательными кампаниями. Способностью определять причины появления слухов, сплетен, анекдотов, карикатур и генерировать меры противодействия их влиянию, учитывая исторические традиции и опыт.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
Раздел 2. Неформальная коммуникация в политике
2.1. Понятие «неформальная коммуникация», ее основные виды и особенности, отличие от институционализированных каналов и средств массовой коммуникации. Лекции 3 4 ОПК-5, ПК-13 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Понятие «неформальная коммуникация», ее основные виды и особенности, отличие от институционализированных каналов и средств массовой коммуникации. Сам. работа 3 10 ОПК-5, ПК-13 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Слухи как феномен межличностного обмена информацией. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-13 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Слухи как феномен межличностного обмена информацией. Сам. работа 3 10 ОПК-5, ПК-13 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Слухи и сплетни: общее и особенное, уникальность сплетен как вида коммуникации и процесса их распространения и воздействия на массовое сознание. Практические 3 4 ОПК-5, ПК-13 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Слухи и сплетни: общее и особенное, уникальность сплетен как вида коммуникации и процесса их распространения и воздействия на массовое сознание. Сам. работа 3 10 ОПК-5, ПК-13 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Политический юмор. Практические 3 4 ОПК-5, ПК-13 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.8. Политический юмор. Сам. работа 3 10 ОПК-5, ПК-13 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.9. Политическая карикатуристика Практические 3 8 ОПК-5, ПК-13 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.10. Политическая карикатуристика Сам. работа 3 10 ОПК-5, ПК-13 Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гавра Д.П. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебники Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Д. В. Ольшанский Политический PR: СПб. : Питер, 2013
Л2.2 Собольников, В. В. Невербальные средства коммуникации : учебное пособие для прикладного бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/DF857881-6A18-453E-9BE8-D33746F5F18E
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э2 научная электронная библиотека, содержащая рефераты и полные тексты научных статей и публикаций elibrary.ru
Э3 электронный каталог библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader



6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия с магистрантами по курсу «Неформальная коммуникация в политике» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций слушателю предлагается информация об особенностях неформальной коммуникации, ее основные видах, отличиях от институционализированных каналов и средств массовой коммуникации.
Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу обучающихся. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия по курсу «Неформальная коммуникация в политике» ориентированы на то, чтобы магистранты имели возможность освоить в полном объеме учебные знания и навыки, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию магистрант должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на занятии и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предшествующим занятиям и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы занятия.
Магистрант должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению приемов и способов реализации; историческим и культурным традициям разных стран в сфере неформальной коммуникации.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. Магистрант должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. Знание магистрантом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков и умений применения, генерирования и использования психотехнологий, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованной литературой, выполнение практических заданий, подготовку к зачету.