МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильФизическая химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_ФХ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 56
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 56 56 56 56
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Чепрасова М.Ю.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, председатель методической комиссии ХФ, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
История и методология химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1042)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины «История и методология химии» ознакомить с основными этапами развития химии, показать, раскрыть роль исторического подхода в установлении взаимосвязи между естественнонаучными и гуманитарными предметами, показать неразрывность истории и методологии химии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ПК-2 владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Фундаментальные понятия химии их эволюцию и содержание, основные законы химии, историю химии, методы научного познания.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать методы научного познания и теоретические знания в практической работе в избранной области химии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками анализировать и использовать категории химии, законы хи-мии, методы научного познания в практической работе в избранной области химии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История химии. Взаимосвязь истории и методологии химии
1.1. Основные этапы развития химии. Взаимосвязь истории и методологии химии. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Периодизация исторического развития химии. Методология химии. Практические 1 3 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Концептуальные системы химии Сам. работа 1 8 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Предалхимический и алхимический периоды в химии
2.1. Предалхимический период (Первые цивилизации). Античная натурфилософия. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Алхимический период развития химического знания. Эпоха иатрохимии и технической химии (Т.Парацельс, Г.Агрикола, И.Глаубер) Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Химические знания и ремесла в первобытном обществе и в Древнем мире. Практические 1 3 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Итоги алхимического периода химии Сам. работа 1 10 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Химия XII-XVIII вв.
3.1. Период объединения химии. Пневмохимия. «Химик-скептик» Р.Бойля. Экспериментальная химия и атомистика XII века. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Период объединения. Флогистика. Дуалистические представления Бехера и Шталя. Исследования в химии М.В. Ломоносова. Кислородная теория А.Л.Лавуазье. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Период становления химии. Химическая революция. Практические 1 4 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Период количественных законов
4.1. Становление научной химии. Период количественных законов. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. История развития аналитической химия. История открытия химических элементов. Элементы I, II, III групп периодической системы. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. История открытия химических элементов. Элементы IV, V, VI групп периодической системы. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Период количественных законов Практические 1 4 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Итоги периода количественных законов Сам. работа 1 10 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Основные достижения в химии XIX века.
5.1. Органическая химия. Учение о составе. Теория радикалов, типов, унитарная теория. Валентность. Возникновение структурных представлений в химии. Классическая структурная теория А.М.Бутлерова. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Исторические аспекты возникновения Периодического закона. Возможности предсказания свойств новых элементов. История открытия химический элементов VII, VIII групп периодической системы. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. История становления органической химии. Периодический закон химических элементов Д.И.Менделеевым. Практические 1 3 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.4. Последователи Д.И.Менделеева Сам. работа 1 8 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. История становления физической химии
6.1. Возникновение и развитие физической химии как учение о химическом процессе. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Физическая химия, как учение о химическом процессе Практические 1 3 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Основы теории растворов Сам. работа 1 10 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Достижения химии XX века
7.1. Становление Новейшей химии. Вторая химическая революция. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Направления развития химии в XIX-XX веках Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Химия полимеров. Ядерная энергетика. Промышленная химия Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.4. Основные черты развития химии XX века Практические 1 4 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.5. Достижения химии XX века Сам. работа 1 10 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Золотов Ю.А. Введение в аналитическую химию: Учебные пособия Издательство "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2016 e.lanbook.com
Л1.2 И. Я. Миттова, А. М. Самойлов История химии с древнейших времен до конца ХХ века (Т. 1): учеб. пособие для вузов : [в 2 т.] Интеллект, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Штоббе, И. А Краткий исторический очерк развития химии [Электронный ресурс] : учеб. пособие: Барнаул : АлтГУ, 2017. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321703431., 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины «История и методология химии» изучается в течение одного семестра (1 семестр первого курса) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студента обеспечена возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «История и методология химии» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических занятиях. Аудиторные занятия (лекции, практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой.
При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы:
- ресурсы электронной библиотечной системы;
- ресурсы Интернет;
- мультимедийная техника;
- студенты могут получать консультации по E-mail.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс, придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?.
3. Методические указания к практическим занятиям
Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по вопросу; выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных задач по теме практического занятия; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к практическому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой.
Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:
связь выступления с предшествующей темой или вопросом.
раскрытие сущности проблемы.
методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.
Приводимые участником практического занятия примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов