Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.04.01. Химия |
Профиль | Физическая химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_04_01_ФХ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 28 | 28 | 28 | 28 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 56 | 56 | 56 | 56 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., проф.
1.1. | Цель освоения дисциплины «История и методология химии» ознакомить с основными этапами развития химии, показать, раскрыть роль исторического подхода в установлении взаимосвязи между естественнонаучными и гуманитарными предметами, показать неразрывность истории и методологии химии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
ПК-2 | владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Фундаментальные понятия химии их эволюцию и содержание, основные законы химии, историю химии, методы научного познания. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Использовать методы научного познания и теоретические знания в практической работе в избранной области химии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками анализировать и использовать категории химии, законы хи-мии, методы научного познания в практической работе в избранной области химии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История химии. Взаимосвязь истории и методологии химии | ||||||
1.1. | Основные этапы развития химии. Взаимосвязь истории и методологии химии. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Периодизация исторического развития химии. Методология химии. | Практические | 1 | 3 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Концептуальные системы химии | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Предалхимический и алхимический периоды в химии | ||||||
2.1. | Предалхимический период (Первые цивилизации). Античная натурфилософия. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Алхимический период развития химического знания. Эпоха иатрохимии и технической химии (Т.Парацельс, Г.Агрикола, И.Глаубер) | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Химические знания и ремесла в первобытном обществе и в Древнем мире. | Практические | 1 | 3 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Итоги алхимического периода химии | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Химия XII-XVIII вв. | ||||||
3.1. | Период объединения химии. Пневмохимия. «Химик-скептик» Р.Бойля. Экспериментальная химия и атомистика XII века. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Период объединения. Флогистика. Дуалистические представления Бехера и Шталя. Исследования в химии М.В. Ломоносова. Кислородная теория А.Л.Лавуазье. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Период становления химии. Химическая революция. | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Период количественных законов | ||||||
4.1. | Становление научной химии. Период количественных законов. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.2. | История развития аналитической химия. История открытия химических элементов. Элементы I, II, III групп периодической системы. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | История открытия химических элементов. Элементы IV, V, VI групп периодической системы. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.4. | Период количественных законов | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.5. | Итоги периода количественных законов | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Основные достижения в химии XIX века. | ||||||
5.1. | Органическая химия. Учение о составе. Теория радикалов, типов, унитарная теория. Валентность. Возникновение структурных представлений в химии. Классическая структурная теория А.М.Бутлерова. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Исторические аспекты возникновения Периодического закона. Возможности предсказания свойств новых элементов. История открытия химический элементов VII, VIII групп периодической системы. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.3. | История становления органической химии. Периодический закон химических элементов Д.И.Менделеевым. | Практические | 1 | 3 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.4. | Последователи Д.И.Менделеева | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 6. История становления физической химии | ||||||
6.1. | Возникновение и развитие физической химии как учение о химическом процессе. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.2. | Физическая химия, как учение о химическом процессе | Практические | 1 | 3 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.3. | Основы теории растворов | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 7. Достижения химии XX века | ||||||
7.1. | Становление Новейшей химии. Вторая химическая революция. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
7.2. | Направления развития химии в XIX-XX веках | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
7.3. | Химия полимеров. Ядерная энергетика. Промышленная химия | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
7.4. | Основные черты развития химии XX века | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
7.5. | Достижения химии XX века | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
В приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Золотов Ю.А. | Введение в аналитическую химию: Учебные пособия | Издательство "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2016 | e.lanbook.com |
Л1.2 | И. Я. Миттова, А. М. Самойлов | История химии с древнейших времен до конца ХХ века (Т. 1): учеб. пособие для вузов : [в 2 т.] | Интеллект, 2009 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Штоббе, И. А | Краткий исторический очерк развития химии [Электронный ресурс] : учеб. пособие: | Барнаул : АлтГУ, 2017. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321703431., 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России) http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
106аК | учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS. |
Теоретический материал дисциплины «История и методология химии» изучается в течение одного семестра (1 семестр первого курса) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студента обеспечена возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Основу теоретической подготовки по дисциплине «История и методология химии» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических занятиях. Аудиторные занятия (лекции, практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой. При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы: - ресурсы электронной библиотечной системы; - ресурсы Интернет; - мультимедийная техника; - студенты могут получать консультации по E-mail. Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях. В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям: - полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины; - эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций; - использование дополнительных материалов. 1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины: Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут. Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут. Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю. Подготовка к практическому занятию – 2 час. 2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»). Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий: А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут). Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут). В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке. Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи. Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется). Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс, придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?. 3. Методические указания к практическим занятиям Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по вопросу; выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных задач по теме практического занятия; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос. При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к практическому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой. Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков: связь выступления с предшествующей темой или вопросом. раскрытие сущности проблемы. методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности. Приводимые участником практического занятия примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов |