Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 96 | 96 | 96 | 96 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является формирование представлений об основных видах художественных промыслов Сибири в контексте развития российских художественных промыслов и ремесел с целью применения данных знаний в преподавательской деятельности Задачи: -развитие творчески активной личности; -знакомство с основными ремеслами Сибири; -раскрытие своеобразия основных видов художественных промыслов; -приобщение к истокам народного искусства; -воспитание интереса к наследию русского народа, как части современной жизни; -воспитание у студентов чувства патриотизма, любви к своей Родине; -формирование навыков педагогической деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-11 | способностью применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Иметь представление об истории развития промыслов и современном состоянии художественных промыслов и ремёсел промыслов в Сибири; закономерностях художественного творчества; роли традиций и преемственности в современных достижениях декоративного искусства; о мерах государственной поддержки народных художественных промыслов. Знать историю возникновения традиционных ремесел и промыслов Сибири; основные характерные особенности ремесел и промыслов; географию распространения ремесел и связь с исторически сложившимися традициями; центры народных промыслов. Знать художественные производства, их современное состояние и перспективы развития; особенности изготовления традиционных предметов народного искусства; ремесленную основу творчества; закономерности декоративно-прикладного искусства, как вида художественно-творческой деятельности; своеобразие ремесленных изделий разных областей Сибири. Знать основные методы обучения, их классификацию и применение, основные черты и составные части педагогического процесса, основные этапы развития художественных промыслов России и Сибири. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь анализировать произведения декоративно-прикладного искусства; копировать эскизы произведений народного художественного прикладного творчества; работать с графическими и живописными материалами;создавать эскизы произведений народного художественного прикладного творчества на основе работ мастеров; планировать свою работу и рационально использовать свое рабочее время. Определять вид и давать характеристику изделиям народных промыслов. Уметь использовать выработанные компетенции для дальнейшего осмысления и усвоения программного материала -подготовки к осуществлению профессиональной деятельности и самостоятельного углубления, и расширения круга знаний в области художественных промыслов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Иметь навыки научно-исследовательской деятельности; владеть методами творческого исполнения; технологией изготовления изделий народных художественных промыслов; анализа произведения различных видов декоративно – прикладного искусства и народных промыслов. Иметь навыки самостоятельной организации и осуществления преподавательской деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Художественные промыслы как феномен русского народного искусства | ||||||
1.1. | Основные понятия и определения. Декоративно-прикладное искусство, народное творчество, традиция, вариативность, преемственность.Орнамент в народном искусстве. Самодеятельное творчество. Ремесленник, мастер народного искусства, народные художественные промыслы | Лекции | 1 | 2 | ПК-11 | Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
1.2. | Художественные промыслы России XVII - XIX вв. Народные художественные промыслы России начала XX в. Советское декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Традиции обработки материалов в художественном ремесле. Художественная обработка дерева. Керамика. Вышивка, ткачество и кружевоплетение. Косторезные и камнерезные промыслы. Лаковая миниатюрная живопись | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-11 | Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
1.3. | Подготовить презентацию по одному из видов традиционного народного искусства России. | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-11 | Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 2. Народное творчество русского населения Сибири | ||||||
2.1. | Этапы заселения Сибири. Хозяйственная деятельность переселенцев. Обрабатывающая и добывающая промышленность Сибири. Жилищные сибирские постройки. Художественная обработка дерева | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-11 | Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
2.2. | Декоративное оформление жилища. Интерьер сибирского дома. Роспись по металлу. Тюменская роспись. Алтайская домовая роспись. Ковроделие. Сибирские ремесла. Кожевенное производство. Текстиль и вышивка. Косторезное искусство. Камнерезное искусство Алтая. Гончарное производство | Практические | 1 | 2 | ПК-11 | Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 3. Изменение традиционного художественного творчества в контексте современной глобализации культуры Сибири. | ||||||
3.1. | Традиционные промыслы и ремесла в Алтайском крае в конце XX в. ООО "Турина гора". Общественные организации и семейный бизнес в народном декоративно-прикладном искусстве. Проблема профессионализма в современном народном декоративно-прикладном искусстве. Мотивы, сюжеты, темы современных произведений художественных промыслов Алтая. | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-11 | Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
3.2. | Влияние культурного туризма на художественный рынок народных промыслов. Анализ художественного рынка народных промыслов и ремесел в Алтайском крае. Фольклорно-мифологические образы в народном декоративно-прикладном искусстве Алтайского края. Традиционная народная игрушка в контексте современной художественной культуры. Современные технологии в художественной обработке древесины. Мастера народного искусства Алтайского края. | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-11 | Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 4. Методика преподавания дисциплины "Художественные промыслы Сибири" | ||||||
4.1. | Основные методы обучения, их классификация и применение, основные черты и составные части педагогического процесса | Лекции | 1 | 2 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1 |
4.2. | Формы и методы активного обучения в преподавании дисциплин по истории искусства | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1 |
4.3. | Традиционные и современные формы контроля знаний | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1 |
4.4. | Основные методы обучения, их классификация и применение, основные черты и составные части педагогического процесса | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1 |
Раздел 5. Разработка учебно-методических материалов по изготовлению изделий художественных промыслов | ||||||
5.1. | Учебно-методические материалы к занятиям по изготовлению глиняной игрушки | Практические | 1 | 2 | ПК-11 | Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Учебно-методические материалы | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-11 | Л3.1, Л1.1 |
5.3. | Учебно-методические материалы к занятиям по росписи | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-11 | Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1 |
5.4. | Учебно-методические материалы к занятиям по плетению из рогоза | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-11 | Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1 |
5.5. | Разработка эскизов плетеных скульптур из соломки | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-11 | Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1 |
5.6. | Учебно-методические материалы к занятиям по плетению из соломы | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-11 | Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1 |
5.7. | Учебно-методические материалы к занятиям с берестой | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-11 | Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1 |
5.8. | Зачёт | Зачет | 1 | 4 | ПК-11 | Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. | Теория обучения и воспитания: Учебник и практикум | Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Шокорова Л.В. | Художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2014 г. | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шокорова Л. В. | Народное декоративно-прикладное искусство Алтая: Монография | Барнаул: Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Шокорова Л. В. | Художественные промыслы Сибири: Метод. рекомендации | Изд-во АлтГу, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Традиционное искусство и современные художественные промыслы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока | www.bnr.narod.ru | ||
Э2 | Художественные промыслы | www.rukukla.ru | ||
Э3 | Народные промыслы России | www.ruspromysel.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle «Художественные промыслы Сибири» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Виды ремесла. Виды народных промыслов - http://studbooks.net/1034204/kulturologiya/osnovnye_napravleniya_sohraneniya_promyslov 5. Традиционные ремесла России - https://sites.google.com/site/mirmasterov/tradicionnye-remesla-rossii 6. Народное искусство и этнография - http://www.rybmuseum.ru/ru/collections-all/local-history/24-obshchaya-rus/collections/223-folk-art-and-ethnographic-collections-more |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
См. Приложение |