МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественные промыслы Сибири

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Художественные промыслы Сибири

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование представлений об основных видах художественных промыслов Сибири в контексте развития российских художественных промыслов и ремесел с целью применения данных знаний в преподавательской деятельности
Задачи:
-развитие творчески активной личности;
-знакомство с основными ремеслами Сибири;
-раскрытие своеобразия основных видов художественных промыслов;
-приобщение к истокам народного искусства;
-воспитание интереса к наследию русского народа, как части современной жизни;
-воспитание у студентов чувства патриотизма, любви к своей Родине;
-формирование навыков педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способностью применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление об истории развития промыслов и современном состоянии художественных промыслов и ремёсел промыслов в Сибири; закономерностях художественного творчества; роли традиций и преемственности в современных достижениях декоративного искусства; о мерах государственной поддержки народных художественных промыслов.
Знать историю возникновения традиционных ремесел и промыслов Сибири; основные характерные особенности ремесел и промыслов; географию распространения ремесел и связь с исторически сложившимися традициями; центры народных промыслов.
Знать художественные производства, их современное состояние и перспективы развития; особенности изготовления традиционных предметов народного искусства; ремесленную основу творчества; закономерности декоративно-прикладного искусства, как вида художественно-творческой деятельности; своеобразие ремесленных изделий разных областей Сибири.
Знать основные методы обучения, их классификацию и применение, основные черты и составные части педагогического процесса, основные этапы развития художественных промыслов России и Сибири.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь анализировать произведения декоративно-прикладного искусства; копировать эскизы произведений народного художественного прикладного творчества; работать с графическими и живописными материалами;создавать эскизы произведений народного художественного прикладного творчества на основе работ мастеров; планировать свою работу и рационально использовать свое рабочее время. Определять вид и давать характеристику изделиям народных промыслов.
Уметь использовать выработанные компетенции для дальнейшего осмысления и усвоения программного материала -подготовки к осуществлению профессиональной деятельности и самостоятельного углубления, и расширения круга знаний в области художественных промыслов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Иметь навыки научно-исследовательской деятельности; владеть методами творческого исполнения; технологией изготовления изделий народных художественных промыслов; анализа произведения различных видов декоративно – прикладного искусства и народных промыслов.
Иметь навыки самостоятельной организации и осуществления преподавательской деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественные промыслы как феномен русского народного искусства
1.1. Основные понятия и определения. Декоративно-прикладное искусство, народное творчество, традиция, вариативность, преемственность.Орнамент в народном искусстве. Самодеятельное творчество. Ремесленник, мастер народного искусства, народные художественные промыслы Лекции 1 2 ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.2. Художественные промыслы России XVII - XIX вв. Народные художественные промыслы России начала XX в. Советское декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Традиции обработки материалов в художественном ремесле. Художественная обработка дерева. Керамика. Вышивка, ткачество и кружевоплетение. Косторезные и камнерезные промыслы. Лаковая миниатюрная живопись Сам. работа 1 8 ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.3. Подготовить презентацию по одному из видов традиционного народного искусства России. Сам. работа 1 8 ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 2. Народное творчество русского населения Сибири
2.1. Этапы заселения Сибири. Хозяйственная деятельность переселенцев. Обрабатывающая и добывающая промышленность Сибири. Жилищные сибирские постройки. Художественная обработка дерева Сам. работа 1 4 ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.2
2.2. Декоративное оформление жилища. Интерьер сибирского дома. Роспись по металлу. Тюменская роспись. Алтайская домовая роспись. Ковроделие. Сибирские ремесла. Кожевенное производство. Текстиль и вышивка. Косторезное искусство. Камнерезное искусство Алтая. Гончарное производство Практические 1 2 ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 3. Изменение традиционного художественного творчества в контексте современной глобализации культуры Сибири.
3.1. Традиционные промыслы и ремесла в Алтайском крае в конце XX в. ООО "Турина гора". Общественные организации и семейный бизнес в народном декоративно-прикладном искусстве. Проблема профессионализма в современном народном декоративно-прикладном искусстве. Мотивы, сюжеты, темы современных произведений художественных промыслов Алтая. Сам. работа 1 8 ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.2
3.2. Влияние культурного туризма на художественный рынок народных промыслов. Анализ художественного рынка народных промыслов и ремесел в Алтайском крае. Фольклорно-мифологические образы в народном декоративно-прикладном искусстве Алтайского края. Традиционная народная игрушка в контексте современной художественной культуры. Современные технологии в художественной обработке древесины. Мастера народного искусства Алтайского края. Сам. работа 1 8 ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 4. Методика преподавания дисциплины "Художественные промыслы Сибири"
4.1. Основные методы обучения, их классификация и применение, основные черты и составные части педагогического процесса Лекции 1 2 ПК-11 Л3.1, Л1.1
4.2. Формы и методы активного обучения в преподавании дисциплин по истории искусства Сам. работа 1 8 ПК-11 Л3.1, Л1.1
4.3. Традиционные и современные формы контроля знаний Сам. работа 1 8 ПК-11 Л3.1, Л1.1
4.4. Основные методы обучения, их классификация и применение, основные черты и составные части педагогического процесса Сам. работа 1 8 ПК-11 Л3.1, Л1.1
Раздел 5. Разработка учебно-методических материалов по изготовлению изделий художественных промыслов
5.1. Учебно-методические материалы к занятиям по изготовлению глиняной игрушки Практические 1 2 ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Учебно-методические материалы Сам. работа 1 6 ПК-11 Л3.1, Л1.1
5.3. Учебно-методические материалы к занятиям по росписи Сам. работа 1 6 ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
5.4. Учебно-методические материалы к занятиям по плетению из рогоза Сам. работа 1 6 ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
5.5. Разработка эскизов плетеных скульптур из соломки Сам. работа 1 6 ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
5.6. Учебно-методические материалы к занятиям по плетению из соломы Сам. работа 1 6 ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
5.7. Учебно-методические материалы к занятиям с берестой Сам. работа 1 6 ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
5.8. Зачёт Зачет 1 4 ПК-11 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания: Учебник и практикум Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Шокорова Л.В. Художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2014 г. elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шокорова Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство Алтая: Монография Барнаул: Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Шокорова Л. В. Художественные промыслы Сибири: Метод. рекомендации Изд-во АлтГу, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Традиционное искусство и современные художественные промыслы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока www.bnr.narod.ru
Э2 Художественные промыслы www.rukukla.ru
Э3 Народные промыслы России www.ruspromysel.ru
Э4 Курс в Moodle «Художественные промыслы Сибири» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Виды ремесла. Виды народных промыслов - http://studbooks.net/1034204/kulturologiya/osnovnye_napravleniya_sohraneniya_promyslov
5. Традиционные ремесла России - https://sites.google.com/site/mirmasterov/tradicionnye-remesla-rossii
6. Народное искусство и этнография - http://www.rybmuseum.ru/ru/collections-all/local-history/24-obshchaya-rus/collections/223-folk-art-and-ethnographic-collections-more

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение