МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильНаноинжиниринг функциональных и биомиметических материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_НФБМ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 56
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 56 56 56 56
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Чепрасова М.Ю.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, председатель методической комиссии ХФ, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
История и методология химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1042)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины «История и методология химии» ознакомить с основными этапами развития химии, показать, раскрыть роль исторического подхода в установлении взаимосвязи между естественнонаучными и гуманитарными предметами, показать неразрывность истории и методологии химии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ПК-2 владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Историю химии. Основные этапы развития химии, научные достижения наиболее выдающихся зарубежных и российских химиков, место химии в современном мире.
3.2.Уметь:
3.2.1.Планировать, организовывать и анализировать результаты своей педагогической деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Различными методиками преподавания для достижения наибольшей эффективности усвоения знаний учащимися с разным уровнем базовой подготовки. Анализ и восприятие текстов, имеющих философское содержание, навыками публичной речи, изложения собственной точки зрения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История химии. Взаимосвязь истории и методологии химии
1.1. Основные этапы развития химии. Взаимосвязь истории и методологии химии. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Периодизация исторического развития химии. Методология химии. Практические 1 4 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Концептуальные системы химии Сам. работа 1 8 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Предалхимический и алхимический периоды в химии
2.1. Предалхимический период (Первые цивилизации). Античная натурфилософия. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Алхимический период развития химического знания. Эпоха иатрохимии и технической химии (Т.Парацельс, Г.Агрикола, И.Глаубер) Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Химические знания и ремесла в первобытном обществе и в Древнем мире. Практические 1 6 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Итоги алхимического периода химии Сам. работа 1 10 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Химия XII-XVIII вв.
3.1. Период объединения химии. Пневмохимия. «Химик-скептик» Р.Бойля. Экспериментальная химия и атомистика XII века. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Период объединения. Флогистика. Дуалистические представления Бехера и Шталя. Исследования в химии М.В. Ломоносова. Кислородная теория А.Л.Лавуазье. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Период становления химии. Химическая революция. Практические 1 4 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Период количественных законов
4.1. Становление научной химии. Период количественных законов. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. История развития аналитической химия. История открытия химических элементов. Элементы I, II, III групп периодической системы. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. История открытия химических элементов. Элементы IV, V, VI групп периодической системы. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Период количественных законов Практические 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Итоги периода количественных законов Сам. работа 1 10 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Основные достижения в химии XIX века.
5.1. Органическая химия. Учение о составе. Теория радикалов, типов, унитарная теория. Валентность. Возникновение структурных представлений в химии. Классическая структурная теория А.М.Бутлерова. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Исторические аспекты возникновения Периодического закона. Возможности предсказания свойств новых элементов. История открытия химический элементов VII, VIII групп периодической системы. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. История становления органической химии. Периодический закон химических элементов Д.И.Менделеевым. Практические 1 4 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.4. Последователи Д.И.Менделеева Сам. работа 1 8 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. История становления физической химии
6.1. Возникновение и развитие физической химии как учение о химическом процессе. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Физическая химия, как учение о химическом процессе Практические 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Основы теории растворов Сам. работа 1 10 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Достижения химии XX века
7.1. Становление Новейшей химии. Вторая химическая революция. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Направления развития химии в XIX-XX веках Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Химия полимеров. Ядерная энергетика. Промышленная химия Лекции 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.4. Основные черты развития химии XX века Практические 1 2 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.5. Достижения химии XX века Сам. работа 1 10 ОК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Золотов Ю.А. Введение в аналитическую химию: Учебные пособия Издательство "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2016 e.lanbook.com
Л1.2 И. Я. Миттова, А. М. Самойлов История химии с древнейших времен до конца ХХ века (Т. 1): учеб. пособие для вузов : [в 2 т.] Интеллект, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Штоббе, И. А Краткий исторический очерк развития химии [Электронный ресурс] : учеб. пособие: Барнаул : АлтГУ, 2017. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321703431., 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины «История и методология химии» изучается в течение одного семестра (1 семестр первого курса) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студента обеспечена возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «История и методология химии» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических занятиях. Аудиторные занятия (лекции, практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой.
При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы:
- ресурсы электронной библиотечной системы;
- ресурсы Интернет;
- мультимедийная техника;
- студенты могут получать консультации по E-mail.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс, придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?.
3. Методические указания к практическим занятиям
Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по вопросу; выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных задач по теме практического занятия; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к практическому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой.
Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:
связь выступления с предшествующей темой или вопросом.
раскрытие сущности проблемы.
методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.
Приводимые участником практического занятия примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов