Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.03.01. Химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_03_01_Химия-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор
1.1. | - вооружить знаниями и умениями, необходимыми для организации учебно-воспитательного процесса по химии в образовательных учреждениях; - сформировать умение проектировать образовательный процесс на основе документов, отражающих содержание образования и планирование учебного процесса в ОУ (Государственный общеобразовательный стандарт, базисный учебный план, учебные программы, учебники); - сформировать умения организовывать продуктивный учебный процесс в образовательных учреждениях разного уровня и направления; - развивать адекватную самооценку, ответственность за результаты своей профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01.ДВ.01 |
ОПК-1 | способностью использовать полученные знания теоретических основ фундаментальных разделов химии при решении профессиональных задач |
ПК-13 | способностью планировать, организовывать и анализировать результаты своей педагогической деятельности |
ПК-14 | владением различными методиками преподавания химии для достижения наибольшей эффективности усвоения знаний учащимися с разным уровнем базовой подготовки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - цели и задачи курса методики преподавания химии, содержание школьной программы, учебников, учебных и методических пособий по химии и нормативной документации, систему средств обучения химии и их дидактические возможности; - методы обучения химии и контроля его результатов, технику безопасности при работе в школьном кабинете химии и охрану труда, современные технологии обучения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать программы, учебники и методическую литературу по предмету, организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты, |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - планировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроке и вне его на основе достижений современной методики обучения химии и информационных технологий; - применять и правильно сочетать общепедагогические и специфические методы для обучения химии; - грамотно использовать возможности предмета для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач; - использовать потенциал школьного курса химии для экологического образования учащихся; - осуществлять внутри- и межпредметную интеграцию знаний в процессе обучения; использовать политехническую направленность курса химии с учетом регионального фактора; - внедрять достижения мировой культуры в процессе обучения химии (гуманитаризация процесса обучения предмету); |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1. Современная концепция школьного химического образования | ||||||
1.1. | 1. Современная концепция школьного химического образования | Лекции | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | Л1.2 |
1.2. | Концепция школьного химического образования | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
1.3. | Содержание образования | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
1.4. | Самостоятельная работа студентов | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
Раздел 2. 2. Нормативная база школьного химического образования | ||||||
2.1. | 2. Нормативная база школьного химического образования | Лекции | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
2.2. | 2. Нормативная база школьного химического образования | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
2.3. | Самостоятельная работа студентов | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
Раздел 3. 4. Отбор предметного содержания | ||||||
3.1. | 4. Отбор предметного содержания | Лекции | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
3.2. | 4. Отбор предметного содержания | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Сасостоятельная работа студентов | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
Раздел 4. 5. Построение современных школьных курсов химии | ||||||
4.1. | 5. Построение современных школьных курсов химии | Лекции | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | Л1.1 |
4.2. | Классификация курсов химии | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
4.3. | Пропедевтический этап формирования знаний по химии | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | Л1.1 |
4.4. | Самостоятельная работа студентов | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
Раздел 5. Программы по химии | ||||||
5.1. | Школьные программы по химии | Лекции | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
5.2. | Программы по химии | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
5.3. | Самостоятельная работа студентов | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
Раздел 6. 6. Методы обучения, современные подходы к классификации | ||||||
6.1. | 6. Методы обучения, современные подходы к классификации | Лекции | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
6.2. | 6. Методы бучения | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
6.3. | Продуктивные и активные методы обучения | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
6.4. | Самостоятельная работа студентов | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
Раздел 7. 7. Технологии обучения химии | ||||||
7.1. | Педагогические приемы | Лекции | 8 | 1 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
7.2. | Педагогические приемы | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
7.3. | Образовательные технологии | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
7.4. | Самостоятельная работа студентов | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
Раздел 8. Современные подходы к обучению химии | ||||||
8.1. | Современные подходы в обучении химии | Лекции | 8 | 1 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
8.2. | Современные подходы в обучении химии | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
8.3. | Компетентностный подход в обучении химии | Лекции | 8 | 1 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
8.4. | Компетентностный подход в обучении химии | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
8.5. | Деятельностный подход в обучении | Лекции | 8 | 1 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
8.6. | Деятельностный подход в обучении | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
8.7. | Исследовательская работа учащихся | Лекции | 8 | 1 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
8.8. | Исследовательская работа учащихся | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
8.9. | Самостоятельная работа учащихся по химии | Лекции | 8 | 1 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
8.10. | Самостоятельная работа учащихся по химии | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
8.11. | Самостоятельная работа студентов | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-1, ПК-13, ПК-14 | |
Раздел 9. |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
В приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. в Приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ахметов Н.С. | Общая и неорганическая химия: учебник: Учебники | Издательство "Лань", 2018 | e.lanbook.com |
Л1.2 | [авт.-сост.: Н. Г. Базарнова и др.] | Актуальные вопросы методики обучения химии в школе [Электронный ресурс]: образоват. прогр. повышения квалификации | АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шабаров Ю. С. | Органическая химия: Учебники | Издательство "Лань", 2011 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России) http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в лекционных и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса. Теоретический материал дисциплины «Научные основы школьного курса химии» изучается в течение одного семестра (9 семестр пятого курса) по очной форме обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Основу теоретической подготовки по дисциплине «Научные основы школьного курса химии» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на семинарских занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к лабораторным занятиям. При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы: - ресурсы электронной библиотечной системы; - ресурсы Интернет; - мультимедийная техника; - студенты могут получать консультации по SKYPE, E-mail, ISQ, вебинару. Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на семинарских занятиях. В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям: - полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины; - правильность ответов на вопросы и задания практической направленности; - эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций; - использование дополнительных материалов. 1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины: Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут. Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут. Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю. Подготовка к практическому занятию – 2 час. 2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»). Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий: А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут). Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут). В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке. Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задании. Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется). Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?. 3. Методические указания к практическим занятиям Готовясь к практическим занятиям, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по вопросу; выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос. При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к семинарскому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой. Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков: связь выступления с предшествующей темой или вопросом. раскрытие сущности проблемы. методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности. Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов. |