МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научные основы школьного курса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.03.01. Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_03_01_Химия-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 58
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 58 58 58 58
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат химических наук, доцент, Чепрасова Марина Юрьевна

Рецензент(ы):
кандидат химических наук, доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Научные основы школьного курса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.03.01 ХИМИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №210)

составлена на основании учебного плана:
04.03.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- вооружить знаниями и умениями, необходимыми для организации учебно-воспитательного процесса по химии в образовательных учреждениях;
- сформировать умение проектировать образовательный процесс на основе документов, отражающих содержание образования и планирование учебного процесса в ОУ (Государственный общеобразовательный стандарт, базисный учебный план, учебные программы, учебники);
- сформировать умения организовывать продуктивный учебный процесс в образовательных учреждениях разного уровня и направления;
- развивать адекватную самооценку, ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать полученные знания теоретических основ фундаментальных разделов химии при решении профессиональных задач
ПК-13 способностью планировать, организовывать и анализировать результаты своей педагогической деятельности
ПК-14 владением различными методиками преподавания химии для достижения наибольшей эффективности усвоения знаний учащимися с разным уровнем базовой подготовки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- цели и задачи курса методики преподавания химии, содержание школьной программы, учебников, учебных и методических пособий по химии и нормативной документации, систему средств обучения химии и их дидактические возможности;
- методы обучения химии и контроля его результатов, технику безопасности при работе в школьном кабинете химии и охрану труда, современные технологии обучения
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать программы, учебники и методическую литературу по предмету,
организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты,
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- планировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроке и вне его на основе достижений современной методики обучения химии и информационных технологий;
- применять и правильно сочетать общепедагогические и специфические методы для обучения химии;
- грамотно использовать возможности предмета для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач;
- использовать потенциал школьного курса химии для экологического образования учащихся;
- осуществлять внутри- и межпредметную интеграцию знаний в процессе обучения;
использовать политехническую направленность курса химии с учетом регионального фактора;
- внедрять достижения мировой культуры в процессе обучения химии (гуманитаризация процесса обучения предмету);

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Современная концепция школьного химического образования
1.1. 1. Современная концепция школьного химического образования Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14 Л1.2
1.2. Концепция школьного химического образования Практические 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
1.3. Содержание образования Практические 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
1.4. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 8 6 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
Раздел 2. 2. Нормативная база школьного химического образования
2.1. 2. Нормативная база школьного химического образования Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
2.2. 2. Нормативная база школьного химического образования Практические 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
2.3. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 8 6 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
Раздел 3. 4. Отбор предметного содержания
3.1. 4. Отбор предметного содержания Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
3.2. 4. Отбор предметного содержания Практические 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14 Л1.2, Л2.1
3.3. Сасостоятельная работа студентов Сам. работа 8 6 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
Раздел 4. 5. Построение современных школьных курсов химии
4.1. 5. Построение современных школьных курсов химии Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14 Л1.1
4.2. Классификация курсов химии Практические 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
4.3. Пропедевтический этап формирования знаний по химии Практические 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14 Л1.1
4.4. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 8 6 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
Раздел 5. Программы по химии
5.1. Школьные программы по химии Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
5.2. Программы по химии Практические 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
5.3. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 8 4 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
Раздел 6. 6. Методы обучения, современные подходы к классификации
6.1. 6. Методы обучения, современные подходы к классификации Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
6.2. 6. Методы бучения Практические 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
6.3. Продуктивные и активные методы обучения Практические 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
6.4. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 8 10 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
Раздел 7. 7. Технологии обучения химии
7.1. Педагогические приемы Лекции 8 1 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
7.2. Педагогические приемы Практические 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
7.3. Образовательные технологии Практические 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
7.4. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 8 10 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
Раздел 8. Современные подходы к обучению химии
8.1. Современные подходы в обучении химии Лекции 8 1 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
8.2. Современные подходы в обучении химии Практические 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
8.3. Компетентностный подход в обучении химии Лекции 8 1 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
8.4. Компетентностный подход в обучении химии Практические 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
8.5. Деятельностный подход в обучении Лекции 8 1 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
8.6. Деятельностный подход в обучении Практические 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
8.7. Исследовательская работа учащихся Лекции 8 1 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
8.8. Исследовательская работа учащихся Практические 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
8.9. Самостоятельная работа учащихся по химии Лекции 8 1 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
8.10. Самостоятельная работа учащихся по химии Практические 8 2 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
8.11. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 8 10 ОПК-1, ПК-13, ПК-14
Раздел 9.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия: учебник: Учебники Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
Л1.2 [авт.-сост.: Н. Г. Базарнова и др.] Актуальные вопросы методики обучения химии в школе [Электронный ресурс]: образоват. прогр. повышения квалификации АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шабаров Ю. С. Органическая химия: Учебники Издательство "Лань", 2011 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в лекционных и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Теоретический материал дисциплины «Научные основы школьного курса химии» изучается в течение одного семестра (9 семестр пятого курса) по очной форме обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «Научные основы школьного курса химии» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на семинарских занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к лабораторным занятиям.
При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы:
- ресурсы электронной библиотечной системы;
- ресурсы Интернет;
- мультимедийная техника;
- студенты могут получать консультации по SKYPE, E-mail, ISQ, вебинару.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на семинарских занятиях.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на вопросы и задания практической направленности;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.

1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задании.
Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?.
3. Методические указания к практическим занятиям
Готовясь к практическим занятиям, студенты должны:
познакомиться с рекомендованной литературой;
рассмотреть различные точки зрения по вопросу;
выделить проблемные области;
сформулировать собственную точку зрения;
познакомиться со способами решения расчетных задач по теме семинара;
предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к семинарскому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой.
Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:
связь выступления с предшествующей темой или вопросом.
раскрытие сущности проблемы.
методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.
Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.