МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологический тренинг общения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, декан ФПП, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психологический тренинг общения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология. Уровень высшего образования Бакалавриат. Квалификация Академический бакалавр. Утвержден 07.08.2014, №946 Программа разработана для очной формы обучения.

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., к.псх.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., к.псх.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Психологический тренинг общения» является психологическое сопровождение профессионального становления студентов-психологов на первом этапе обучения; установление психологического контакта между студентами и между преподавателем и студентами; помощь в преодолении разнообразных психологических барьеров, возникающих в процессе взаимодействия; формирование у студентов позиции сотрудничества во внутригрупповом взаимодействии; повышение компетентности в общении.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-13 способностью к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику психологического тренинга как способа оптимизации социально-психологического климата в группе, повышения уровня эффективности групповой совместной деятельности; понятия эмпатии, обратной связи; правила работы в группе тренинга; правила подачи и восприятия обратной связи.
3.2.Уметь:
3.2.1.активно выслушивать партнера по общению; проявлять безоценочное восприятие Другого; сообщать информацию о себе по типу Я-высказывания; анализировать командные роли, давать конструктивную обратную связь в процессе совместной групповой деятельности в рамках психологического тренинга.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения невербальными средствами для установления контакта в процессе общения; способами подачи и восприятия обратной связи, способами самопредъявления и командной работы в рамках выполнения групповой деятельности в процессе психологического тренинга.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ознакомление.
1.1. Знакомство с правилами работы в группе тренинга. Практические 1 2 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Определение общегрупповой цели. Практические 1 2 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Правила подачи и восприятия обратной связи. Практические 1 2 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Основные принципы, цели и задачи психологического тренинга Сам. работа 1 8 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Межличностное общение.
2.1. Вербальные и невербальные средства общения. Практические 1 2 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Эффективная самопрезентация. Практические 1 1 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Трудности выступления перед аудиторией. Практические 1 1 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Общение в процессе тренинговой работы Сам. работа 1 20 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Внутригрупповые процессы.
3.1. Осознание каждым участником собственного положения и функций в учебной группе. Практические 1 2 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Конфликтные ситуации в группе. Практические 1 2 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Командообразование. Практические 1 2 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Групповая сплоченность Сам. работа 1 18 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Развитие рефлексивности.
4.1. Осознание собственных ощущений, чувств, мыслей в различных ситуациях группового взаимодействия. Практические 1 4 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Анализ личностных и групповых изменений. Практические 1 2 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Соотнесение целей и результатов тренинга. Практические 1 2 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Тренинг как метод воздействия Сам. работа 1 11 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Экзамен 1 27 ОК-6, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Левкин В. Е. Социально-психологический тренинг для психолога: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. В. Шамардина, И. А. Ральникова Самореализация в контексте личностного роста: социально-психологический тренинг общения [Электронный ресурс]: монография АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Ефимова Наталия Сергеевна Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие ФОРУМ, 2018 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение всех занятий, поскольку они будут проходить в форме тренинга. После второго занятия тренинговая группа считается закрытой и студенты не посещавшие занятия будут готовиться к сдаче зачета самостоятельно по предложенным вопросам.
2. При подготовке к практическим занятиям следует знакомиться с предложенной литературой, а также осуществлять наблюдение за своими психическими состояниями, способом взаимодействия в разных социальных ситуациях.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом, тренинговых упражнениях, в самонаблюдении.
4. В процессе участия в практических занятиях необходимо вести дневник, в котором фиксируются основные изменения эмоционального состояния при выполнении и обсуждении различного рода упражнений.
5. Условиями допуска к экзамену по дисциплине являются обязательное посещение практических занятий, или самостоятельная подготовка по вопросам к зачету, а также ведение дневника самонаблюдений, написание эссе.