МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информатика в системе школьного и дополнительного образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере информатики и робототехники
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_ИиР-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17,329999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Гребенкин И.А.

Рецензент(ы):
д.п.н, профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Информатика в системе школьного и дополнительного образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна, д.п.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна, д.п.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие у студентов профессиональных компетенций, включающих способность проектировать и реализовывать образовательные программы по информатике в системе школьного и дополнительного образования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
ПК-1 Способен организовывать и осуществлять обучение по информатике и робототехнике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования в сфере информатики и робототехники
ПК-2 Способен организовывать и осуществлять воспитательную деятельность в организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-3 Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе в организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-4 Способен организовывать деятельность обучающихся по освоению дополнительной общеобразовательной программы по информатике и робототехнике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности проектирования и использования психолого-педагогических, в том числе инклюзивных, технологий в профессиональной деятельности;
перечень и основные положения нормативно-правовых документов инклюзивного образования и индивидуализации обучения;
общие и специфические особенности психофизического развития обучающихся с особыми образовательными потребностями;
современную методологию педагогического проектирования;
содержание и результаты исследований в области педагогического проектирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать специальные условия и применять психолого- педагогические технологии при инклюзивном образовании обучающихся с особыми образовательными потребностями;
проектировать и организовывать деятельность обучающихся с особыми образовательными потребностями по овладению адаптированной образовательной программой инклюзивного образования;
определять цель и задачи проектирования педагогической деятельности исходя из условий педагогической ситуации;
разрабатывать педагогический проект для решения заданной педагогической проблемы на основе современных научных знаний и материалов педагогических исследований;
создавать условия для развития обучающихся, мотивировать их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной образовательной программы), привлекать к целеполаганию;
использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся с учетом: избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками осуществления деятельности по проектированию и использованию эффективных психолого-педагогических, в том числе инклюзивных, технологий в профессиональной деятельности для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
навыками проектирования педагогической деятельности на основе специальных научных знаний и результатов исследований
формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.;
предметно-педагогической ИКТ-компетентностью в области информатики и робототехники;
управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
находит ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивает его понимание и переживание обучающимися;
управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
находит ценностный аспект учебного знания и информации в области биологии и химии, обеспечивает его понимание и переживание обучающимися
осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ по информатике и робототехнике;
осуществляет (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ по информатике и робототехнике;
разрабатывает и реализует индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
разрабатывает и реализует индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Информатика. Введение
1.1. Роль информатики в стимуляции познавательной деятельности учащихся в системе школьного и дополнительного образования Сам. работа 1 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
1.2. Актуальные вопросы индивидуализации обучения в преподавании информатики Сам. работа 1 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
1.3. Современные подходы в преподавании информатики Лекции 1 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
1.4. Современные подходы в преподавании информатики Практические 1 4 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
1.5. Современные подходы в преподавании информатики Сам. работа 1 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Информатика в системе школьного образования
2.1. Задачи школьного курса информатики Лекции 1 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
2.2. Разработка рабочей программы учебного предмета «Информатика» Практические 1 4 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
2.3. Разработка рабочей программы учебного предмета «Информатика» Сам. работа 1 6 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
2.4. Современные средства ИКТ Лекции 1 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
2.5. Современные средства ИКТ Сам. работа 1 6 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
2.6. Опыт организации проектной деятельности по информатике Практические 1 4 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
2.7. Опыт организации проектной деятельности по информатике Сам. работа 1 6 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
2.8. Методы контроля в обучении школьников информатике Практические 1 4 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
2.9. Методы контроля в обучении школьников информатике Сам. работа 1 4 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
2.10. Независимая оценка качества образования. Порядок проведения ОГЭ и ЕГЭ по информатике и ИКТ, оценка результатов работы и содержание КИМ Лекции 1 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
2.11. Независимая оценка качества образования. Порядок проведения ОГЭ и ЕГЭ по информатике и ИКТ, оценка результатов работы и содержание КИМ Практические 1 6 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
2.12. Независимая оценка качества образования. Порядок проведения ОГЭ и ЕГЭ по информатике и ИКТ, оценка результатов работы и содержание КИМ Сам. работа 1 8 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Информатика в системе дополнительного образования
3.1. Информатика в структуре системы дополнительного образования Лекции 1 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
3.2. Организация работы детского объединения по робототехнике Практические 1 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
3.3. Организация работы детского объединения по робототехнике Сам. работа 1 6 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
3.4. Актуальные направления в преподавании ИТ в системе дополнительного образования Практические 1 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
3.5. Актуальные направления в преподавании ИТ в системе дополнительного образования Сам. работа 1 3 ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1
3.6. Экзамен Экзамен 1 27 ОПК-6, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебник Академия, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (экзамена)автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.