МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология конфликта

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, декан ФПП, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология конфликта

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология(уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических знаний в области психологии конфликта, а также формирование и развитие у обучаемых навыков и умений решения конкретных задач по разрешению конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-11 способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, структуру, виды конфликта в различных межличностных, личностно-групповых и межгрупповых отношениях; способы анализа конфликтной ситуации в различных типах межличностных и социальных отношениях; понятие, виды и функции обратной связи; основные роли обратной связи в разрешении конфликтных ситуаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.диагностировать структурные компоненты конфликта с целью выбора способа его разрешения; выбирать и реализовывать способы разрешения конфликтов в различных типах межличностных и социальных отношениях; давать и воспринимать обратную связь; анализировать и выбирать способ подачи обратной связи наиболее приемлемый в конфликтной ситуации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методами оценки, анализа и разрешения конфликтов межличностного, личностно-группового и межгруппового характера; методами приема и подачи обратной связи в конфликтных ситуациях; методами анализа эффективности переговорного процесса при решении конфликта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конфликт как предмет изучения в психологической науке
1.1. Теоретические подходы к изучению конфликта Сам. работа 1 20 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
1.2. Понятие, структура,функции, виды конфликта. Развитие конфликта. Практические 1 2 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
1.3. Понятие, структура,функции, виды конфликта. Развитие конфликта. Лекции 1 1 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
1.4. Поведенческие стратегии в конфликтных ситуациях. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
1.5. Конфликтные типы личности. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
1.6. Понятие, структура,функции, виды конфликта. Развитие конфликта. Сам. работа 1 10 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 2. Виды конфликтов.
2.1. Внутриличностные конфликты. Сам. работа 1 10 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
2.2. Межличностные конфликты. Сам. работа 1 10 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
2.3. Организационные конфликты. Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
2.4. Конфликты в больших социальных группах. Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 3. Методы управления конфликтами.
3.1. Виды методов разрешения конфликтов. Практические 1 1 ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
3.2. Переговоры как эффективный метод разрешения конфликтов. Практические 1 1 ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
3.3. Методы управления и разрешения конфликтов. Лекции 1 1 ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
3.4. Методы разрешения и управления конфликтами. Сам. работа 1 20 ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
3.5. Зачет 1 4 ОПК-1, ПК-11 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кашапов М. М. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник М.: Дашков и К°, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хасан, Б. И. Конструктивная психология конфликта: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учеб. для вузов М. : ЮНИТИ-[ДАНА] // ЭБС "Университетская библиотека online", 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Конфликтология сфер социальной жизни: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство КНИТУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.4 В.Л. Цветков Психология конфликта: От теории к практике : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118984
Л2.5 Каменская В.Г. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА И МОТИВАЦИИ В СТРУКТУРЕ КОНФЛИКТА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие конфликтов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за конфликтами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных конфликтных ситуаций.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа конфликтов.
5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение лекционных и практических занятий, тестирование, подготовка доклада, выполнение практических заданий.