МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Органическая химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.03.01. Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость18 ЗЕТ
Учебный план04_03_01_Химия-3-2019
Часов по учебному плану 648
в том числе:
аудиторные занятия 358
самостоятельная работа 236
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5, 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 17 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 46 46 46 46 92 92
Лабораторные 86 86 100 100 186 186
Практические 40 40 40 40 80 80
Сам. работа 125 125 111 111 236 236
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 324 324 324 324 648 648

Программу составил(и):
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, председатель методической комиссии ХФ, Харнутова Е.П.;к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Органическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.03.01 Химия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №210)

составлена на основании учебного плана:
04.03.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 12.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение классификации, номенклатуры и изомерии органических соединений; изучение строения, физических и
химических свойств основных классов органических соединений; изучение закономерностей и условий
протекания важнейших реакций органических соединений; овладение основными экспериментальными навыками
органического синтеза, выделения, очистки и идентификации органических веществ химическими и физико-
химическими методами исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать полученные знания теоретических основ фундаментальных разделов химии при решении профессиональных задач
ОПК-2 владением навыками проведения химического эксперимента, основными синтетическими и аналитическими методами получения и исследования химических веществ и реакций
ОПК-5 способностью к поиску и первичной обработке научной и научно-технической информации
ОПК-6 знанием норм техники безопасности и умением реализовать их в лабораторных и технологических условиях
ПК-1 способностью выполнять стандартные операции по предлагаемым методикам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия и теоретические основы органической химии;
- особенности строения и реакционной способности основных классов органических соединений;
- механизмы, закономерности и условия протекания важнейших реакций органических соединений;
- основные методы органического синтеза.
3.2.Уметь:
3.2.1.- классифицировать органические соединения; составлять названия органических соединений по рациональной и систематической номенклатуре;
- составлять структурные формулы органических соединений по их названиям;
- качественно охарактеризовывать распределение электронной плотности в молекуле органического соединения;
- прогнозировать физические, химические и спектральные свойства органических соединений;
- описывать механизмы основных типов химических превращений с участием органических соединений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- составления названий органических соединений;
- составления структурных формул органических соединений, схем и механизмов органических реакций;
- прогнозирования физических и химических свойств органических соединений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы органической химии Номенклатура, строение, физические и химические свойства алканов, циклоалканов. Способы получения. Физические и физико-химические методы исследования в органической химии
1.1. Теоретические основы органической химии Лекции 5 12 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Номенклатура, строение, физические и химические свойства алканов и циклоалканов. Способы получения Лекции 5 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Общие методы работы в лаборатории органического синтеза. Техника безопасности. Коллоквиум Практические 5 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Общие методы работы в лаборатории органического синтеза. Техника безопасности. Коллоквиум Лабораторные 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.5. Очистка твердых веществ перекристаллизацией. Определение температуры плавления Практические 5 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.6. Очистка твердых веществ перекристаллизацией. Определение температуры плавления Лабораторные 5 10 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.7. Теоретические основы органической химии Номенклатура, строение, физические и химические свойства алканов, циклоалканов. Способы получения. Физические и физико-химические методы исследования в органической химии Сам. работа 5 49 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Номенклатура, строение, физические и химические свойства, способы получения алкенов, алкадиенов, алкинов, моно- и полиядерных ароматических углеводородов
2.1. Номенклатура, строение, физические и химические свойства алкенов, циклоалкенов и алкадиенов. Способы получения Лекции 5 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Номенклатура, строение, физические и химические свойства алкенов, циклоалкенов и алкадиенов Практические 5 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Очистка жидких веществ перегонкой. Определение констант жидкого вещества Лабораторные 5 12 ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Номенклатура, строение, физические и химические свойства алкинов и циклоалкинов. Способы получения Лекции 5 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Номенклатура, строение, физические и химические свойства алкинов и циклоалкинов Практические 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Элементный качественный анализ органических соединений Лабораторные 5 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.7. Изучение свойств алканов, алкенов и алкинов Лабораторные 5 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.8. Номенклатура, строение, физические и химические свойства моно- и полиядерных ароматических углеводородов. Способы получения Лекции 5 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.9. Номенклатура, строение, физические и химические свойства моно- и полиядерных ароматических углеводородов Практические 5 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.10. Изучение свойств ароматических углеводородов Лабораторные 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.11. Синтез производных ароматических углеводородов Лабораторные 5 8 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.12. Номенклатура, строение, физические и химические свойства, способы получения алкенов, алкадиенов, алкинов, моно- и полиядерных ароматических углеводородов Сам. работа 5 38 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Номенклатура, строение, физические и химические свойства, способы получения галогенопроизводных углеводородов, металлоорганических соединений, гидроксипроизводных углеводородов, простых эфиров, окисей
3.1. Номенклатура, строение, физические и химические свойства галогенпроизводных углеводородов. Способы получения Лекции 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Номенклатура, строение, физические и химические свойства галогенпроизводных углеводородов Практические 5 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Изучение свойств галогенпроизводных углеводородов Лабораторные 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.4. Синтез галогенпроизводных углеводородов. Синтез на основе галогенпроизводных углеводородов Лабораторные 5 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.5. Реакции элиминирования. Номенклатура, строение, физические и химические свойства металлорганических соединений. Способы получения Лекции 5 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.6. Реакции элиминирования. Номенклатура, строение, физические и химические свойства металлорганических соединений Практические 5 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.7. Синтез на основе магнийорганических соединений Лабораторные 5 12 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.8. Номенклатура, строение, физические и химические свойства гидроксипроизводных углеводородов, простых эфиров, окисей. Способы получения Лекции 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.9. Номенклатура, строение, физические и химические свойства гидроксипроизводных углеводородов, простых эфиров, окисей Практические 5 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.10. Изучение свойств спиртов Лабораторные 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.11. Изучение свойств фенолов Лабораторные 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.12. Синтез гидроксилсодержащих соединений. Синтез на основе гидроксилсодержащих соединений Лабораторные 5 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.13. Номенклатура, строение, физические и химические свойства, способы получения галогенопроизводных углеводородов, металлоорганических соединений, гидроксипроизводных углеводородов, простых эфиров, окисей Сам. работа 5 38 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Альдегиды, кетоны, хиноны: номенклатура, строение, физические и химические свойства. Способы получения
4.1. Номенклатура, строение, физические и химические свойства альдегидов, кетонов и хинонов. Способы получения Лекции 6 16 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.2. Номенклатура, строение, физические и химические свойства альдегидов, кетонов и хинонов Практические 6 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.3. Изучение свойств альдегидов и кетонов Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.4. Синтез карбонильных соединений Лабораторные 6 12 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.5. Синтез на основе реакции конденсации карбонильных соединений Лабораторные 6 10 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.6. Альдегиды, кетоны, хиноны: номенклатура, строение, физические и химические свойства. Способы получения Сам. работа 6 34 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Карбоновые кислоты и их производные, углеводы: номенклатура, строение, физические и химические свойства. Способы получения
5.1. Номенклатура, строение, физические и химические свойства карбоновых кислот и их производных. Способы получения Лекции 6 12 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.2. Номенклатура, строение, физические и химические свойства карбоновых кислот и их производных Практические 6 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.3. Изучение свойств карбоновых кислот Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.4. Изучение свойств функциональных производных карбоновых кислот Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.5. Синтез карбоновых кислот Лабораторные 6 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.6. Синтез функциональных производных карбоновых кислот Лабораторные 6 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.7. Номенклатура, строение, физические и химические свойства углеводов. Способы получения Лекции 6 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.8. Номенклатура, строение, физические и химические свойства углеводов Практические 6 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.9. Изучение свойств гидрокси- и кетокислот, углеводов и полисахаридов Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.10. Синтез на основе целлюлозы и растительного сырья. Синтез на основе углеводов Лабораторные 6 8 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.11. Карбоновые кислоты и их производные, углеводы: номенклатура, строение, физические и химические свойства. Способы получения Сам. работа 6 34 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Нитросоединения, аминокислоты, пептиды, белки, гетероциклические соединения, нуклеиновые кислоты: номенклатура, строение, физические и химические свойства. Способы получения
6.1. Номенклатура, строение, физические и химические свойства аминов, диазо- и нитросоединений Практические 6 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.2. Изучение свойств аминов и диазосоединений Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.3. Синтез азотсодержащих соединений. Синтез на основе реакции диазотирования и реакций диазосоединений Лабораторные 6 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.4. Номенклатура, строение, физические и химические свойства аминокислот, пептидов и белков Лекции 6 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.5. Номенклатура, строение, физические и химические свойства аминокислот, пептидов и белков Практические 6 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.6. Изучение свойств α-аминокислот и белков Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.7. Хроматографическое разделение и идентификация α-аминокислот Лабораторные 6 8 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.8. Номенклатура, строение, физические и химические свойства гетероциклических соединений и нуклеиновых кислот. Способы получения Лекции 6 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.9. Номенклатура, строение, физические и химические свойства гетероциклических соединений и нуклеиновых кислот Практические 6 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.10. Изучение свойств гетероциклических соединений Лабораторные 6 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.11. Синтез гетероциклических соединений Лабораторные 6 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.12. Идентификация органических соединений Практические 6 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.13. Идентификация органических соединений Лабораторные 6 10 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.14. Нитросоединения, аминокислоты, пептиды, белки, гетероциклические соединения, нуклеиновые кислоты: номенклатура, строение, физические и химические свойства. Способы получения Сам. работа 6 43 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.15. Номенклатура, строение, физические и химические свойства аминов, диазо- и нитросоединений. Способы получения Лекции 6 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 / Н. Л. Нам ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ: Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2015 www.biblio-online.ru
Л1.2 И. И. Грандберг, Н. Л. Нам Органическая химия : учебник М. : Издательство Юрайт, 2017 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б. Д. Березин, Д. Б. Березин Органическая химия: учебное пособие для бакалавров часть 2 М. : Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.2 Б. Д. Березин, Д. Б. Березин Органическая химия : учебное пособие для бакалавров часть 1 М. : Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост.: Н. Г. Базарнова, И. Б. Катраков, В. И. Маркин ; под ред. Н. Г. Базарновой Практикум по органической химии : малый лабораторный практикум : [учеб. пособие] Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы в Moodle "Органическая химия" (химический факультет) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
010К лаборатория органического синтеза - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; раковина; весы ВЛТЭ–2200; мешалка верхнеприводная; терморегулятор; вытяжной шкаф; электроплитка; виброизмельчитель «Ардена»; излучатель инфракрасный; центрифуга; сушильный шкаф; магнитная мешалка; водоструйный насос; прибор для определения температуры плавления; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек), песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умений самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в лекционных и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Cамостоятельная работу студентов включает:
• изучение ряда тем с использованием рекомендованных литературных источников, составление конспектов-рефератов, проверку усвоения материала на практических занятиях;
• выполнение в течение семестра индивидуальных заданий по основным темам курса, обеспечивающее систематичность промежуточной аттестации студентов (в тестовой форме в ситеме Moodl);
• подготовку к практическим работам;
• подготовку к выполнению лабораторных работ (ознакомление с теоретическими основами, методикой выполнения работы по практикуму или методическому руководству);
• подготовку к защите лабораторных работ (оформление, расчёты, графики, выводы и заключения, ответы на контрольные вопросы).
Теоретический материал дисциплины «Органическая химия» изучается в течение двух семестров по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «Органическая химия» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических и лабораторных занятиях. Аудиторные занятия (лекции, практические и лабораторные занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к практическим и лабораторным занятиям.
При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы: электронный вариант учебно-методического комплекса (с использованием системы Moodle); ресурсы электронной библиотечной системы; ресурсы Интернет; мультимедийная техника.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на семинарских и лабораторных занятиях. Перед каждым лабораторным занятием студент обязан пройти собеседование и получить допуск к выполнению лабораторной работы. Проверка качества усвоения знаний осуществляется путём:
• устных ответов на практических занятиях;
• оценка отчетов по лабораторным работам;
• дисциплина завершается экзаменом.
• В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
• полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
• правильность ответов на вопросы и задания практической направленности при выполнении лабораторных работ;
• качество выполнения лабораторных работ, полнота и точность ответов при защите отчетов по лабораторным работам;
• использование дополнительных материалов.
Промежуточный контроль заключается в сдаче портфолио, содержащий индивидуальные задания, отчеты по лабораторным работам, результаты сдачи коллоквиума и экзамена. Цель которых проверить усвоение теоретического материала дисциплины, и проконтролировать выполнение всех заданий и работ, предусмотренных программой.
Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины: изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут. Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут. Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час. Подготовка к лабораторному занятию – 2 часа
Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут). При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут). В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в информационной системе. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс, придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф, какие новые понятия введены, каков их смысл, что даст это на практике.