МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-6-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 34
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 34 34 34 34
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к. психол. н., доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к. психол. н., доцент, Любиомва Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 37.05.01 Клиническая психология, квалификация "специалист".

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д. психол. н., профессор Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д. психол. н., профессор Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – cформировать у студентов представление о психологии личности как теоретической и практической области знания, направленной на исследование закономерностей формирования и развития человека в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 готовностью разрабатывать дизайн психологического исследования, формулировать проблемы и гипотезы, планировать и проводить эмпирические исследования, анализировать и обобщать полученные данные в виде научных статей и докладов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные критерии, на основе которых происходит изучение личности в психологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать процедуры уровневого методологического анализа в процессе решении конкретных практических задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком моделирования и интерпретации психологических исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию личности.
1.1. Личность как объект и предмет современной персонологии. Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2
1.2. Личность как объект и предмет современной персонологии. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2
1.3. Личность как объект и предмет современной персонологии. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2
1.4. Особенности становления и развития психологии личности как науки. Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Требования и критерии оценки теории личности. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.6. Требования и критерии оценки теории личности. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии.
2.1. Теории личности в зарубежной психологии. Лекции 3 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Теории личности в отечественной психологии. Лекции 3 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Сравнительный анализ ведущих зарубежных подходов к изучению структуры личности. Практические 3 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Сравнительный анализ ведущих зарубежных подходов к изучению структуры личности. Сам. работа 3 9 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.5. Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной психологии. Практические 3 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.6. Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной психологии. Сам. работа 3 9 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Социогенез и персоногенез личности.
3.1. Человек и его место в различных системах. Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Личность в социогенезе. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности. Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.4. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.5. Проблема саморазвития личности в психологии. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Утлик Э.П. Психология личности: уч. пособие для студентов вузов Академия, 2008
Л1.2 Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Психология личности: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Розин В. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Диянова З. В., Щеголева Т. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 Курс в Moodle "Психология личности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки освоения дисциплины рекомендуется общих уазаний:

1. При подготовки к тестам, семинарским занятиям структурируйте материал, взятый из разных источников, в том числе лекционных терадей.
2. Изучайте первоисточники.
3. При изучении теорий личности своевременно заполняйте тетради с когнтивными картами.
4. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
5. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждениях, задавайте вопросы по непонятным или интересующим аспектам.
6. Своевренно подготовьте сообщение, практичесое задания.